Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.1. Организация и проведение эксперимента по выявлению уровня представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

формирование представлений о труде .docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.

Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи: Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.

Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике ДОУ определили выбор исследования.

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.

Объект исследования – трудовое воспитание младших дошкольников.

Предмет исследования – процесс развития представлений о труде взрослых у детей младших школьников

Гипотеза. Развитие представлений о труде взрослых – важное направление личностного становления дошкольников. Процесс развития таких представлений будет успешным, если:

- осуществлять  его во взаимосвязи воздействия  на интеллектуальную, эмоциональную  и деятельно – практическую  сферы личности;

- создавать  положительно-эмоциональный фон  через использование художественной  литературы и занимательных заданий;

-осуществлять  целенаправленную работу по отражению  полученных впечатлений в изобразительной  и игровой деятельности.

Задачи исследования.

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Теоретическая база исследования: трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические  подходы к развитию представлений  у детей дошкольного возраста

 

Представление – достаточно емкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах.

В психологическом словаре Карпенко Л. Я. дается следующее определение: представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения.

Р.С. Немов рассматривает представления как процесс и результат воспроизводства в виде образа какого – либо объекта, события, явления.

Л.А. Венгер, В.С. Мухина под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.

По А.А. Люблинской «представления – наглядный образ предметов или явления (события) возникающей на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления. Единичные более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в них содержится некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения».

Характерными особенностями ранних детских представлений является их смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности представления отчетливо выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как его память, так и воображение.

Исследования психологов (А.А. Люблинской, А.С.Золотниковой) показали, что у детей представление о предмете, не возникает как результат его пассивного отпечатка в мозгу, а для его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия.

Е. И. Игнатьев отмечает, что воспроизведение сохранившихся представлений есть специальный процесс. Сохранившийся образ не всплывает в готовом виде, но восстанавливается, конструируется на основе сохранившихся следов. Такой процесс называют представлением.

Е. С. Решко считает, что в процессе развития представлений у детей сохраненный образ становится осмысленным и оформленным и является образом воссоздающего воображения. Характер действий, выполняемых дошкольником, различен. Они играют разную роль в воссоздании образов. У маленьких детей действия имеют обычно хаотический, пробовательный характер. По мере того, как уточняется задача – создать определенный искомый образ, действия приобретают более организованный, ориентировочно – исследовательский характер. А.С. Золотникова отмечает, что особую роль в сохранении и воссоздании ребенку образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, т.е. быть его названием, но может быть использовано и для описания его внешнего облика или для характеристики внутренних черт.

Исследования А.А. Люблинской показали, что в формировании, сохранении и воспроизведении у ребенка образа человека или какого – либо животного важное значение имеет то, какое название было им дано. Если двух девочек в сказке «Морозко» назвать «прилежницей» и «ленивицей», их образы не только сохраняются у детей надолго, но становятся все более яркими и четко дифференцированными.

А.А. Люблинская, А.С. Золотникова при изучении детских представлений определили несколько их уровней, потому, как они характеризуют степень особенности ребенком сохраненных образов:

1.Уровень  узнавания. Ребенок сохранил представление  о предмете лишь на столько, что можно узнать его при  повторном восприятии натуры  или изображения.

2.Уровень  вызванного (пассивного) воспроизведения. В ответ на знакомые вопросы  у ребенка возникает искомый  образ. Такие же представления  возникают под влиянием какого  – либо толчка из вне. В основе  таких представлений лежат ассоциации  по сходству или смежности. Такая  опора на восприятие конкретных  предметов совершенно необходима  для деятельности воссоздающего  воображения у дошкольников.

3.Уровень  свободного, произвольного использования  имеющихся представлений. Сохранение  осмысленных образов, их уточнение  и дифференцировка позволяют  детям использовать имеющиеся  у них представления в играх, рисунках, рассказах.

4.На высшем  уровне творческого воспроизведения  ребенок может расчленить сохранившийся  образ и, выделив лишь какие  – то его части, элементы, признаки  включать их в новые комбинации, новые сочетания, создавая, таким  образом, новые картины, фигуры, орнаменты, рассказы. Такие новые образы  используются детьми в разных  видах их творческой деятельности.

А.А.Люблинская считала, что в развитии представлений у ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:

1.Увеличивается  объем сохраняемых представлений.

2.Благодаря  развитию представления о предметах  и явлениях, схематичные, слитные  и диффузные (расплывчатые, неясные) у детей становятся все более  осмысленными, четкими, дифференцированными. Они приобретают вместе с тем  все более обобщенный характер.

3.Представления  становятся связными и системными  они могут быть объединены  в группы, категории и картины.

4.Растет  подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать  их в разных видах деятельности  и в разных ситуациях.

5.Становясь  осмысленными, представления, все больше  подчиняются управлению.

Л.А.Венгер и В.С.Мухина показали механизм развития представления у детей дошкольного возраста и отметили следующее. В этом возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок.

Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.

Отличительная особенность образов представления у ребенка – их яркость, эмоциональность, легкость возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу, буквально на каждом шагу. Одно из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов представления, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальное явление. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Но отсутствие целенаправленных действий представления приводит к тому, что возникающие образы разрозненны. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.

Элементы представления ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической деятельности. Однако, они еще не включены в сам процесс выполнения деятельности и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных результатов собственных действий (Л.А. Венгер и В.С.Мухина).

Таким образом, представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.

Кроме научного, термин представление имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению [11]. Исключительная роль представления в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями представление составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако представление не проникает в сущность предмета. Для развития и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представление о действительности. В практике обучения представление, как правило, выступает в роли чувственной опоры при формировании понятий.

Информация о работе Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников