Особенности становления магистратуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:42, реферат

Краткое описание

Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно как научно-исследовательские, готовящие слушателей к преподавательской или научной карьере. Это существенно ограничивало область использования таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно должны иметь сильный исследовательский компонент, но в смысле обучения студентов навыкам сбора, анализа и использования информации для принятия решений. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 История возникновения магистратуры в России...…..…..………...4
2 Болонский процесс и его цели……………….……………..………..6
3 Прохождение обучения в магистратуре…………………………...11
4 Российское законодательство касающееся магистратуры………..13
Заключение……………………………………………………………...17
Приложение………………………………………………………………18
Список использованных источников……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУРЫ В РОССИИ.docx

— 90.47 Кб (Скачать файл)

Однако, мобильность в  российских условиях доступна лишь немногим категориям граждан в силу высоких транспортных тарифов, специфических особенностей рынка труда в каждом регионе РФ, недоступности цен на жилье и т.п. Поэтому понятие мобильности студентов, преподавателей, научных работников, выпускников вузов может быть трансформировано в виртуальную и профессиональную мобильность. Элементами виртуальной мобильности являются дистанционное образование и работа на зарубежные фирмы. Фундаментальность образования - главная основа для профессиональной мобильности и профессиональной гибкости выпускников вузов. К профессиональной мобильности можно отнести получение второго высшего образования, переподготовка кадров, повышение квалификации, дополнительные образовательные услуги. Одной из задач обеспечения профессиональной мобильности является повышение роли вузов в формировании социальной и культурной среды, привлекательной для реализации жизненных устремлений всех жителей региона. Перевод центра активности ведущих вузов страны с поиска сильных абитуриентов в регионах на содействие профессиональному росту профессорско-преподавательского состава вузов по всей России.

Одно из центральных положений  Болонской декларации - это установление многоуровневой  системы  высшего  образования  при базовой структуре «бакалавриат-магистратура». Берлинское коммюнике 2003 года определяет 2010 г. как год начала перехода на указанную систему. Первая ступень - подготовка кадров исполнительского типа (бакалавр). Вторая ступень - подготовка кадров творческого, креативного типа (магистр). Каждая ступень должна готовить не только специалистов, востребованных на рынке труда, но и обеспечивать возможность продолжить образование дальше. В России есть положительные примеры 2-х ступенчатого образования. В 1990-е годы, в основном, негосударственные образовательные учреждения освоили программы подготовки бакалавров по специальностям "Юриспруденция", "Менеджмент", "Экономика".

Освоение новой двух- или  трехступенчатой системы высшего образования потребует разработки государственных образовательных стандартов нового поколения. Совершенно очевидно, что программы подготовки бакалавров и магистров необходимо разрабатывать с учетом конкретных требований работодателей, как регионального, так и государственного масштабов. Это позволит значительно снизить уровень безработицы среди выпускников вузов. Возможна ситуация, когда будут вузы, готовящие только бакалавров (в регионах, в небольших вузах) — и вузы, готовящие только магистров (в более крупных городах и вузах). В последнем случае можно представить себе и зональные консорциумы вузов: вполне реальна ситуация, когда ни один отдельно взятый вуз региона или не в состоянии «освоить» магистерскую программу, но, соединив усилия, собрав лучших специалистов из разных вузов, консорциум может поставить полноценную программу магистерского уровня.

Одна из многих целей декларации - повышение качества образования и установление общеевропейских критериев его оценки. Повышение качества образования невозможно без универсальной единой системы его контроля. В условиях современных информационных технологий востребован неквалифицированный и высококвалифицированный труд.

Повышение качества образования  необходимо решать на нескольких уровнях:

- Европейский уровень.  Разработка, согласованных в рамках единого  образовательного пространства,  перечня стандартов,  процедур и основных    принципов    обеспечения    качества образования.

-  Национальный уровень.  Система обеспечения качество образования должна включать точное распределение обязанностей,  участвующих в образовательной деятельности органов и учреждений, внешнюю и внутреннюю экспертизу, аккредитацию и аттестацию вузов, международное партнерство в сфере качества образования.

-  ВУЗовский уровень. Разработка внутри ВУЗовской системы обеспечения качества образования, включающая рейтинговую оценку деятельности преподавателей и учебу студентов, модульный принцип построения учебного процесса.

Также декларация преследует цели: развитие непрерывного образования;

введение совместных (эквивалентных) образовательных программ и степеней; усиление     интеграции     науки     и образования; содействие внедрению  европейского мировоззрения, сохранение ценностей европейского гуманизма; повышение ответственности образовательных учреждений за социальное сплочение общества; открытость  Европейского   союза  в науке и образовании.

Целесообразно рассматривать  участие России в Болонской конвенции  как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Сегодня в российской системе образования  магистратура входит в структуру  высшего профессионального образования. На сегодняшний момент выпускники вузов  могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста или  магистра по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие  образовательные программы могут  быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Прохождение обучение в магистратуре

Магистратура – это  возможность повысить уровень своего образования и получить диплом, который  будет признаваться во всем мире. Но многие студенты предпочитают традиционный путь обучения, а именно 5 лет и  получение диплома специалиста. Некоторых останавливает дополнительный год обучения, ну а многие просто не представляют, как строится организационно-учебный процесс в магистратуре. Теперь рассмотрим, как проходит процесс обучения в магистратуре российского ВУЗа.

После зачисления в магистратуру по итогам сдачи вступительных экзаменов  и защиты перед комиссией бакалаврской выпускной работы, магистры первого  курса начинают учиться по специальной  программе.

Данную программу составляют специально под конкретный факультет  и специальность, а также утверждают на заседании ученого совета факультета и ВУЗа. В программу входят дисциплины, которые также читаются у пятикурсников  и учебные дисциплины, разработанные  специально для магистрантов.

Специальные дисциплины включают в себя методические разработки углубленных  курсов дисциплин данного факультета. То есть студенты, учащиеся в магистратуре изучают новые и углубленные  аспекты раннее преподававшихся  им предметов, а также предметы со смежных специальностей. Например, в магистратуре, где готовят журналистов, преподают не только углубленно журналистику, но и новые знания по психологии и PR.

Также будущие магистры изучают  философию и английский язык, а  на втором курсе магистратуры они  сдают эти предметы как государственные  экзамены.

Второй курс магистратуры отводится для самостоятельного обучения и написания магистерской диссертации. Поэтому занятия чаще всего бывают один раз в неделю и то только в первом семестре.

В конце второго курса  магистрант должен сдать научному руководителю на проверку свою магистерскую диссертацию.

Магистерская диссертация  – это серьезное самостоятельное  исследование, которое очень сильно отличается от обычного диплома.

Магистрант должен представить  к защите, не просто текст с практической частью, а большую научную работу с проверенными данными, отличающуюся новизной и актуальностью данного  исследования.

В магистерской диссертации  обязательно должны быть представлены самостоятельно проведенные автором  опыты и исследования, опросы, эксперименты, которые доказывают актуальность и  новизну исследования.

В конце срока обучения магистранты сдают государственные  экзамены с комиссией и защищают свою магистерскую диссертацию перед  ученым советом, и после этого  получают диплом магистра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Российское законодательство касающееся магистратуры

Современное положение о  магистратуре в России определяется законами РФ "Об образовании" и "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании".

27 октября 2007 г. опубликован  в Российской газете и вступил  в силу Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Закон внес ряд изменений  в законодательство, касающееся высшего образования, в частности: уровни образования - закон вводит вместо существовавших ранее ступеней высшего профессионального образования ( бакалавр - срок обучения не менее 4 года, специалист – не менее 5 лет и магистр не менее – 6 лет)

Уровни высшего профессионального образования:

«высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно  прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; и высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.» (статья 6, п. 2 Закона N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Начиная с 2009 г. по большинству  направлений подготовки образование  будет вестись по двухуровневой  системе бакалавриат – магистратура. Подготовка специалистов будет сохранена для ограниченного ряда специальностей (как ожидается, в медицинских, инженерных и творческих вузах)

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования  по очной форме обучения составляют:

- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;

- для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;

- для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

(статья 6 пункт 4 закона N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании)

Условия приема:

«Прием граждан на конкурсной основе в государственные и муниципальные  образовательные учреждения высшего  профессионального образования  проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.» ст. 16 п. 3 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для  получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального  образования, а для получения  квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата."; ст. 24 п.1 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

Магистратура и второе высшее образование

«Получение образования  по следующим образовательным программам высшего профессионального образования  рассматривается как получение  второго высшего профессионального  образования:

1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста,  диплом магистра»

(ст. 24 п. 4 Закон РФ N 3266-1"Об  образовании")

(ст. 6 п. 5 Закона N 125-ФЗ "О  высшем и послевузовском профессиональном  образовании).

«Лица, желающие освоить  программу специализированной подготовки магистра по данному направлению  и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются  к конкурсу по результатам сдачи  экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению».

Изменения в действующие  государственные образовательные  стандарты высшего профессионального  образования по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) «магистр» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров»

Магистратура и военная  служба.

«Право на отсрочку от призыва  на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в:

- имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:….

- программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ»

(ст. 2, п. 5 Закона «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской федерации в  связи с сокращением срока  военной службы по призыву»  от 06.07.2007 №104-ФЗ (Данная редакция  вступает в силу с 1 января 2008 года.))

Особое внимание обращаем на то, что отсрочка от призыва предоставляется магистрантам только в случае, если они поступили в магистратуру в год получения квалификации бакалавра и не предоставляется лицам, имеющим диплом специалиста или магистра. Т.е. при поступлении в магистратуру лиц уже имеющих диплом специалиста или магистра отсрочка не предоставляется. Магистратура в данном случае будет рассматриваться как второе высшее образование.

Информация о работе Особенности становления магистратуры в России