Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта[18].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

МИН ОБР И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Амурский гуманитарно-педагогический  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО)

Кафедра коррекционной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА 

По специальной дошкольной педагогике и психологии

Специальность 050717

Тема: «Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила: студентка 2 курса,

СДПП-22

Чаусова А.И.

                                                                                Проверила: Косьмина М.А.,

кандидат психологических

наук

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2011

 

Введение

Актуальность. Восприятие является  очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль  в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта[18].

          В.В. Богословский трактует восприятие как, наглядно- образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. [1].

       Особенности восприятия  у детей  дошкольного возраста с задержкой психического развития  обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность.  Восприятие у этих детей имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема [4].

         Цель исследования: изучить особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

         Задачи исследования: 

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
    2. Выявить особенности восприятия.
    3. Провести эмпирическое исследование восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
    4. Осуществить количественную и качественную обработку полученных результатов.
    5. Разработать рекомендации.

        Предмет исследования: особенности развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

       Объект исследования: восприятие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

       Гипотеза исследования:  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности восприятия, а именно: значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, низкая скорость осуществления перцептивных  операций и недостаточная сформированость образов – представлений – их нечеткость и неполнота.

        Методики исследования:  методика «Наложенных изображений», методика «Незаконченных изображений» и методика «посмотри и узнай».

       Методы исследования: библиографический метод, биографический метод, эмпирический  метод, метод количественной и качественной обработки данных.

        База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре.      

       Теоретическая значимость исследования. Проведен теоретический анализ исследований изучающих особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

       Практическая значимость исследования. Разработаны рекомендации по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I  Теоретический анализ исследований восприятия  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     1.1 Понятие «восприятие» и его развитие в онтогенезе.

      Восприятие – это осознание чувственного данного предмета или явления. В восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения.

       Восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности [18].

       Выделяют следующие свойства восприятия: предметность (отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру); целостность (восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений); структурность (источник структурности восприятия лежит в особенностях самих отражаемых объектов); константность (относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Константность в наибольшей степени наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов); осмысленность восприятия (сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово); апперцепция (восприятие зависит не только от раздражения но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от содержания в психической жизни человека, от особенностей его личности, и называется апперцепцией).

       В основе классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

       Основой другого типа классификаций восприятий являются формы существования материй: восприятие пространства (объединение работы зрительного, тактильно – кинестезического и вестибулярного анализаторов); восприятие времени; восприятие движения (в восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры) [18].

        Задержка психического развития -  понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. На основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения  в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе [12].

         Таким образом, восприятие -  это наглядно- образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Различают такие свойства восприятия как, предметность, целостность, константность, структурность восприятия. Также выделяют восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства.

1.2. Особенности психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

        Задержка психического развития -  понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. На основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения  в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе [12].

        Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности [17].

       В рамках психолого–педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых.

        У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [13].

        Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия [4].

         У детей с ЗПР все  предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

         Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

         Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: несформированность познавательной, поисковой мотивации (дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий);  отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач; низкая мыслительная активность; стереотипность мышления, его шаблонность[14].

         К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.

         У детей с задержкой психического  развития отмечаются  следующие особенности внимания: низкая концентрация внимания (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности); быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость;   низкий уровень устойчивости внимания ( дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью); узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание [14].

         Таким образом, задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

  1.3  Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

        Для детей с задержкой психического развития характерны прежде всего недостаточность¸ ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы.

Информация о работе Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития