Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция
Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.
6. Педагогическая деятельность
Обучение - это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Фундаментальными проблемами являются: объективная реальность и объективно-закономерные процессы в природе и обществе.
Прикладные проблемы: использование познанных истин в общественной практике.
Увлечение одними теоретическими, фундаментальными проблемами может привести к тому, что общественная педагогическая практика будет отставать от требований современной жизни.
Однако сосредоточение чрезмерного внимания на изучение узкометодических вопросов создает опасность неразборчивости в перспективах развития и разрешения возникающих противоречий.
Педагогическая деятельность включает в себя две находящиеся во взаимодействии стороны: учителя и учащегося.
Результат этой деятельности - воздействие на целостную личность, ее развитие в интеллектуальной, процессуальной, эмоциональной и нравственной сферах.
Педагогическая деятельность учителя должна осуществляться так, чтобы учащиеся овладевали тремя сторонами изучаемого материала:
1) теорией;
2) практикой;
3) осмыслением мировоззренческих
и нравственно-эстетических
Выделяют определенный круг проблем, кото рые находятся в области педагогической деятельности. К ним относятся следующие:
1) степень соответствия
педагогической деятельности
2) связь педагогической
деятельности с
3) прямо пропорциональная
зависимость успешной
4) наличие субъективно-
5) получение, обработка и
передача педагогам обратной
информации, т. е. диагностика, в целях
корректирования этими
6) разработка новых систем
организации учебно-
7) изучение передового
педагогического опыта, условий
его распространения и
Изучение педагогической деятельности необходимо для совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.
7. Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью обучения;
3) воспитанием.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:
1) познавательной;
2) трудовой;
3) творческой.
В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
3) интегральный (объединяющий
различные воспитательные
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.
Изменение социальных условий в конце 1980-х - начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций).
В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.
Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.
8. Педагогическая система
Современная система наук о воспитании, включает:
1) философию;
2) историю педагогики;
3) общую педагогику.
Фундаментом педагогики является философия.
История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.
Общая педагогика является базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека.
Общая педагогика имеет два уровня:
1) теоретический;
2) прикладной.
В ней традиционно выделяют четыре основных раздела, которые в настоящее время стали самостоятельными отраслями знаний:
1) общие основы;
2) дидактику (теория обучения);
3) теорию воспитания;
4) школоведение.
Возрастная педагогика имеет две подсистемы: дошкольную и школьную педагогику. Здесь в центре изучения - все существующие проблемы подрастающего человека.
Разработка и совершенствование специфики учебно-воспитательной деятельности определяются особенностями определенных возрастных групп.
Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.
Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации и переквалификации работников разнообразных отраслей трудовой деятельности, во-
просами освоения новых знаний и получения новой профессии в зрелом возрасте. В подсистеме социальной педагогики выделяют следующие отрасли:
1) семейную педагогику;
2) перевоспитание
называемые частные и предметные методики. Они изучают закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Педагогика тесно связана со многими науками:
1) философские науки помогают педагогике определить цели и смысл воспитания, корректируют направленность воспитания;
2) анатомия и физиология
составляют базу для понимания
биологической сущности
3) психология помогает
разобраться в развитии
Педагогика связана с историей, литературой, географией, антропологией, медициной, экологией, экономикой и археологией.
9. Педагогическая технология
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств.
Педагогическая технология реализуется в технологических процессах, которые ориентированы на конкретный педагогический результат.
Учебно-воспитательный процесс организуют различные технологические подходы:
1) тесты на измерение умственных способностей;
2) разнообразные наглядные пособия и схемы для получения и отработки навыков;
3) организационные структуры
формирования самоуправления, соревнования,
единых требований
Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности.
К задачам педагогической технологии и технических процессов принято относить следующие:
1) отработку и закрепление знаний, умений и навыков в любых сферах деятельности;
2) формирование, отработку
и закрепление социально
3) пробуждение у учащихся
интереса к умственным
4) обучение действиям с
технологическим
5) развитие самостоятельного планирования, систематизации своей учебной и самообразовательной деятельности;
6) воспитание привычки
четкого следования
Педагогическая технология имеет ряд особенностей:
1) разные педагогические
цепочки отличаются по
2) способность содержания
обучения или воспитания
3) творческое преломление
педагогической технологии
4) каждому технологическому
звену, системе, цепочке, приему нужно
определить целесообразное
5) педагогическая технология
тесно связана с психологией.
Любое технологическое звено
более эффективно, если имеет
психологическое обоснование и
практические выходы. Наиболее яркому
восприятию учебного материала
способствуют наглядные
10. Педагогическая задача
Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:
1) педагогическая задача
связана с прогрессивным
2) педагогическая задача
находит свое выражение в
3) педагогическая задача
выступает как некоторая
Классификация педагогических задач:
1) стратегические задачи;
2) тактические задачи;
3) оперативные задачи.
В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:
1) задачи возбуждения;
2) задачи предвосхищения;
3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.
Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения педагогических задач (по Л. Ф. Спирину). Он в своем развитии проходит ряд этапов: 1) анализ педагогической ситуации. Он включает в себя оценку исходных условий педагогических действий, объяснение и предвидение педагогических явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обученияи воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции;
2) целеполагание и планирование.
Целеполагание направляется
3) конструирование и реализация
педагогического процесса. Педагогический
процесс предполагает
4) регулирование и
5) итоговый контроль и
учет полученных результатов. Решение
педагогической задачи
11. Образовательный процесс
Образовательный процесс - это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия.
Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса.
Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы