Особенности социальной адаптации детей в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

 

Трудности социализации детей-сирот .В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.

 

Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

 

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».

 

В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

 

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

 

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

 

В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

 

Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

 

Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

 

Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

 

Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.

 

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.

 

Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

 

Критерии преодоления трудностей социализации:

 

- социальная адаптированность  – способность адаптироваться  к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;

 

- устойчивость к неблагоприятным  социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных  качеств;

 

- готовность к социальным  действиям, саморазвитие и самореализация  в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность  к самоопределению.

 

В основу организации жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы:

 

- социализация: передача  жизненного опыта при минимальном  давлении на ребёнка со стороны  воспитателя;

 

- индивидуализация: учёт  индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ  развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического  диагностирования;

 

- оздоровление: восстановление  психосоматического здоровья и  профилактики заболеваний детей.

 

Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности.

 

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

 

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

 

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

 

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.

 

1.4 Деятельность специалистов  детского дома по формированию  социальной адаптации воспитанников 

 

ГОУ «Тарногский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был открыт в августе 1995 года по адресу: Вологодская область, Тарногский район, деревня Игумновская.

 

В 90-х гг. в детских домах (и других учреждениях) была введена должность социального педагога – специалиста, который организует социально-педагогическую деятельность, направленную на создание условий для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.

 

В социально-педагогической деятельности детского дома участвуют такие специалисты, как социальный педагог, психолог, воспитатели, заместитель директора по УВР, учителя. Для того чтобы взаимодействие специалистов в условиях детского дома было эффективным, необходимо четко различать их функциональные обязанности и роль в тех или иных направлениях деятельности.

 

Социальный педагог – это специалист, в область которого входит организация социального воспитания ребенка и создание условий для его успешной социализации.

 

При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.

 

Социальный педагог призван сыграть центральную роль в реализации комплексной системы поддержки и сопровождения детей-сирот. Миссия социального педагога – является полномочным представителем и защитником интересов подростков-выпускников в разнообразных социальных институтах, быть профессионально и личностно обособленным консультантом для ребенка по широкому спектру жизненных и личностных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности детей.

 

Модель профессиональной компетентности социального педагога детей, проживающих в детском доме и выпускников, включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптированности. Для выполнения своей профессиональной роли социальный педагог должен ориентироваться в особенностях индивидуальной, групповой, профессиональной психологии в самом широком смысле этого слова, условиях и специфике деятельности субъектов социального взаимодействия, особенностях среды, условиях и специфике деятельности тех или иных социальных институтов.

 

Основным направлением работы социального педагога по социальной адаптации, является его деятельность как «универсального консультанта» и «универсального посредника».

 

Ведущая функция социального педагога – посредничество между воспитанником и социальной средой, окружающей его.

 

Социальный педагог:

 

- обеспечивает соблюдение  прав детей, защищает интересы  воспитанников в случае нарушения  прав или совершенного правонарушения;

 

- осуществляет контакты  с учреждениями образования, в  которых обучаются дети, со специалистами  службы социального обеспечения, с органами внутренних дел, здравоохранения, общественными организациями, которые  могут оказать содействие в  патронировании выпускника и  их специалистами;

 

Другая важная функция социального педагога – создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников. Её реализация предполагает:

 

- диагностику с выявлением  психологических особенностей воспитанников, способностей, потребностей, возможностей, интересов, круга общения, проблем, изучение особенностей жизни, позитивных  и негативных влияний окружения  и установлением «социального  диагноза»;

 

- выработка прогноза социального  развития воспитанников с учетом  личностных особенностей, уровня  интеллекта, мотиваций, микросоциального  окружения, планирования социально-профилактической  тактики для молодых людей  группы социального риска;

 

- консультирование по  широкому спектру вопросов;

 

- помощь в решении жизненных  и личных проблем, поддержка становления  самостоятельности воспитанников;

 

- содействие повышению  уровня самооценки воспитанников, обретение уверенности в себе, осознание ответственности за  свои поступки, навыкам конструктивного  общения, творческого мышления, преодолению  кризисных ситуаций, избегание асоциальных  соблазнов;

 

- организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников  с помощью профессиональной ориентации, профессиональной адаптации;

 

- профилактику социальной  дезадаптации, в том числе безработицы, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т.д., привлечением  социально-юридических и медико-психологических  служб;

 

- профилактику вторичного  сиротства с содействием в  развитии способностей к принятию  самостоятельного решения жизненных  проблем будущих выпускниц детского  дома, влияние на формирование  привязанности молодой матери  к ребенку, поддержки родительских  чувств, обогащением их позитивного  взаимодействия.

 

Работу социальный педагог осуществляет по следующим направлениям:

 

1. Создание хорошего психологического  климата внутри детского дома (участие в работе над годовым  планом; проведение семинаров, консультаций  для воспитателей и младших  воспитателей по вопросам правовой  защиты воспитанников, их адаптации  в условиях детского дома, решение  конфликтных ситуаций; индивидуальная  работа с воспитателями; участие  во всех мероприятиях, проводимых  внутри детского дома).

 

2.  Охрана и защита  прав воспитанников.

 

3. Профориентация воспитанников.

 

4.  Определение профессиональной  направленности воспитанника.

 

Цель – комплексная подготовка детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

 

Главная задача социального педагога – организация системы воспитания и образования.

 

Решение этой задачи предполагает:

 

- удовлетворение потребностей  детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования;

 

- разработка и внедрение  новых методов обучения;

 

- организация непрерывного  образования по престижным и  конкурентоспособным профессиям  на рынке труда.

 

Этапы работы социального педагога:

 

1. Подготовительный –  знакомство с детьми при поступлении  их в учреждение, факторами среды  жизни ребенка, установление контактов, социальная диагностика, педагогические  возможности личности; создание  картотеки детей, учёт потребностей  и возможностей, краткий анализ  состояния работы.

 

Методы исследования – психологическое тестирование (анкета «Адаптация к школьному обучению»; опросник предпочтений; диагностика психических состояний; наблюдения, интервью, рисунки с целью выявления режима учреждения на адаптацию ребенка в среде).

 

2. Организационный – анализ, дифференциация, классификация проблем, «вживание в среду». Социальный  педагог определяет приоритеты  в своей работе, формы социального  творчества, обеспечивает координацию  в работе социальных институтов (семья, школа, оздоровительные учреждения).

 

Формирует актив социальных помощников, изучает возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом; систематизирует результаты социально-педагогических исследований.

 

3. Непосредственно социальной  работы – наблюдение, консультирование, помощь в защите и охране  прав ребенка, изучение и анализ  сложных ситуаций, осуществление  различного рода «вмешательств», координирование педагогически  обоснованных выборов средств, форм  и методов работы с наблюдаемыми  детьми.

Информация о работе Особенности социальной адаптации детей в условиях детского дома