Отклоняющееся поведение как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявление форм и методов социально-педагогической профилактики подростков с отклоняющимся поведением.
В соответствии с целью, объектом и предметом выпускной квалификационной работы нами были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования и уточнить сущность понятия «девиантное поведение».
2. Рассмотреть теории и типы девиаций.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы проблемы отклоняющегося
поведения подростков……………………………………………………...5
2.1 Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»…………..5
2.2 Теории и типы девиаций…………………………………………………....11
2.3 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……….17
2.4 Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….......22
3. Возможности педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в работе социального педагога………………………………….28
3.1. Диагностическое обследование склонности к девиантному поведению подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району…..28
3.2. Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району………………………………………………………………………………...28
3.3. Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков…………………………..45
4. Заключение……………………………………………………………………….49
5. Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2.Курсовая работа.Кобыляцкая Евгения.docx

— 264.80 Кб (Скачать файл)
  1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
  2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно- психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности

ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у  подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.

4. Социально-экономические  факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно  сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

 В качестве последнего  признака отклоняющегося поведения  можно отметить его выраженное  индивидуальное и возрастно-половое  своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Специалисты выделяют следующие виды отклоняющегося поведения:

Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное  поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного вдела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. Разновидностью наркомании является токсикомания.

Пьянство  и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.

Суицидальное  поведение. Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение – это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Виды и формы отклоняющегося (девиантного) поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых подростки не осознают.

Специалистами выделены следующие  направления деятельности социального  педагога:

  • профилактика отклонений; предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе;
  • реабилитация детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

Таким образом, мы изучили научную литературу по теме исследования и выяснили, что отклоняющееся (девиантное) поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации; рассмотрели виды отклоняющегося поведения, факторы, обуславливающие девиантное поведение и уточнили формы отклонения в поведении.

 

 

2.2Теории и типы девиаций

 

Подростков, чье поведение  отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.

Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания [31].

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных  в обществе, в науке рассматривается  через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка.

 Как уже было сказано ранее,  поведение может быть нормальное  и отклоняющееся [2] .

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать «а те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся  поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

  • дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);
  • дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;
  • социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
    • подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;
    • подростки, совершившие противоправные действия;
    • по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых [9].

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый - стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании  поведения людей всегда будет  оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями  человека и возможностями их удовлетворения.

Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который  побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к  поступкам и действиям, не соответствующим  общепринятым нормам поведения. Также  факторами отклоняющегося поведения  могут стать психологическая  невосприимчивость личности к установленным  обществом социальным нормам или  генетическая предопределенность отклонения.

Таким образом, в зависимости  от типа нарушаемой нормы отклоняющееся  поведение классифицируется по следующим  характеристикам:

  • видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
  • уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
  • внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
  • ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.) [31].

Проблема девиантного поведения  находится в центре внимания с  начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал  работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области [7, с. 234].

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них:

  • биологические - своеобразие внешнего вида человека предопределяет его склонность к правонарушению (Ч. Ломброзо, Шелдон);
  • психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (3. Фрейд);
  • социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и др. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.) [24, с. 121].

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и психологические  теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они  свидетельствуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное  начало, может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к  девиации реализуется только при  неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения  человека лежат его биопсихологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта  поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и  соответствующие им (негативной направленности и отрицательным привычкам) положительные  чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают  регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и  поступков [там же, с. 123].

Таким образом, нами были рассмотрены  теории девиаций:

- биологические - своеобразие внешнего вида человека предопределяет его склонность к правонарушению (Ч. Ломброзо, Шелдон);

  • психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (3. Фрейд);
  • социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и др. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), а также охарактеризованы виды девиаций: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Проделанный теоретический анализ научной литературы убедил нас в  том, что существуют глубокие различия между многими биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации.

Информация о работе Отклоняющееся поведение как социально – педагогическая проблема