Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.1. Организация и проведение эксперимента по выявлению уровня представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

формирование представлений о труде .docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Характеристика оценки ответов детей в процессе беседы представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Шкала оценок

Характеристика оценки ответов детей

3

Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое

представление о должностных обязанностях, орудиях

труда, о месте работы, трудовых действиях и

их результатах.

2

Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

1

Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.


 

Для исследования уровня сформированности представлений о труде взрослых у младшего дошкольного возраста были проведены следующие диагностические методики:

Было выделено три методики для выявления уровня сформированности представлений о труде взрослых у младшего дошкольного возраста.

 «Кому что нужно для работы?»

Цель:

Уточнить название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий (шофёр, врач, повар, парикмахер);

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку сюжетные иллюстрации с изображением труда шофёра, повара, парикмахера и врача. Ребёнок называет, кем работают эти люди. Затем ребёнок выбирает карточки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий.

Шофёр: бензобак, насос, ключ зажигания, гаечный ключ.

Врач: шприц, бинт, таблетки, фонендоскоп.

Повар: скалка, разделочная доска, кастрюля, половник.

Парикмахер: расчёска, ножницы, фен, лак для волос.

 «Какая картинка лишняя?»

Цель: Назвать предметы, изображённые на картинке, выделить лишнюю карточку и объяснить свой выбор.

Ход игры. Педагог выкладывает поочерёдно перед ребёнком ряды ассоциативных цепочек.

Бинт, мороженное, шприц, таблетки, фонендоскоп.

Кастрюля, молоток, разделочная доска, половник, скалка.

Насос, книга, ключ зажигания, бензобак, гаечный ключ.

Расчёска, телефон, ножницы, лак для волос.

Взрослый спрашивает: «Кому это нужно для работы?» Ребёнок рассказывает.

Затем у него спрашивают: «Какая картинка лишняя, почему?»

 «Поможем повару приготовить  фруктовый салат».

Игровое задание: накормить кукол.

Правила игры. Выполнять все просьбы куклы, затем объяснить ей, как готовили салат, используя подсказку (схему).

Ход игры. Все желающие стать поварами усаживаются за столом, чтобы приготовить куклам салат. Воспитатель показывает детям необходимые для этого материалы и оборудование. Применяя приём от противного, взрослый готовит блюдо вместе с детьми. Затем дети приглашают к столу кукол и рассказывают им, как был приготовлен салат. Закончив есть, куклы благодарят детей, побуждая их ответить: «На здоровье».

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень  – высокий: дети имеют полные  знания о труде взрослых, содержательно  и последовательно характеризуют  процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют  самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень  – средний: дети не имеют полных  знаний о труде взрослых. Не  всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении  последовательности организации  труда. Не проявляют ярких эмоций  в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается  в основном в жестах.

3 уровень  – низкий: дети не знают профессий  взрослых, не владеют знаниями  о процессе организации труда  взрослых, не проявляют положительных  эмоций, индифферентны в процессе  общения с педагогом. На основе  полученных данных можно отметить, что большинство детей не имеют  полного представления о труде  взрослых (цель и содержание труда, процесс его организации).

Шкала оценок

Характеристика оценки ответов детей

3

Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое

представление о должностных обязанностях, орудиях

труда, о месте работы, трудовых действиях и

их результатах.

2

Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

1

Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.


 

Результаты  ответов детей были оформлены  в прилож. 1 и в табл. 1

Таблица 1

Сводные результаты беседы

Таблица уровней

ЭГ

КГ

высокий

23% (4)

25% (5)

средний

33% (6)

40% (8)

низкий

44% (8)

35% (7)


 

Из таблицы 1 видно, что уровень знания о труде взрослых  у детей КГ  немного выше, чем у ЭГ.

Анализ ответов детей показал, что баллы, характеризующие ответы большинства детей, колеблются в диапазоне 1 – 3, что говорит об отсутствии у опрашиваемых целостного представления о труде и его организации. На основе полученных результатов были выявлены уровни представлений детей о труде взрослых и процессе его организации.

При проведении беседы большинство детей (8 из 18) проявили заинтересованность к теме разговора, с удовольствием общались, 10 из 18 часто отвлекались, отворачивались. Дети много двигались: прослеживались хаотичные движения руками, беспорядочные повороты телом. Отвечали неуверенно, скованно, проявляя явное безразличие к теме разговора. Как правило, отвечали неполными предложениями или одним словом, например, Саша Р. Почти на все вопросы ответил: «Не знаю». Ответы детей отличались малой содержательностью, поверхностными сведениями. Например, отвечая на 1 вопрос «Для чего люди ходят на работу?», Паша Л. связал работу с получением денег. Артем О. ответил: «Чтобы тети не ругали». При ответе на вопрос «Какие ты знаешь профессии?» все дети назвали профессии, отмеченные в программе: парикмахер, врач, продавец, милиционер, учитель. Артем Т. и Витя С., например, назвали еще архитектора, хирурга, невропатолога, психолога, заведующую.

На основе полученных данных можно отметить, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (цель и содержание труда, процесс его организации).

Таким образом, дети недостаточно полно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии, особенно профессии регулировщика (например, деньги собирать). У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.

Далее был проведен эксперимент с использованием визуальных методик. Детям было предложено 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Детям предлагалось самостоятельно выбрать картинку и составить по ней рассказ.

Результаты эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты беседы по картинкам

Таблица уровней

ЭГ

КГ

высокий

17% (3)

15 % (3)

средний

33% (6)

35% (7)

низкий

50% (9)

50% (10)


 

Из таблицы 2 видно, что уровень знания различных профессий, их орудия труда и место труда у детей КГ  и ЭГ примерно на одном уровне.

Все участники эксперимента с удовольствием восприняли выполнение задания. Однако прослеживается весьма узкий выбор предлагаемых картин, большинство детей (15 из 18) выбрали картины, изображающие работу парикмахера, продавца. На вопрос «почему ты выбрал эту картинку?» все дети отвечали: «Я знаю эту работу» или «Я знаю, что это продавец или парикмахер».

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, мы в индивидуальной беседе показывали детям эти изображения и просили рассказать о данной профессии. Результаты исследования показали: 8 из 18 человек (ЭГ) затруднились назвать правильность орудия труда, особенно регулировщика; 8 человек путали место работы (это относится к профессии шофера); 6 из 18 не могли ответить на вопрос, связанный с результатами труда работника почты, регулировщика, шофера; 4 из 18 детей отказались ответить на вопросы, однозначно отвечая «Я не знаю», «Я не хочу отвечать». На вопрос педагога: «Приходилось ли тебе видеть, как работает регулировщик, водитель, работник почты?» 10 из 18 отрицательно ответили по поводу первой профессии; 12 из 18 ответили, что знакомы с работой водителя («Мой папа водитель», «Я знаю, кто такой шофер, потому что мы с мамой ездим в сад на троллейбусе» и т. д.).

Таким образом, большинство детей не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о труде взрослых, особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий, результатов труда. Это относится к профессии регулировщика, работника почты, водителя. Характеризуя знакомые профессии, дети недостаточно полно ориентируются в трудовых средствах, прослеживается бедность словаря, характеризующего специфику профессий.

Для получения дополнительных сведений, дающих возможность проанализировать особенности представлений о труде взрослых, мы провели наблюдение за сюжетно – ролевой игрой «Поможем повару приготовить фруктовый салат» с целью выявления содержательности игрового процесса, выполнения ролевых действий детьми.

Из наблюдения видно, что дети имеют недостаточно полное представление о труде повара, его орудиях труда, последовательности выполнения действий. Ролевые действия были весьма примитивны и малосодержательны. Прослеживалось отсутствие яркой профессиональной лексики.

Констатирующий эксперимент позволил выявить преобладание среднего и низкого уровней представлений детей о труде взрослых. Результаты изучения уровня представлений о труде взрослых и отношения детей к этой стороне социальной жизни дают основания говорить, что большинство детей имеют весьма ограниченные сведения о трудовых действиях, месте труда, организации труда. Выявлены случаи вообще безразличного отношения к труду, его значимости в жизни человека. Анализ трудолюбия показало, что у детей уровень мотивации, самоконтроля и самооценки недостаточно сформированны.

Эти данные позволяют делать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию представлений у детей о труде взрослых, формирование самоконтроля и ценностного отношения к труду взрослых, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

 

2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста

 

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования ценностного отношения детей к труду, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ, мы пришли к заключению, что развитие представлений о труде взрослых требует специальной организации работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с использованием различных средств, к числу которых можно отнести дидактические игры.

Содержание образовательной области «Труд» в соответствии с ФГТ направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по развитию представлений о труде взрослых у младших дошкольников, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ,

Эксперимент проведен на базе МАДОУ №67 «Подснежник». Перед экспериментом было проведено родительское собрание, целью которого было подключить родителей к совместной деятельности.

Информация о работе Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников