Особенности формирования математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:32, дипломная работа

Краткое описание

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель - изучить особенности формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Определить значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов.
4. Выявить возможности задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного
возраста.…..……………………………………………………………………..…..7
1.1 Особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста………………………………………………………………...…….7
1.2. Формирование элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста………………………………………...……..12
1.3 Методика формирования представлений о форме предметов у детей
старшего дошкольного возраста…………………………………..………26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
элементарных математических представлений о форме у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………………...35
2.1. Описание исследования……………………………..………………...35
2.2 Характеристика уровня развития представлений о форме предметов
у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе
эксперимента…………………………………………….…………………37
2.3 Проведение занятий на развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы…………………….………………..42
2.4. Определение уровня развития представлений о форме предметов у
детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе
эксперимента……………………………………………….……………...46
Заключение…….……………………………………………..…….…………….50
Список используемой литературы….……..…………….……….……………52

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

Развитию операций умственной деятельности в старшей группе уделяют  большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Если в младших группах  при первичном выделении того или иного свойства сравнивались предметы, отличающиеся лишь одним данным свойством, то есть теперь предъявляются предметы, имеющие уже 2 – 3 признака различия.

Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений  достигается выполнением разнообразных  действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении  задач одного типа производятся в  определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно ими пользуются.

Так как осознание  содержания задачи и способов ее решения  детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В старшей группе расширяют  виды наглядных пособий и несколько  изменяют их характер. В качестве иллюстративного  материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.

С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути». [3; с.252.]

Наглядной опорой служит «заместители» реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Наглядность активизирует детей  и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы.

В работе с детьми 5 – 6 лет повышается роль словесных  приемов обучения. Указания и пояснения  педагога направляют и планируют  деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы.

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних  и тех же математических связей и  отношений. Существенное значение имеет  обработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задания у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям ее осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети учатся отчитываться, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку  можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания.

Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением  разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые  упражнения, в основе которых лежат  действия по представлению: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее».

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулировать проявление детьми самостоятельности, активизируя их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры и соревнования: «Кто быстрее найдет?».

Воспитание  навыков учебной деятельности. Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает его, и товарищей, работает не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними.

Способность управлять  своим вниманием у детей 5 лет  только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца. При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.

В старшей группе детям  часто дают задания, которые на ряду с решением учебной задачи тренируют  произвольное внимание и память.

Большое внимание уделяют  развитию самоконтроля. Основным средством  развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполненном задании, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправит их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому сначала их учат контролировать работу друг друга. Например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога, оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.

В старшей группе продолжают формировать навыки организованного  поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия.

На занятиях по математике использует большое количество пособий, поэтому важно предусматривать  порядок их размещения. Целесообразно  при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы в вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу – в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса. В каждом конкретном случае определяют, что должны сделать дежурные по занятию и что – каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.

Таким образом, в старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления детей, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяют формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий, смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.

Подготовительная  к школе группа.

К моменту поступления  в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме  и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Практика показывает, что затруднения первоклассников  связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины и меры. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств. Они начинают понимать, что самым точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерения величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться  в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают  предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развивается глазомер, быстрота реакции на формую

Не менее важно в  этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

У детей должны быть воспитаны  устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и  стремление самостоятельно их приобретать.

Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает  обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний приобретенных  детьми в предыдущих группах.

Организация работы на занятиях.  Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях. Как следует строить их, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми знаний?

В подготовительной к  школе группе по математике проводятся 2 занятия в неделю, в течение  года – 72 занятия. Продолжительность занятий: первого – 30 – 35 мин, второго – 20 – 25 мин. [3; с.256.]

Структура каждого занятия  определяется его содержанием: посвящается  ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.

Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т.е. на 3 – 5-й мин от начала занятия, и заканчивают на 15 – 18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3 – 4 мин в начале и 4 – 8 мин в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

На втором и третьем  занятиях по данной теме ей отводят  примерно 50% времени, а во второй части  занятия повторяют непосредственно  предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.

Проводя занятия, важно  органически связать его отдельные  части, обеспечить правильное распределение  умственной нагрузки, чередование видов  и форм организации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методика формирования представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста

 

Для реализации программных  задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских  геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера.

Еще до проведения систематических  занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить  восприятие детей, накопить у них  представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.

На занятиях детей  учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении  с другой.

На первом занятии  первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий.

Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять  в руки такую же. Затем педагог  организует действия детей с данными  фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание  и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

На последующих занятиях организуется система упражнений с  целью закрепления у детей  умений различать и правильно называть геометрические фигуры: [20; с.112.]

а) упражнения на выбор  по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может  быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;

б) упражнения на выбор  по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т.п.; в вариантах  упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;

в) упражнения в форме  дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего  не стало?», «Найди свой домик» и др.

У детей пятого года жизни  нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Чтобы уточнить представления детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру, как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения), дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.

Информация о работе Особенности формирования математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста