Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать условия формирования патриотизма у современной молодёжи.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания формирования патриотизма у современной молодёжи.
2. Выявить специфику процесса патриотического воспитания в России.
3. Определить влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире
1.1 Понятие патриотизма………………………………………………………...6
1.2 Отношение к патриотизму в истории России……………………………...13
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств
2.1 Процесс патриотического воспитания в России…………………….…....22
2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39
В настоящее время, в период глубокого раскола российского общества и естественного отсутствия единой государственной идеологии, нет и единого понимания патриотизма. В ходу широкий диапазон определений этого понятия, начиная от: «патриотизм — это последнее прибежище негодяев» (с родиной в Англии), и кончая «патриотизм — это возвышенное состояние рафинированной русской души». При этом большинство определений даются на чисто эмоциональном уровне, что принципиально меняет смысл этого явления. Очевидно, привязанность к родной земле, населённому пункту, соответствующей природе, родственному народу, языку передаётся генетически, то есть это скорее биологическое качество человека. Но ведь человек уже давно — существо социальное. И этого нельзя не учитывать. Он воспитывается средой, формирует свою индивидуальную систему ценностей. Иными словами, чувственный, эмоциональный подход к определению понятия «патриотизм» является односторонним, не системным, не диалектическим. Представляется необходимым иметь единый, общепризнанный подход к определению патриотизма. Правительство РФ 26 февраля 2001 года приняло постановление «О патриотическом воспитании граждан РФ на 2001—2005 годы». Но как можно реализовать это постановление, если граждане понимают патриотизм совершенно по-разному? Очевидно, если Правительство действительно желает заботиться о воспитании граждан, оно должно позаботиться и о единстве понимания слова «патриот».
Наверное, следует разграничить понятия патриотизма на чувственном уровне и патриотизма, основанного на социально значимых интересах всего общества, государства, Отечества, поскольку эти понятия не всегда совпадают. То есть, патриотизм, как и гражданственность, являясь составной частью общественного сознания, отражает неравнодушие к своему Отечеству, любовь к нему и предполагает активную гражданскую позицию во благо Родины. С правовой точки зрения патриотизм отражает право народа жить в определённой географической среде в соответствии со своими исторически сложившимися традициями и обычаями и право защищать это.
Многообразие понимания и проявления патриотизма в обществе вытекает из многообразия его слоёв и групп, различающихся исповедуемой системой ценностей. Буржуазия, например, преследует свои корыстные интересы и имеет своё понимание патриотизма, которое во многом пересекается с космополитизмом. Для этого слоя сохранение и преумножение капитала и власти, чаще всего, выше национальных интересов. Поэтому надеяться на общенациональный патриотический порыв, направленный на возрождение России, особенно в настоящее время, в период первоначального накопления капитала, просто наивно. Сегодня целесообразно говорить о государственном патриотизме, отражающем интересы не только элиты, но и большинства населения страны. При этом подразумевать не государство как управляющую систему, отражающую сегодня интересы только элиты, буржуазии, а государственность как систему, включающую географическую территорию, население и собственно государство. Государственный патриотизм основывается на согласованных гражданских действиях, направленных на благо большей части населения и Отечества в целом. Согласованность действий в свою очередь может быть основана на общности интересов национальной буржуазии и остального населения страны возможно и временных.
Российская государственность прошла три периода в своём развитии: дохристианский — ведический, христианский и социалистический. Наверное, целесообразно в будущее брать всё лучшее, соответствующее интересам Отечества от каждого из них.
В досоциалистические времена государство воспитанию патриотизма в народе всегда уделяло огромное внимание. Вспомните труды Татищева, Карамзина, Ключевского, другие памятники истории и культуры. Все они превозносят доблесть, разум, честь и достоинство русского человека. Нельзя без волнения и гордости за наших предков читать надписи на памятниках русской воинской славы ХVIII—ХIХ веков. Тогда умели найти слова, пробуждающие русскую душу! Какие чувства может, например, вызвать надпись на Чесменской колонне в Пушкине: «Русская эскадра в составе десяти военных кораблей и семи фрегатов 24 июня 1770 года разбила и обратила в бегство турецкую эскадру из шестнадцати линейных кораблей. Фрегатов, галер, бригантин и мелких судов было более ста». А надпись на Морейской колонне: «….Русских войск было числом шестьсот. Они не спрашивали многочислен ли неприятель, но где он. В плен было взято турок шесть тысяч». Разве после прочтения такого текста может возникнуть другое чувство, кроме восхищения, гордости за своих предков и желания быть похожими на них? А сколько зданий в старинных русских городах украшено воинскими атрибутами?! Это тоже, несомненно, внушало патриотические чувства. Погибнуть за свой народ, царя и Отечество считалось честью!
В советское время этот опыт патриотического воспитания нашёл дальнейшее развитие. Вспомните, сколько книг, кинофильмов, театральных постановок и других произведений искусства было посвящено воспеванию советского человека, его трудовых и воинских подвигов! И русский человек не мог не гордиться своей Родиной, её успехами и достижениями. Он не мог не считать честью её защиту. Мужчин, не служивших в армии, в народе считали неполноценными. К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратное.
К сожалению, наши древние традиции ныне во многом забыты, и власть имущие делают всё для их искоренения. Основным орудием при этом являются СМИ, которые на практике исполняют постановление о патриотическом воспитании. На порнухе, насилии, сексе и мордобое не воспитаешь патриотов. Да они этого и боятся.
Только разработка Морального кодекса граждан России, утверждение его на всенародном референдуме, принятие соответствующих юридических законов, устанавливающих суровую ответственность СМИ за аморальную, антинародную пропаганду, создание специальных органов контроля может изменить положение. Свобода слова не должна выходить за рамки интересов большинства населения, Отечества. Советую вспомнить, что любое человеческое сообщество, начиная от семьи и кончая коалицией государств, создаётся для блага всех его учредителей!
Итак, воспитание патриотизма, гражданственности, неравнодушия, активности народа — необходимое и достаточное условие возрождения России как великого процветающего государства.
Пробуждение национального самосознания народа возможно только на основе лучших народных традиций, хранимых памятниками истории и культуры, русским языком.
Решающую роль при этом играют СМИ. Для выполнения этой задачи необходимо поставить их под нравственный контроль путём утверждения на всенародном референдуме Морального кодекса россиянина, разработки и принятия на его основе юридических законов и строжайшего контроля за их исполнением. Необходимо законодательно закрепить сохранность в чистоте русского языка.
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств.
2.1 Процесс патриотического воспитания в России.
Само управление процессом героико-патриотического воспитания связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств воспитания. Так как в процессе воспитания возникает множество связей между внутренним состоянием и внешними условиями, то мы имеем дело с множеством факторов.
Анализ основных внутренних факторов показал, что: эмоциональный фактор выражается в устойчивых эмоциональных состояниях, любви к Родине, верности Отечеству, уважении к традициям, культуре, родному языку, гражданам, правопорядку; когнитивный фактор отражает мыслительную деятельность личности, ее познавательную активность; волевой фактор связан с готовностью к правоохранительной деятельности, приложением целенаправленных усилий защитного характера в процессе учебной, исследовательской, практической деятельности; праксиологический фактор характеризуется включением в активную защитную деятельность.
Наряду с внутренними факторами действуют и факторы внешние. К ним относится политика государства. Высшей задачей государства является создание условий для обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, укрепления их уверенности в завтрашнем дне. Другим внешним фактором выступают общественные потребности, выраженные в типе образования личности и адаптивности системы образования. Доверие граждан государству определяется тем, как оно "защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников", и если в чем-то недорабатывают органы законодательной и исполнительной власти, суды, правоохранительные структуры, то подрывается авторитет власти в целом. К внешним факторам процесса воспитания следует отнести и тот или иной коллектив, социокультурную среду, в которой существует индивид. Следующим внешним фактором выступают родители, родственники, друзья как референтная группа. Их социально-экономические предпочтения, интересы, образ жизни и сфера деятельности, отношение к рыночным реалиям, современной социально-экономической ситуации, в целом во многом определяют процесс воспитания. И, наконец, нельзя игнорировать такой внешний фактор, как семья. Этот фактор для многих стал доминирующим в условиях перехода к рыночным отношениям.
Функционирование факторов всегда связано с наличием необходимых условий, которые делятся на внешние и внутренние. К внешним условиям воспитания следует отнести: осознание педагогами целей воспитания; их подготовленность к своей профессиональной деятельности; наличие программы (плана) патриотического воспитания; управленческий подход к нему.
Эффективность внешних условий повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:
1) осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;
2) наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;
3) включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;
4) коррекция патриотических потребностей и их возвышение.
Итак, факторы выступают как движущая сила патриотического воспитания, а условия создают среду, в которой реализуются эти факторы. Их взаимосвязь придает процессу воспитания динамический характер.
Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:
-Конституция РФ;
-Федеральные законы РФ: "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
-Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О концепции национальной безопасности РФ";
-Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы";
-иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
Таким образом, нормативно-правовая база позволяет создать общегосударственную систему патриотического воспитания.
Эта система включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Эта система охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуальной воспитательной работы.
Система призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.
Ответственность за функционирование системы лежит на государстве, как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества, его групп и слоев и каждого гражданина.
Основными идеями концепции патриотическом воспитании определены:
-идея защиты интересов граждан России;
-идея сохранения целостности страны;
-идея взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества;
-идея педагогического сопровождения процесса становления объекта-субъекта воспитания.
Понятийный аппарат концепции включает такие понятия, как: патриотизм; героизм; патриотическое воспитание.
В теоретическое ядро концепции можно поместить:
-общие законы развития высших психических функций, открытые Л.С. Выготским (закон перехода от натуральных к культурным формам поведения (опосредования), закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (социогенеза), закон перехода функций извне во внутрь (вращивания), закон осознания и овладения (высшей ступени развития));
-следствия общих законов развития высших психических функций (интериоризация, источник развития, движущие силы развития, предпосылки развития, зоны актуального и ближайшего развития, социальная ситуация развития, идеальная форма, новообразование, социализация и индивидуализация, взаимосвязь сознания, самооценки, саморегуляции и базовых потребностей в самоутверждении и самовыражении в процессе развития индивидуального потенциала);
-общие законы педагогической антропологии;
-общие законы педагогической деятельности (взаимодействие, взаимопонимание, выбор, другодоминантность, инновационный потенциал, развитие);
-законы и постулаты самоактуализации личности, сформулированные в гуманистических концепциях личности.
Принципы построения системы патриотического воспитания объединены в три группы:
1)принципы, характеризующие требования к формированию системы патриотического воспитания (обусловленности функций воспитания его целями, оптимальности соотношения интра- и инфрафункций патриотического воспитания, комплексности, оперативности, простоты, оптимальности, научности, согласованности, многоаспектности);
Информация о работе Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи