Оценка и отметка в развитии учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 05:11, реферат

Краткое описание

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников является одной из острейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать, как, переходя из класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению. По мнению Ш.А.Амонашвили это «кроется в слабостях сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и форм обучения, стимулирования школьников». Отметки это своеобразный «кнут и пряник» процесса обучения. В наше время чуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки. И что немало важно – отношение учащихся к учению зависит от самого процесса обучения, от взаимоотношения, стиля общения между учащимся и педагогом, от системы оценок.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Факторы, влияющие на самооценку школьника
1.1 Общие понятия самооценки ……………………………….……….4
1.2 Влияние на самооценку школьника со стороны родителей и учителей………………………………………………………………………...6
Глава 2 Роль оценочных суждений учителя в развитии представления ученика о себе…………………………………………………………………11
Глава 3 Общие понятия оценки и отметки
3.1 Оценка и отметка школьника: сходства и различия…………….16
3.2 Критерии выставления отметки…………………………………..19
Глава 4 Диагностика обученности: виды тестов при характеристике качества знаний и развития личности школьника…………………………22
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

реф педагог.docx

— 95.24 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Критерии выставления отметки

 

 

Контроль знаний учащихся тесно связан с оценкой. Более того, это необходимый элемент контроля знаний учащихся. От объективности оценки, положительной мотивации зависит общий настрой учащегося, его желание заниматься в дальнейшем, а значит и качество приобретаемых знаний.

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями и их применением.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям решается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе обучения.

К ошибкам, например, относятся: неправильное использование служебных слов алгоритмического языка; неверное указание аргументов и результатов; присваивание величине одного типа значения другого типа; нарушение порядка выполнения команд при исполнении алгоритма и т.п.

Примеры недочетов: пропуск или неправильная запись служебного слова алгоритмического языка; неполное описание промежуточных величин; случайные вычислительные погрешности при проверке условий составных команд; небрежное оформление записи алгоритма и т.п.

Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.

Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.

Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка за усвоение темы выставляется на основе всех текущих отметок. Особый вес придается оценкам за итоговую контрольную работу или ответы учащихся на зачетном занятии по всей теме.

При выставлении тематической оценки учитель может не учитывать текущих отметок, если по результатам тематической контрольной работы или зачета эти отметки учащимися не подтверждены (например, неудовлетворительные оценки, полученные за пробелы в знаниях и умениях, которые затем были ликвидированы).

Годовая оценка должна отражать фактический уровень знаний учащихся на конец учебного года.

В процессе обучения учитель обязан комментировать выставляемые оценки на основе критериев, сформулированных в ГОС.

В школах России принято оценивать результаты обучения по пятибалльной системе. Можно пользоваться следующими примерными нормами оценок.

Положительная оценка («3», «4», «5») выставляется, когда ученик показал владение основным программным материалом. Оценка «5» выставляется при условии безупречного ответа либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, «4» - при наличии 1-2 недочетов.  Неудовлетворительная оценка выставляется в случае, если ученик показал не усвоение основного программного материала.

Конкретизировать критерии выставления фиксированной отметки можно следующим образом, в таблице 1.3

Таблица 1.3 – Критерии выставления отметки

Отметка

причина

«5»

1. безошибочно излагает  материал устно или письменно;

2. обнаружил усвоение  всего объема знаний, умений и  практических навыков в соответствии  с программой;

3. сознательно излагает  материал устно и письменно, выделяет  главные положения в тексте, легко  дает ответы на видоизмененные  вопросы;

4. точно воспроизводит  весь материал, не допускает ошибок  в письменных работах;

5. свободно применяет  полученные знания на практике.

«4»

1. обнаружил знание программного  материала;

2. осознанно излагает  материал, но не всегда может  выделить существенные его стороны;

3. обладает умением применять  знания на практике, но испытывает  затруднения при ответе на  видоизмененные вопросы;

4. в устных и письменных  ответах допускает неточности, легко  устраняет замеченные учителем  недостатки.

«3»

1. обнаружил знание программного  материала, но испытывает затруднения  при его самостоятельном воспроизведении  и требует дополнительных уточняющих  вопросов учителя;

2. предпочитает отвечать  на вопросы воспроизводящего  характера;

3. испытывает затруднения  при ответе на видоизмененные  вопросы;

4. в устных и письменных  ответах допускает ошибки.

«2»

1. имеет отдельные представления  о материале;

2. в устных и письменных  ответах допускает грубые ошибка


 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Диагностика обученности: виды тестов при характеристике качества знаний и развития личности школьника

 

Современная действительность ставит перед школой новые, порой довольно сложные задачи. Обеспечение такого уровня знаний учащихся, которые соответствует требованиям образовательного стандарта – одна из проблем, к решению которой необходимо подходить комплексно и системно. С одной стороны, учитель обязан дать минимум знаний заложенном в программе, и для этого необходима отлаженная система контроля, позволяющая увидеть, как учащийся продвигается к уровню, обозначенному в стандарте. С другой стороны, учитель обязан учить всех детей: способных и не очень, гуманитариев или математиков. Сложность для учителя состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Этого можно достичь, реализуя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от знакомства с новым материалом до контроля за полученными знаниями. В педагогической теории индивидуальный подход имеет ряд преимуществ:

1) Подчёркивает необходимость систематического учёта не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ученика;

2) Индивидуальный подход нужен каждому;

3) Творческое развитие индивидуальности ученика

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация обучения на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приёмов преподавания, разнообразие видов и форм работы. При работе в одном классе детей с разным уровнем знаний и темпов усвоения материала возникает вопрос: как объективно оценить деятельность уч-ся, как выстроить систему контроля, которая будет давать достоверные оперативные сведения о степени продвижения каждого ученика в освоении изучаемого материала. При традиционной системе отметки не всегда оказываются объективными и в большинстве случаев позволяют оценить лишь факт знания или незнания какой-то части учебного материала, но не сформированности умений предусмотренных программой.

Диагностика обученности – это безотметочная оценка знаний и умений уч-ся на момент диагностирования, включающая в себя: контроль;

проверку; оценивание; накопление статистических данных и их анализ; выявление их динамики; прогнозирование результатов.

Технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:

 

1) Объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного учащегося, но и диагностируемого ученического коллектива, а также всего образовательного учреждения в целом;

2) Определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с уч-ся (как коллективную, так и индивидуальную);

3) Обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета;

4) Моделировать новые учебные технологии.

Этапы применения технологии системного диагностирования предметной обученности:

1) Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по предмету и постановка учебных целей.

Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме:

- Итоговые умения и навыки по окончанию обучения;

- По окончании каждой ступени обучения

-Промежуточные по учебным полугодиям и (или) четвертям, триместрам;

- По окончанию изучения каждой темы.

Выделенные умения и навыки системно структурируются в таблицы.

Аналогично выделяются умения, которые будут формироваться в каждой четверти учебного года и при изучении каждой темы. В соответствии с выделенными умениями перед началом изучения темы учителем формируются учебные цели, которые должны достичь уч-ся к определённому сроку. Под целью понимается осознанное представление результатов деятельности необходимых для отработки учебных действий. Сформировав учебные цели изучения всей темы, следует определить задачи на каждый урок (определить микроцели) совокупность микроцелей выстраивает дидактическую траекторию достижения цели изучения темы.

2) Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы.

Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как полностью на одном уроке. Так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не оценивается отметкой.

В зависимости от объёма на выполнение диагностической работы отводится либо 10-15мин, либо урок, либо даже несколько уроков (по10-15мин), когда он выполняется частями. О дате данной работы не объявляется, т.е. она проводится без спецподготовки, но цель её известна всем. Нет обид за «двойку», нет страха перед родителями, внимание на уроке стабильное, работа целенаправленная и мотивированная.

3) Проверка работ учащегося и заполнение диагностической карты.

Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта.

Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.

Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения учащегося на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с учащимся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.

4) Анализ результатов  диагностики.

Количественный анализ результатов отражён в диагностической карте – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом следует понимать выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у учащегося. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведённой в начале следующего года в одном и том же классе, позволяет выявить также степень прочности усвоения учебного материала. Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу, проводимую в конце предыдущего года. Сроки проведения начальной диагностики – первая неделя учебного года. Проводится она без предварительной подготовки учащегося. Анализ результатов работы определит содержание работы с учащегося во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.

5) Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.

Завершает работу с картой вывод о последующей дифференцированной работе с учащегося по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого учащегося коррекционно-развивающей работе (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических карт позволяет учителю спланировать развивающее-коррекционную работу (коррекция это средство, а развитие ребёнка – цель) и с помощью системы упражнений помочь каждому уч-ся достигнуть планируемых результатов обучения. Формы такой работы: индивидуальная (творческого характера или повышенной сложности у кого сформировано) и групповая (из анализа карты) в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5-10мин или посвятить целый урок.

Информация о работе Оценка и отметка в развитии учащегося