Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:25, курсовая работа
Двигательные расстройства гортани проявляются в виде частичного (парезы) либо полного (параличи) выпадения ее функций. Такие нарушения могут возникнуть в результате воспалительного и регенеративного процессов как в мышцах гортани, так и в гортанных нервах. Они могут быть центрального и периферического происхождения. Различают миогенные и неврогенные парезы и параличи.
Введение
Глава 1.
1.1.Дефекты голоса
Глава 2.
2.1. Причины периферических парезов и параличей гортани и их происхождение
2.2. Строение гортани человека и ее функции
2.3. Фонопедические занятия при парезах и параличах гортани
2.4.Тренировка фразовой речи
2.5.Результат и оценка коррекционного обучения
Глава 3.
Функциональные расстройства голоса
3.1.Гипотонусные нарушения при парезах и параличах
3.2. Упражнения для восстановления после пареза и паралича гортани
Глава 4.
Лечение
4.1.Лечение двигательных расстройств гортани. Симптомы. Клинические проявления. Диагностика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Причинами параличей возвратного нерва могут быть различные патологические процессы в грудной полости (расширение дуги аорты и сердца, увеличение медиастинальных лимфатических узлов, опухоли средостения, легких, начального отдела пищевода).
Центральные (бульбарные) параличи гортани возникают при заболеваниях продолговатого мозга (множественный склероз, опухоли, сифилитическая гумма, кровоизлияния, острый полиомиелит и др.) или при процессах, локализующихся в коре головного мозга, а также корково-бульбарных проводящих путях.
Кортикальные параличи чаще бывают двусторонними.
Клиника.
Основным симптомом
парезов и параличей
гортани является нарушение голосообразования,
быстрая утомляемость голоса, охриплость
(вплоть до афонии).При одностороннем поражении
гортани дыхательная функция обычно не
нарушена, при двустороннем - нарушение
дыхания (стеноз) выражено в различной
степени вплоть до асфиксии, требующей
хирургического вмешательства (трахеотомия).
Ларингоскопическая картина различна
в зависимости от того, функция каких мышц
нарушена и определяется степенью двигательных
расстройств, а также стадией заболевания.
Миопатические параличи гортани всегда бывают двусторонними, при этом голосовые складки занимают срединное положение, голосовая щель резко сужена, недостаточна для дыхания, в связи с чем часто необходимо хирургическое вмешательство (трахеостомия).
Лечение.
Лечение парезов и параличей
гортани направлено на восстановление
дыхательной функции, нормализацию общего
состояния больных и восстановление голосообразования.
Комплекс лечебных
мероприятий при этом включает:
• медикаментозную
терапию,
• физические
методы лечения,
• дыхательную
гимнастику,
• голосовую
тренировку,
• психотерапию,
• при показаниях
- хирургическое вмешательство.
Лечение
параличей и парезов
гортани должно быть причинным.
Если они обусловлены воспалительным
процессом в гортани, то часто можно ограничиться
медикаментозной терапией, физическими
методами, соблюдением голосового режима.
Проводится седативная, стимулирующая,
при показаниях противовоспалительная
и рассасывающая терапия на фоне строгого
голосового режима.
Из
медикаментозных средств
при лечении параличей
и парезов гортани назначают:
• стрихнин в
виде подкожных инъекций (0,1 % раствор)
или приема внутрь (по 8 капель 3 раза в
день),
• прозерин (по
0,015 г 2 раза в день),
• витамин А,
• внутримышечное
введение галантамина (нивалин),
• внутримышечное
введение никотиновой кислоты,
• внутримышечное
введение АТФ,
• внутримышечное
введение кокарбоксилазы,
• внутримышечное
введение ФИБС,
• внутримышечное
введение пелоидина,
• внутримышечное
введение гумизоля,
• внутримышечное
введение экстракта плаценты,
• внутримышечное
введение алоэ и др.
При
инфекционно-токсических
парезах гортани и параличах в первые
дни назначают мощную дегидратационную
терапию, а также специфическую терапию
в зависимости от заболевания, вызвавшего
парез гортани.
При сдавлении нерва (отек
тканей) показаны дегидратационные,
противовоспалительные, рассасывающие
средства.
Использование физических методов лечения парезов гортани и параличей в комплексе лечебных мероприятий направлено главным образом на стимуляцию нервного и мышечного аппарата гортани, а также на повышение адаптационных возможностей организма.
При
миопатических парезах
гортани и параличах
применяют на область гортани:
• электрофорез
с тиамином бромида,
• электрофорез
рибофлавином,
• электрофорез
эхинопсином натрия,
• рефлекторную
терапию (электрофорез 10 % раствор кальция
хлорида на «воротниковую» область),
• дыхательную
гимнастику.
Фонопедические
упражнения назначают на втором этапе
лечения (с 14-15-го дня).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы наряду с применяемыми медикаментозным, физиотерапевтическим воздействиями, введением в парализованную складку тефлона все шире вводится в практику фонопедия. Ее приемы физиологичны и приводят к большим успехам в восстановлении голоса.
Коррекционное
обучение следует начинать в возможно
более ранние сроки, что обеспечивает
лучший прогноз, предупреждает фиксацию
навыка патологического голосоведения.
Это согласуется с
У
людей, избравших голосоречевые
профессии, подобное длительное нарушение
нередко создает тяжелую
Список
используемой литературы
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
2. Вильсон Д. К. — Нарушения голоса у детей. —М., 1990.
3. Детский голос. Экспериментальное исследование/Ред. В. Н. Шацкая. — М., 1970.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М., 1968.
5. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. — Л., 1970.
6. Зарицкий Л. А., Т р и н о с В. А., Т р и н о с Л. А. Практическая фониатрия. — Киев, 1984.
7. Митринович-МоджеевскаА. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.
8. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. —Л., 1977.
9. ТаптаповаС. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
10. Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. — М., 1985.
11. Хрестоматия по логопедии / Под ред.
Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.,
1997. - Ч. I. - С. 194—355.
Приложение
1
|
Следующим этапом в фонопедических занятиях является произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге. Согласный звук произносится длительно:
|
Постепенно
голос становится достаточно звучным,
увеличивается фонационный
Рекомендуется произнесение семи слогов с перемещающимися ударениями:
мама — мама — мамама, момо — момо — момомо, муму — муму — мумуму, мэмэ — мэмэ — мэмэмэ, мымы — мымы — мымымы;
нана — нана — нанана, ноно — ноно — нононо, нуну — нуну — нунуну, нэнэ — нэнэ — нэнэнэ, ныны — ныны — ныныны;
лала — лала — лалала, лоло — лоло — лололо, лулу — лулу — лулулу, лэлэ — лэлэ — лэлэлэ, лылы — лылы — лылылы;
вава — вава — вавава, вово — вово — вовово, вуву — вуву — вувуву, вэвэ — вэвэ — вэвэвэ, вывы — вывы — вывывы;
заза — заза — зазаза, зозо — зозо — зозозо, зузу — зузу — зузузу, зэзэ — зэзэ — зэзэзэ, зызы — зызы — зызызы;
жажа — жажа — жажажа, жожо — жожо — жожожо, жужу — жужу — жужужу, жеже — жеже — жежеже, жижи — жижи — жижижи.
Далее можно начинать тренировку сочетаний гласных звуков с сонантом [j], который образуется с незначительным шумом и колебанием голосовых складок: ай—яй, ой—ей, уй—юй, эй—ей — гласный звучит кратко, а [j] — продленно. Большой импеданс этой фонемы оказывает активизирующее влияние на функцию голосовой щели. Ее сочетание с гласными, произносимыми на твердой атаке, служат действенной тренировкой звучной фонации.
Хорошей тренировкой по координации дыхания и голосообразования является длительное произнесение гласных фонем [а, о, у, э, и] и их сочетаний:
а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэ, аоуи, аоуэи;
о, оа, оу, оэ, ои, оау, оаэ, оаи, оауэ, оауи, оауэи;
у, уа, уо, уэ, уи, уао, уаэ, уаи, уаоэ, уаои, уаоэи;
э, эа, эо, эу, эи, эао, эау, эаи, эаоу, эаои, эаоуи;
и, иа, ио, иу, иэ, иао, иау, иаэ, иаоу, иаоэ, иаоуэ.
Все голосовые упражнения сначала произносятся отраженно вслед за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий может быть завершен, если голос на всех тренировках звучит легко, без напряжения, обладает достаточной силой и звучностью, жалобы на утомление отсутствуют.
Для
закрепления навыков
мама, манка, маг, магма, мазь, мак, маковый, май, майский, магия, магний, майка, маклер, манго, мания;