Патриотическое воспитание студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Проблема патриотического воспитания молодежи России представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин. Во-первых, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», несмотря на принимаемые меры, патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Во-вторых, в социальном сознании и поведении российской молодежи все еще присутствуют такие негативные явления как отход от традиционных ценностей нашего общества, ориентация преимущественно на развлекательный досуг, нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества. В-третьих, деятельность институтов общества и государства по формированию гражданина–патриота обладает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодежи ….. 5
1.1. Сущность понятия «патриотизм», его основные аспекты и функции …. 5
1.2. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание» ………… 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей старших школьников в контексте проблемы исследования ………………..
16
Глава 2. Анализ современных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи ……………………………………………….....
22
2.1. Анализ современных программ патриотического воспитания,
реализуемых в образовательных учреждениях ………...…………………….
22
2.2. Анализ понятия «формы воспитания» …………………………………... 27
2.3. Классификация форм воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» …………………………………………………
31
2.4. Методы патриотического воспитания ……………………………………. 34
Глава 3. Обобщение опыта патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже ……………………………...
37
3.1. Анализ содержания программы патриотического воспитания в музыкально-педагогическом колледже ………………………………………..
37
3.2. Формы патриотического воспитания студентов музыкально-педагогического колледжа ……………………………………………………...
42
Заключение ……………………………………………………………………… 46
Список литературы ……………………………………………………………... 49

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание студентов колледжа диплом.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………....

3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодежи …..

5

1.1. Сущность понятия «патриотизм», его основные аспекты и функции  ….

5

1.2. Теоретический анализ  понятия «патриотическое воспитание» …………

9

1.3. Психолого-педагогическая  характеристика возрастных особенностей  старших школьников   в контексте  проблемы исследования ………………..

 

16

Глава 2. Анализ современных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи ……………………………………………….....

 

22

2.1. Анализ современных  программ патриотического воспитания,

реализуемых в образовательных учреждениях  ………...…………………….

 

22

2.2. Анализ понятия  «формы  воспитания» …………………………………...

27

2.3. Классификация форм  воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» …………………………………………………

 

31

2.4. Методы патриотического  воспитания …………………………………….

34

Глава 3. Обобщение опыта патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже ……………………………...

 

37

3.1. Анализ содержания программы патриотического воспитания в музыкально-педагогическом колледже ………………………………………..

 

37

3.2. Формы патриотического  воспитания студентов музыкально-педагогического  колледжа ……………………………………………………...

 

42

Заключение ………………………………………………………………………

46

Список литературы ……………………………………………………………...

49


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Роль образовательных учреждений в формировании этого чувства невозможно переоценить.

Проблема патриотического воспитания молодежи России представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин. Во-первых, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», несмотря на принимаемые меры, патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Во-вторых, в социальном сознании и поведении российской молодежи все еще присутствуют такие негативные явления как отход от традиционных ценностей нашего общества, ориентация преимущественно на развлекательный досуг, нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества. В-третьих, деятельность институтов общества и государства по формированию гражданина–патриота обладает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями. В-четвертых, в работе педагога-организатора патриотическое воспитание детей и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности, что обусловливает разработку рациональных и эффективных форм и методов патриотического воспитания.

Актуальность проблемы определила выбор темы исследования.

Объектом исследования выступает патриотическое воспитание детей и молодежи.

Предмет исследования образуют формы работы  по патриотическому воспитанию  старших школьников и студентов

Целью исследования является выявление эффективных форм работы по патриотическому воспитанию старших школьников и студентов.  

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что при организации патриотического воспитания школьников и молодежи  следует соблюдать ряд условий: 1) необходимо учитывать цели и задачи патриотического воспитания; возрастные   особенности учащихся; особенности коллектива учащихся и их потребности; технические и материальные возможности учебного заведения; 2) следует использовать разнообразные формы патриотического воспитания, отвечающие, прежде всего, возрастным особенностям учащихся и их ожиданиям.

Поставленная цель, определенные объект и предмет, выдвинутая гипотеза предполагает последовательное решение следующих задач исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по   проблеме исследования.
  2. Рассмотреть понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».
  3. Рассмотреть возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста.
  4. Рассмотреть разнообразие форм и методов патриотического воспитания молодежи в современных условиях.
  5. Обобщить  опыт  патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

2. Изучение и обобщение индивидуального и массового педагогического опыта патриотического воспитания детей и молодежи

3.  Беседа.

Практическая значимость работы заключается в определении форм патриотического воспитания старшеклассников и студентов, которые могут быть использованы педагогом при работе с учебной группой, классом. Работа носит опытно-практический характер.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ

 

1.1. Сущность понятия  «патриотизм», его основные аспекты  и функции

 

Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, патриотическое воспитание?

Как отмечает В.Микрюков,  в настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий, что, несомненно, мешает практикам в осуществлении эффективной работы по патриотическому воспитанию [20;17].  Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Толковый словарь русского языка С.Ожегова дает следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине».

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Ниже приведем различные определения понятия патриотизм:

  • «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». (Ожегов С.И., Словарь русского языка)
  • «Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее». (Психолого-педагогический словарь)
  • «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». (Краткий словарь философии)
  • «Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа». (Лихачев Б.Т.)

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»  (И.Е. Кравцов).

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», — подчеркивал В.Г.Белинский.

Действенную сторону патриотизма подчеркивал и П.Я.Чаадаев: «Я не умею любить свое отечество с закрытыми глазами, с поникшим челом, с зажатым ртом. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить, я думаю, что если мы явились после других, то затем, чтобы действовать лучше других, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения, в их суеверия».

Исходя из вышеизложенного, следует определение понятия патриотизм.

Патриотизм — это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество (В.Микрюков).

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном  достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Информация о работе Патриотическое воспитание студентов колледжа