Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической
готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
ОЦЕНКА:
За каждый правильно названный цвет начисляется - 1 балл.
3 ЗАДАНИЕ «ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»
ОЦЕНКА:
8 БАЛЛОВ – Правильное полное воспроизведение всех двух частей.
5 БАЛЛОВ – Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.
3 БАЛЛА – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 БАЛЛА – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
0 БАЛЛОВ – Набор бессмысленных слов или полный отказ
4 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ»
Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
5 ЗАДАНИЕ «ПРОЦЕСС СЧЕТА»
Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь, сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»
ОЦЕНКИ:
5 БАЛЛОВ – счет без моторных компонентов
4 БАЛЛА – Беззвучное проговаривание (движение губ)
3 БАЛЛА – Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.
2 БАЛЛА – Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним
1 БАЛЛ –
Прикосновение пальцем к
0 БАЛЛОВ – Отказ отвечать
6 ЗАДАНИЕ «ПОРЯДОК СЧЕТА»
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3….. Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.
7 ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»
Используются картинки из 4 задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта – для фруктов, эта – для овощей, эта – для цветов. Собери пожалуйста сюда – все фрукты, сюда – все овощи, а сюда – все цветы.
ОЦЕНКА:
За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.
8 ЗАДАНИЕ «ВОСПРИЯТИЕ КОЛИЧЕСТВА»
Состоит из двух частей.
ОЦЕНКИ:
Правильные самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель – 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.
9 ЗАДАНИЕ: «РАЗМЕЩЕНИЕ ФИГУР»
МАТЕРИАЛЫ: Три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.
У треугольника три угла, у четырехугольника – 4 и т.д.
За каждое правильное объяснение – 1 балл
ИНСТРУКЦИЯ: Собери и положи, пожалуйста, все четырехугольники, все треугольники, все круги.
За каждую правильно собранную кучку начисляется 1 балл.
10 ЗАДАНИЕ: «СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК»
МАТЕРИАЛ: Четыре пары сравниваемых картинок
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
ОЦЕНКИ:
2 БАЛЛА – правильное решение без помощи
1 БАЛЛ – правильное решение с помощью
0 БАЛЛОВ – решения нет
Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4 пары картинок – 8 баллов.
11 ЗАДАНИЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ»
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.
ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы прямоугольники. У каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие детали к ним.
ОЦЕНКИ:
Каждое правильное решение оценивается в один балл.
12 ЗАДАНИЕ:
«ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Ребенку предлагаю воспроизвести стихотворение из задания 3. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать.» Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.
13 ЗАДАНИЕ: «НАХОЖДЕНИЕ АНАЛОГИЙ»
ИНСТРУКЦИЯ: «Ответь пожалуйста, на несколько вопросов:
1. Днем светло, а ночью … темно
2. Птица поет, а собака … лает
3. Машина едет, а самолет … летит
4. Голубь летает, а рыба … плавает
5. У кошки шерсть, а у утки … перья
6. Платье сшито из ткани, а ботинки … из кожи.
ОЦЕНКИ:
Каждое правильное решение оценивается в один балл.
14 ЗАДАНИЕ: «СРИСОВАНИЕ»
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт.
ИНСТРУКЦИЯ: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда и здесь положить узоры.
ОЦЕНКИ:
Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 БАЛЛОВ – рисунок
похож, адекватен формам и
3 БАЛЛА – рисунок, в общем, похож на образец, но допущены некоторые
искажения форм.
2 БАЛЛА – рисунок частично похож на образец, основные формы неузнаваемы,
но некоторые детали можно угадать.
0 БАЛЛОВ – рисунок совсем не похож на образец, каракули.
15 ЗАДАНИЕ «ОПИСАНИЕ КАРТИНКИ»
Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке?»
ОЦЕНКИ:
А) РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ.
2 БАЛЛА – беглая речь без запинок
1 БАЛЛ – достаточно беглая речь, но есть паузы
0 БАЛЛОВ – речь запинающаяся, прерывная
Б) ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
8 БАЛЛОВ – хорошо
структурированные сложные
соединительные союзы.
6 БАЛЛОВ – сложные
предложения, стереотипно
4 БАЛЛА – преимущественно простые предложения
1 БАЛЛ – преимущественно неполные предложения
0 БАЛЛОВ – построение предложений нарушено
В) АРТИКУЛЯЦИЯ
2 БАЛЛА – четкое произношение звуков.
1 БАЛЛ – нечеткое произношение звуков.
Г) ФАНТАЗИЯ
Оценивается в один балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или что будет.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию – 13 баллов.
2.2 Обработка и интерпретация результатов
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ
«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Фамилия, Имя Возраст |
№ заданий |
Оценка |
|
Вика П. 5 лет |
1 |
0 |
|
2 |
12 |
||
3 |
0 |
||
4 |
6 |
||
5 |
4 |
||
6 |
15 |
||
7 |
6 |
||
8 |
6 |
||
9 |
9 |
||
10 |
8 |
||
11 |
4 |
||
12 |
5 |
||
13 |
5 |
||
14 |
5 |
||
15 |
5 |
Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1030
Сумма баллов: 90
Проценты: 40%
Компоненты умственного развития |
№ задания |
Набрал баллы |
Максимальные баллы |
Обучаемость, как способность к обучению |
3,8, 12 |
11 |
22 |
Уровень образования понятий |
1,4,13 |
11 |
21 |
Уровень развития речи |
1, 15 |
5 |
20 |
Знание об окружающем мире |
1,4,9, 13 |
20 |
30 |
Овладение отнош. множеств |
5,6,7,8 |
21 |
41 |
Знание форм и их различий |
9,11 |
13 |
13 |
Уровень развития восприятия |
2,10,11,13,14 |
34 |
35 |
Способность к работе с карандашом |
14 |
5 |
12 |
Умение классифицировать предметы |
7,9 |
15 |
17 |
Память |
3, 12 |
5 |
16 |
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ
«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Фамилия, Имя Возраст |
№ заданий |
Оценка |
|
Никита Ив. 5 лет |
1 |
3 |
|
2 |
15 |
||
3 |
5 |
||
4 |
8 |
||
5 |
5 |
||
6 |
22 |
||
7 |
8 |
||
8 |
6 |
||
9 |
9 |
||
10 |
8 |
||
11 |
4 |
||
12 |
8 |
||
13 |
5 |
||
14 |
6 |
||
15 |
8 |
Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1030
Сумма баллов: 116
Проценты: 98%
Компоненты умственного развития |
№ задания |
Набрал баллы |
Максимальные баллы |
Обучаемость, как способность к обучению |
3,8, 12 |
19 |
22 |
Уровень образования понятий |
1,4,13 |
16 |
21 |
Уровень развития речи |
1, 15 |
11 |
20 |
Знание об окружающем мире |
1,4,9, 13 |
25 |
30 |
Овладение отнош. множеств |
5,6,7,8 |
41 |
41 |
Знание форм и их различий |
9,11 |
13 |
13 |
Уровень развития восприятия |
2,10,11,13,14 |
34 |
35 |
Способность к работе с карандашом |
14 |
6 |
12 |
Умение классифицировать предметы |
7,9 |
17 |
17 |
Память |
3, 12 |
13 |
16 |
Информация о работе Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста