Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция

Краткое описание

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы. Связь педагогики с другими гуманитарными предметами

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

Постоянные задачи.

1. Задача вскрытия закономерностей  в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными  и воспитательными системами. 2. Задача  разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

3. Задача прогнозирования  обучения на ближайшее отдаленное  будущее.

4. Задача внедрения результатов  исследований в практику.

Временные задачи:

1) создание библиотек электронных  учебников;

2) разработка стандартов  педагогического профессионализма;

3) выявление типичных стрессов  в работе учителя;

4) создание дидактических  основ обучения «трудных» детей;

5) разработка тестов уровней  педагогического мастерства;

6) анализ типовых конфликтов  в отношениях учитель - ученик.

Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения.

2. Методы тестирования.

3. Опросные методы.

4. Эксперимент.

5. Социологические методы.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности.

Социология дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Биологические науки рассматриваются как естественнонаучная база педагогики.

2. Понятие «методология  педагогической науки»

Изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой (Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.).

В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.

Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.

Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.

Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:

1) воспитание как общественное  явление обусловливается потребностями  общества и тенденциями его  развития.

Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

2) решающее значение в  получении воспитания играет  активность самой личности. Личность  должна стремиться к получению  достойного воспитания, только при  таком условии можно достигнуть  наилучших результатов.

Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:

1) система знаний, т. е. методологические  исследования. Их задача - выявление  закономерностей и тенденций  развития педагогической науки  в ее связи с практикой, принципов  повышения эффективности и качества  педагогических исследований, анализ  их понятийного состава и методов;

2) система научно-исследовательской  деятельности, т. е. методологическое  обеспечение. Этот аспект предполагает  использование методологические  знания для обоснования программы  исследования и оценки ее качества.

3. Воспитание и школа  в античном мире. Зарубежная педагогика

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель».

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:

1) жреческие школы создавались  при храмах;

2) дворцовые школы готовили  писцов-чиновников;

3) военные школы готовили  военачальников. Наиболее широким  и многопредметным было содержание  образования в жреческих школах.

Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин).

На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцо- \ вых хозяйств.

В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо. Критские писцы установили твердые правила письменности:

Афинские учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение  бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III-I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;

2) любой свободнорожденный  ребенок мог получить образование  в государственных и частных  начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских  школ, игравших роль высших учебных  заведений;

4) высшими учебными заведениями  руководили выдающиеся мыслители  того времени.

Основные системы воспитания в Древней Греции.

1. Спартанская система  обучения. Большое внимание в  спартанской системе обучения  уделялось военно-физической подготовке.

2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от  спартанской системы было презрение  к физическому труду, который  считался уделом рабов. Как особая  наука зарубежная педагогика  формируется в начале XVII в. Среди  педагогических деятелей зарубежной  буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт. Я. А. Коменский (1592-1670) написал труд  «Великая дидактика» которая  призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном  языке.

4. Развитие школы и педагогики  в России

Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.

События Великой Отечественной войны сильно отразились на деятельности российских школ:

1) школа была окончательно  поставлена на путь политизации  и идеологизации учебного процесса  и внешкольной работы;

2) вернулась трудовая подготовка.

Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода:

1) А. С. Макаренко (1888-1939) поддерживал  идею коллективного воспитания;

2) В. А. Сухомлинский (1918-1970) работал  над аспектами теории и практики  воспитания, отстаивал идеи гуманизации  школьного образования;

3) П. П. Блонский (1884-1941) - развил  теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня  обучения и развитие нравственно-этических  норм.

В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

1) идеологизацию;

2) введение централизованного  управления школой;

3) введение единообразия  ее типов и учебных программ;

4) контроль над школой  партийных органов существенно  усилился;

5) полная средняя школа  стала десятилетней. Дети в нее  принимались с семи лет;

6) количество десятилетних  школ в городах, в отличие от  сельской местности, быстро увеличивалось:

7) с 1945 г. было установлено  обязательное семилетнее обучение.

В результате нехватки рабочей силы в 1950-е гг. произошли изменения в образовании:

1) в стране было введено  обязательное восьмилетнее образование;

2) срок обучения в полной  средней школе увеличился до  одиннадцати лет;

3) была введена обязательная  производственная подготовка;

4) существенно усилилась  профориентационная работа;

5) был учрежден новый  тип учебных заведений - профессионально-технические  училища;

6) возврат к десятилетке  после пяти лет существования  системы одиннадцатилетнего образования;

7) во все учебные дисциплины  стали вводиться новые научные  знания.

Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений:

1) колледжей;

2) гимназий;

3) лицеев;

4) профильных и частных  школ;

5) национальных школ.

Однако это не решило существующих проблем.

5. Ведущие тенденции современного  развития мирового образовательного / процесса. Образование. Воспитание. Обучение

Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса:

1) большинство педагогов, даже далеких от радикальных  решений, настаивают на индивидуализированном  обучении;

2) необходимо увеличить  внимание к личности за счет  уменьшения численности учеников  в классе, сокращения учебной  недели и изменения классно-урочной  системы;

3) интенсификация учебного  процесса.

Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения.

Характеристики традиционного обучения:

1) последовательное формирование  знаний, умений и навыков;

2) варианты уроков при  традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия  и др.

Особенности нетрадиционных моделей обучения:

1) они условно разделяются  на две группы - репродуктивной  и поисковой ориентации;

2) постепенное внедрение  предложений, касающиеся модернизации  режимов, методов, форм обучения;

3) широкое использование  нестандартных приемов преподавания;

4) все новшества базируются  на необходимости развивать у  ребенка творческие способности  и инициативу;

5) активно рассматриваются  перспективы применения в школе  новейших технических средств.

В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов).

К основным педагогическим категориям относятся: образование; воспитание; обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения  систематизированных знаний, умений  и способов мышления;

2) необходимым условием  подготовки человека к определенному  труду, к определенному виду деятельности.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности. Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность.

Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы