Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция

Краткое описание

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл - это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели(глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

12. Цели и содержание  образования

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.

Цель образования должна быть такой, чтобы:

1) ее реализация позволяла  освоить с учащимися некоторый  набор учебных навыков;

2) продукт, получаемый в  результате ее выполнения приносил  какую-то общественную пользу;

3) при работе можно было  бы реализовать свои творческие  наклонности и способности;

4) работа над проектом  имела бы выход на современные  проблемы человеческого общества;

5) задача подразумевала  бы рассмотрение ситуации в  широком контексте связей.

Содержание образования:

1) опыт познавательной  деятельности;

2) опыт репродуктивной  деятельности;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-ценностных  отношений. Каждый из вышеперечисленных  видов социального

опыта обладает специфическим видом содержания образования:

1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах  деятельности. Усвоение этих знаний  обеспечивает формирование в  сознании обучающегося точной  и реальной картины мира, формирует  навыки правильного методологического  подхода к познавательной и  практической деятельности;

2) опыт осуществления известных  способов деятельности, воплощающихся  вместе со знанием в умениях  и навыках личности, усвоившей  этот опыт; 3) опыт творческой поисковой  деятельности по решению новых  проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного  применения ранее усвоенных умений  и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей  обучающихся к самообразованию  и дальнейшему формированию культурного  уровня; 4) опыт ценностного отношения  к объектам или средствам деятельности  человека. Это проявляется в отношении  к окружающему миру, к другим  людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной  деятельности. С помощью данного  элемента образования у обучающегося  формируется определенная система  ценностей, которая обуславливает  эмоциональное восприятие личностно-определенных  объектов. Все элементы содержания  образования взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Усвоение этих  элементов позволит человеку  не только успешно функционировать  в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.

13. Структура непрерывного  образования

Непрерывное образование - содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задется учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?

Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника.

Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.

Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:

1) непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная  к жизни современным этапом  научно-технического развития и  политическими, социально-экономическими  и культурологическими изменениями;

2) наметились два диаметрально  противоположных отношения к  непрерывному образованию - от полного  его неприятия и объявления  очередной утопией до определения  непрерывного образования как  главной, а может быть и единственной  продуктивной педагогической идеей  современного этапа мирового  развития;

3) просматриваются три  главных аспекта сущности непрерывного  образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);

в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге - его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

14. Образование как общественное  явление и педагогический процесс

В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей.

Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом. Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью - и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду».

Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося.

В отношении анализа реального образовательного процесса ставятся следующие вопросы:

1) насколько образовательный  процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение  в информацию;

2) насколько образовательный  процесс является процессом введения  в целостную деятельность;

3) насколько реально осуществляется  функционали-зация информации, соответствующей  этим частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

1) желание следовать архивной  организации знания и, превращать  образовательный процесс во введение  в «знание», а не в деятельность;

2) искушение не сообразовывать  друг с другом разные части  образовательного процесса как  целого;

3) стремление каждого фрагмента  процесса проводить исключительно  свою логику в культивировании  деятельности;

4) насколько реально осуществляется  функционали-зация информации, превращается  ли она в знание или так  и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания - это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом - проблема воспроизводства функциональности знания.

Основным искушением для образовательного процесса является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки и давать эти блоки сразу целиком, но:

1) величина объема и  однородность информации не позволит  функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть  ее не превратиться в знание;

2) то же самое желание  не даст возможности развернуть  и глубину этой информации, такой  способ развертки будет обречен  на поверхностность.

15. Содержание образования  как фундамент базовой культуры  личности

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих  и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести  учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного  опыта поколений, которая отбирается  в соответствии с поставленными  целями развития человека и  в виде информации передается  ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание  и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение - это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности - это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее  и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное  развитие;

3) обеспечивать техническую  и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое  воспитание.

16. Государственный образовательный  стандарт

Система образования в Российской Федерации - совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты - это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы - документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ.

В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.

Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы