Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:32, дипломная работа
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель - изучить особенности формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Определить значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов.
4. Выявить возможности задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.
Введение…………………………………………………………………….………..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного
возраста.…..……………………………………………………………………..…..7
1.1 Особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста………………………………………………………………...…….7
1.2. Формирование элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста………………………………………...……..12
1.3 Методика формирования представлений о форме предметов у детей
старшего дошкольного возраста…………………………………..………26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
элементарных математических представлений о форме у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………………...35
2.1. Описание исследования……………………………..………………...35
2.2 Характеристика уровня развития представлений о форме предметов
у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе
эксперимента…………………………………………….…………………37
2.3 Проведение занятий на развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы…………………….………………..42
2.4. Определение уровня развития представлений о форме предметов у
детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе
эксперимента……………………………………………….……………...46
Заключение…….……………………………………………..…….…………….50
Список используемой литературы….……..…………….……….……………52
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития уровня представлений детей о форме предметов, об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что уровень развития представлений о форме предметов у старших дошкольников зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно от применения задач-головоломок, подтвердилась.
Таким образом, выполненное нами исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов вносит определенный вклад в разрешение обозначенной проблемы.
Список используемой литературы.
1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.- 241с.
2.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.-60с.
3.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с.
5.Гербова В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.- Изд.: Мозаика-Синтез, 2005.-344с.
6.Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 128 с.
7.Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
8.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1997. – 160 с.
9.Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - С.17-20.
10.Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М. Физкультура и спорт, 1990.-125с.
11.Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с.
12.Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 1993. - 108 с.
13.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с.
14.Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 176 с.
15.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). - СПб.: Акцидент, 1998. - 94 с.
16.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - СПб.: Детство - Пресс, 1999. - 128 с.
17.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с.
18.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Яр-ль: академия развития, 2006-144с.
19.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с
20.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.