Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,

Содержание

Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
Возникновение педагогики как науки……………..3

Основные понятия…………………………………...6


Структура педагогических наук ……………………9

Связь с другими науками …………………………..10


Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы …………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 в  свою  очередь  распадается  на  ряд  отраслей: вопросами

воспитания  и  обучения  глухонемых  и  глухих  детей  занимается

сурдопедагогика, слепых  и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

олигофренопедагогика, детей  с  расстройствами  речи при нормальном

 слухе –  логопедия;

            4.частная  методика, исследующая   специфику  применения

общих   закономерностей  обучения  к  преподаванию

определённого  предмета (иностранного  языка, математики, биологии, физики,

химии  и  др.);

          5. история  педагогики, изучающая   развитие

педагогических  идей  и практики  воспитания  в  различные  исторические

эпохи.

       Интенсивно  развиваются,  как самостоятельные,  такие отрасли

педагогической  науки, как  педагогика  профтехобразования, педагогика

высшей  школы, военная  педагогика, исправительно-трудовая  педагогика.

Складываются  такие  части  педагогики, как  школоведение,  педагогика

семейного  воспитания, педагогика  детских  и  юношеских  организаций,

педагогика  культурно-просветительной  работы. 
 
 

                              Связь с другими науками

       Процесс  разностороннего   взаимопроникновения  наук, развитие

комплексного  изучения  педагогических  явлений  объект  

ивно  требуют

органической  связи  педагогики  с  другими  науками. Педагогика

развивается, укрепляя  и  совершенствуя  свои  связи  с  философией,

социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и  физиологией

человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой  и  др.

       В  тесных  взаимоотношениях  педагогика  находится  с   общей,

возрастной  и  педагогической  психологией. Психология  вскрывает

закономерности  психического  развития  людей  в  разные  возрастные

периоды, механизм  изменений  психики  под  влиянием  обучения  и

воспитания. Идеи  её  широко  используются  при  разработке  организации

познавательной  деятельности  учащихся  в  процессе  обучения. Развита

связь  педагогики  с  социальной  психологией, которая  изучает

взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера  и

особенности  психического      склада  людей, находящихся  в  разных

социальных  условиях.

        Исключительно  ценными  знаниями  о  природе  физического развития

человека, педагогику  вооружает  общая  и  возрастная  физиология,

составляющая  естественнонаучную  основу  обучения  и  воспитания. Изучение

 условнорефлекторной   деятельности  помогают  раскрывать  научные  основы

тех  изменений, которые происходят  в человеке  под влиянием  внешних

воздействий  и  связаны  с  формированием  умений, навыков  и  привычек.

       Новые, дополнительные  возможности   для  исследования  процессов

обучения  и  воспитания  перед  педагогикой  открывает  быстро

развивающаяся  область  знания, которая  получила  название  теории

управления. Возникнув  в  системе  общественных  наук, она  использует

достижения  кибернетики, которая  раскрыла  наиболее  общие

закономерности  управления  сложными  динамическими  системами. При  этом,

однако, надо  иметь  в  виду, что  кибернетика  изучает  процессы

управления  безотносительно  к  качественной  природе  самоуправляемых

систем; воспитание  же  представляет  собой   систему, обладающую  глубокой

 качественной  спецификой, своими  специфическими  закономерностями,

которые  кибернетике  недоступны.

       Самостоятельность  любой   науки  состоит  не  в   том, пользуется  она

 или  не  пользуется  данными  других  наук. Советская  педагогика

использует  материалы  и  данные  смежных наук  для решения своих

задач, на  основе  строгого  отбора  и  выявления  границ  их  применения.

       Итак  педагогическая  наука –  это  сгусток  многовекового   опыта

обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений. Педагогическая  наука –

это  результат  многолетних  исследований  закономерностей  формирования

всесторонне  и  гармонически  развитой  личности. Знание  педагогической

науки  помогает  в  каждом  конкретном  случае  избирать  оптимальные

педагогические  решения.

       Давний  спор  о том, что такое педагогика – наука или искусство,

разбивается  о  практику. Испытание  практикой  подтверждает  многократно:

без  глубокого  знания  науки  воспитания  не  развивается  искусство

воспитывать. Знание  закономерностей  обучения  и  воспитания, овладение

методами  педагогического  процесса – основа  учительского  мастерства. К

усвоению  педагогики  надо  подходить  как  к  научно – познавательной

деятельности, на  базе  которой  может  и  должно  развиваться

педагогическое  искусство как неотъемлемый  элемент педагогической

деятельности. А  педагогом  может  быть  далеко  не  каждый. Это  должен

быть  человек  имеющий  призвание, призыв, внутреннее  осознание  того, что

 это  его   путь – путь  поиска, постоянного   беспокойства, путь  сомнений

необыкновенной  требовательности  к  себе, путь  упорного, каждодневного

труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
 

                  I.   ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ.  ПОСОБИЕ   ДЛЯ  СТУДЕНТОВ

                       ПЕД. ИН-ТОВ.  /   Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

                       Н. А. СОРОКИН  И  ДР.;   ПОД   РЕД.   Ю. К.

БАБАНСКОГО. -

                       2-Е   ИЗД.,  ДОП.  И  ПЕРЕРАБ.  – М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,

1988. - 479  С. 
 

                 II.   ПЕДАГОГИКА:  УЧЕБ.  ПОСОБИЕ  ДЛЯ  СТУДЕНТОВ

                        ФАК.  ПЕДАГОГИКИ  И  МЕТОДИКИ  НАЧ.  ОБУЧЕНИЯ

                        ПЕД.  ИН-ТОВ. /  ПОД  РЕД.  С.  П. БАРАНОВА  И  ДР.

-

                        М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,  1976. – 352  С. 
 

                III.   ХАРЛАМОВ  И. Ф.   ПЕДАГОГИКА:  УЧЕБ.  ПОСОБИЕ ДЛЯ

                        СТУДЕНТОВ  УН-ТОВ  И  ПЕД.  ИН-ТОВ. – 2-Е  ИЗД.,

ПЕРЕРАБ.

                        И  ДОП. – М.:  ВЫСШ.  ШК.,  1990. – 576 С. 

Информация о работе Педагогика как наука