Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа
Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;
2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;
3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;
4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12
1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ
2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29
2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33
2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43
Выводы по второй главе………………………………………………………..….50
Заключение………………………………………………………………..…...51
Список использованной литературы……………………...………..53
Приложения
Дети дают высокую оценку родителям, но мам оценивают выше, а пап - ниже, чем себя. Видимо, сказывается высокий авторитет мам в исследуемых семьях. Мамы больше времени уделяют воспитанию ребенка, чем отцы, они эмоционально ближе. Нами были выявлены следующие данные: благоприятная семейная ситуация выявлена в 21,7% семей, тревожность присутствует в 26,5% семей, конфликтность — в 13% семей, чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают 34,2% детей, враждебность в семейной ситуации у 4,6% детей.
3) Нами были разработаны ряд занятий социального педагога для родителей, которые на наш взгляд помогли в организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ.
Заключение
Дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в социализации детей. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждении, которые предоставляют широкий спектр услуг.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы деятельности социального педагога с семьей. Мы рассмотрели современную российскую семью как объект социальной работы. К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного - культурного наследия. Также мы рассмотрели социальные проблемы и причины их возникновения, технологии работы социального работника с семьей в МДОУ. Мы выяснили, что социальный педагог может эффективно использовать следующие методы и технологии в работе с семьей: анкетирование, опрос, наблюдение, консультирование.
Во второй главе мы рассмотрели и проанализировали практическую деятельность социального педагога в условиях МДОУ, а именно провели исследование по диагностике семьи в МДОУ № 24 «Светлячок», разработали ряд рекомендаций по улучшению работы социального педагога в условиях МДОУ.
При проведении диагностики семьи нами был использован набор соответствующих методик: проективная методика Хаментаускаса, «Кинетический рисунок семьи» (КРС), анализ семейных взаимоотношений (АСВ), опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина, измерение родительских установок и реакций (РАКУ) Е. Шеффера, анкета «Социальный статус и состав семей».
В ходе диагностики нами были получены следующие результаты:
наиболее благополучные семьи - 21,7%, семьи, которые вызывают беспокойство, так как в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи, наблюдаются тревожность и наличие конфликтности - 39,5 %,семьи, где явно выявлено неблагополучие - 38.8 %.
Дети дают высокую оценку родителям, но мам оценивают выше, а пап - ниже, чем себя. Видимо, сказывается высокий авторитет мам в исследуемых семьях. Мамы больше времени уделяют воспитанию ребенка, чем отцы, они эмоционально ближе. Нами были выявлены следующие данные: благоприятная семейная ситуация выявлена в 21,7% семей, тревожность присутствует в 26,5% семей, конфликтность — в 13% семей, чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают 34,2% детей, враждебность в семейной ситуации у 4,6% детей.
Исходя из представленного здесь анализа, можно констатировать – задачи, стоящие перед нами, выполнены, гипотеза подтверждена, что позволяет нам говорить о достижении цели выпускной квалификационной работы.
В заключение, стоит отметить, что тема выпускной квалификационной работы является довольно широкой: в рамках данной работы не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования семьи как объекта социально –педагогической деятельности.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. М. 25.12.1993. № 237.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. М., 1997. 204с.
3. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: Исследовательский центр качественной подготовки специалистов. М., 2002. 76с.
4. Багажнокова Социальная педагогика: \ Под. ред. В. А. Никитина - М, 2002.
5. Берестенева, В.А, Методика и технологии работы социального педагога с семьей. – М.: «ИО «Светоч»»., 2001г.. – 147 с.
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
7. Волкова Т.И Профессиональная подготовка социального педагога. 2002,№3.—с. 53-54.
8. Галагузова, Г.В.Сорвачёва, Г.Н.Штинова. Социальная педагогика. Москва, Владос, 2001г.
9. Гаршенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006г
10. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество Россиян. Москва, 2006г
11. Гуров, В.Н., Селюкова Л.Я., Шинкаренко Н.Ф. Социальная педагогика в действии. - Ставрополь, изд-во СГУПИ, 2004. – 169с.
12. Данилина Т.А., Н.М.Стёпина. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей в ДОУ. Айрис Пресс Айрис дидактика. Москва, 2004г.
13. Должностные обязанности социального педагога // Вестник образования. – 2005. - №11. – С.63-65
14. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
15. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Казань, 2003.
16. Клемантович И. Новая профессия—социальный педагог\ Школа.—2003.-№3.—с. 14.
17. Мигелёва П. В. Содержание и методы работы социального педагога.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 3. 2001.
18. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
19. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Владос, 2006. – 215с.
20. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. 2001.
21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.—Пенза, 2002. - 180 с.
22. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., Владос, 2003г. – 165с.
23. Нагавкина Л.С.. Введение в должность социального педагога. - М., 2000г. – 190с.– 90с.
24. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы - детям», Академия последипломного образования.—М, 2001.
25. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. – 272 с.
26. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.—Москва—Тула, 2003.
27. Торохтий В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.
28. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 2006 - 113с.
29. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. 2002.
30. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: \ Под. ред. В.А. Сластенина.—М., 2001.
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ