Педагогическая практика по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:28, доклад

Краткое описание

1. Цели:
1. Закрепление на практике теоретических знаний по методике преподавания истории.
2. Воспитание устойчивого интереса к профессии учителя.
3. Практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

pedpraktikapoistorii.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

            2) тип и форма урока

            3) цели и задачи урока (образовательные,  воспитательные, развивающие)

            4) основные понятия, идеи

            5) основные методы, применяемые на  уроке

            6) межпредметные. внутрикурсовые, межкурсовые  связи

            7) средства обучения

            8) оборудование урока

            9) персоналии

            10) ход урока, его содержание

            11) домашнее задание

            12) итоги урока

 

                                        Ход урока (план-конспект)

       Ход урока,  этапы урока

     Содержание и приемы

           работы  учителя

   Содержание и приемы

         работы  учащихся


 

Схема общепедагогического анализа  урока

 

1.  Место данного урока в  системе уроков по теме, правильность  постановки цели и задач урока.

2. Организация урока:

а) тип урока (урок усвоения новых  знаний, формирования умений, обобщение  и систематизация знаний, контроль и проверка результатов обучения, умений и навыков, комбинированный  урок).

б) структура урока, его отдельные  элементы, их последовательность и дозировка по времени, соответствие построения урока его сордержанию и поставленной цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание  фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

д) плотность урока, рациональное использование  времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала  для различных этапов урока и  видов деятельности учащихся;

в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой; раскрытие  учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих  знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения пройденного;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приемы, применяемые  учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем перед учащимися  цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) владение учителем методами активного  обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

5. Общение учителя на уроке:  тон, стиль отношений, манера  общения с классом и отдельными  детьми.

6. Работа и поведение учащихся  на уроке:

а) активность класса и отдельных  учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение учащихся к учителю;

г) дисциплинированность и организованность учащихся;

д) речь учащихся; задаваемые вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Как будет учтен опыт данного  урока в Вашей дальнейшей работе ?  

                                          

(Народное образование. 2000. № 1. С.47-48)

                         

   Анализ урока истории

 

1) Какое место урок занимает  в изучении темы? Какому этапу  тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа и и вида урока?

2) Каковы цели учебного занятия?  Чем они обусловлены? Как в  них отражаются современные подходы  к целям и содержанию школьного  исторического образования?

3) В какой степени учебный материал урока соответствует Временным требованиям к содержанию образования образовательной области “Обществознание” (“История”)?

4) Как в содержании занятия  отражены новые данные исторической  науки, современные подходы к  анализу и оценкам прошлого, неоднозначные версии и суждения по поводу изучаемых фактов?

5) Кто (или что) был для учащихся  основным источником информации  по новой теме? Как он был  представлен: как единственный  и безапелляционный, как один  из надежных и достоверных,  как один из возможных и оригинальных и т.п.? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?

6) В чем заключалась учебная  работа школьников? На каком уровне  познавательной деятельности она  была организована? Какими приемами  и средствами преподавания учитель стимулировал именно такой характер учебной работы? Насколько он соответствовал целевой установке занятия, возрастным и индивидуальным возможностям учеников этого класса?

7) Какими приемами и средствами  учитель актуализировал знания  учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал их участие в работе на уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей?

8) Насколько взаимосвязанными и  преемственными были эапы урока?  Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие?

9) Как этот урок связывает  собой предыдущие и последующие  занятия?

10) В чем выражаются результаты  урока? Каковы критерии его  результативности?

 

(Вяземский Е.Е., Стрелова  О.Ю. Теория и методика преподавания  истории. М., 2003. С.325)

 

Памятка учителю к самоанализу  урока

 

1. Какова целевая установка  урока (цели, задачи)?

2. Как данный урок  связан с другими уроками темы ?

3. Были ли отклонения  от замысла и, если были, чем  они вызваны?

4. Достигнуты ли цели  урока ? По каким признакам судит об этом учитель?

5. Что наиболее удалось  на уроке ?

6. В чем учитель видит  недостатки урока?

7. Какие выводы на  будущее делает для себя ?

    (В помощь молодому  учителю истории. Методические  рекомендации.Петрозаводск, 1988. С.4)

 

                         

                         Учебно-методический комплекс

   

1.Учебные пособия 

                                         - учебники

                                         - хрестоматиии

                                         - книги для чтения

                                         - рабочие тетради

   2. Методическая литература 

                                          - методические пособия ( разработки  уроков)

                                          - книги и статьи журнала “Преподавание истории в школе”

                                          - методические рекомендации

                                          - сборники заданий и задач  по истории

    3. Научная, научно-популярная  и художественная литература

                                            - монографии

                                            - книги для учителя

                                            - пособия для учащихся

     4. Наглядные средства  обучения

                                             - печатные

                                             - объемные

                                             - экранные и экранно-звуковые

 

                                       Определение целей и задач урока.

 

Образовательные цели и задачи:

- формирование исторических знаний

- усвоение понятий, законов,  теорий, иде й

- повторение, закрепление и углубление  исторических знаний

- формирование специальных и  общеучебных навыков и умений

Воспитательные цели и задачи:

- формирование мировоззрения

- нравственное, эстетическое воспитание

- воспитание патриотизма

- воспитание интереса к предмету

Развивающие цели и задачи:

- развитие мышления, речи, интеллектуальных  навыков и умений (умения видеть  главное, сравнивать, анализировать,  обобщать)

- развитие познавательных интересов и способностей учащихся

- развитие воли учащихся (целеустремленность, уверенность, выдержка, самообладание)

             - развитие эмоций учащихся (отзывчивость, сопереживание, негодование) 

 

Требования к уроку  истории

 

1. Соответствие педагогического замысла целям и задачам.

2. Соответствие типа  урока средствам и методам.

3. Научность исторических  знаний.

4. Достоверность исторических  фактов.

5. Мотивация и дифференцированность  обучения.

6. Воспитание интереса  к предмету.

7. Единство деятельности учителя и учащихся.

8. Познавательная активность  учащихся.

9. Отбор главного, осознанного  материала.

10. Полноценность содержания  урока.          

 

Полноценность содержания урока истории определяется:

- умелым отбором материала

-образным, конкретным, эмоциональным освещением события

- умением дифференцированно  оценивать содержание: различать  опорные  знания, объекты прочного  усвоения и материал, являющийся  средством достижения цели

- целесообразным сочетанием  содержания речи учителя, учебника и внеурочных знаний учащихся

- созданием системы исторических  знаний.

( Дайри Н.Г. Современные  требования к уроку истории.  М.,1978. С.29; Которкова М.В., Студеникин  М.Т. Методика обучения истории  в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.149)

 

                                   Методы, средства и приемы обучения

   

 

      Методы обучения 

 

     Средства обучения   

 

 

   

     

      Приемы обучения

 

 Устный (словесный)

 

Рассказ, монолог, диалог,

беседа

 

Разработка сюжетного рассказа, повествование аналитическое и картин-ное описание, характе-

ристика, объяснение, рассуждение

Печатно-словесный 

(текст + слово)

Учебник, хрестоматия,

художественная литера-тура, рабочая  тетрадь,

книга для чтения

Анализ документов, вы-писывание  понятий, сос-

тавление плана, таблицы, вычленение смысловых единиц

Наглядный

Наглядность предметная,

условно-графическая,

карты, иллюстрации,

учебные картины

Анализ картины, рассказ

по картине, работа с аппликациями, схемами и диаграммами, выполне-ние  рисунка, заполнение

контурной карты

Практический

Лепка, вырезание,

склеивание, выпиливание

Изготовление макетов,

моделей, лепка 


(Короткова М.В., Студеникин М.Т.  Методика обучения истории в  схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.82).

 

 Методы обучения истории в школе

 

   Основные  звенья

   процесса обучения

       Устный метод  , 

         живое слово. 

 Наглядные методы

    Методы работы

         с текстом.

       Сообщение 

    исторического

        материала.

   Устное изложение исторического  мате-

риала учителем:

рассказ, описание, характеристика исто

рических явлений.                          Обучение учащихся изложению истори-

ческого материала.

   Изложение с пред-

варительной поста-

новкой проблемно-

познавательного (или логического) задания.

   Проблемное изло-

жение.

   Рассуждающее из-

ложение как форма

сообщения истори-

ческого материала.

    Рассказ по  карти-

не, по карте и дру-

гим наглядным по-

собиям. Изложение

с одновременным рисованием на доске схем,схемати-

ческих планов и пр.

  Экскурсия как спо-

соб сообщения ново

го материала (экску-

рсионный метод).

   Обучение учащих-

ся извлечению зна-

ний из наглядного

материала.

   Чтение и коммен-

тирование текста

учебника, докумен-

та и пр. самим учи-

телем. Обучение уча

щихся извлечению

исторических зна-

ний из учебника и 

документа.

   Использование ху-

дожественной лите-

ратуры на уроке.

         Обработка

      исторического

        материала.

   Объяснение, раз-

бор (анализ) и обоб-

щение материала учителем.

   Рассуждающее из-

ложение как прием

анализа и обобще-

ния исторических

фактов учителем.

   Разговор-беседа по изложенному  ма-

териалу.

   Обучение учащих-

ся разбору и обобще

нию исторического

материала.

   Постановка и ре-

шение проблемно-познавательных за-

дач.

   Разбор и обобще-

ние, производимые

учителем в ходе бе-

седы на основе на-

глядного материала-

по картине, карте, диаграмме, схемати-

ческому плану и пр.

  Разбор экскурсион-

ного материала ( са-

мим учителем и в хо

де беседы).

   Обучение учащих-

ся разбору и обобще

нию на основе на-

глядного материала.

   Проблемно-позна-

вательные задания на наглядном  мате-

риале.

  Разбор текста(учеб

ника, документа и пр.) самим учителем

и с привлечением

учащихся (беседа).

        Закрепление

         материала.

   Повторительная

лекция.

   Повторительная беседа (в  конце уро-

ка, на повторитель-

ном уроке).

   Закрепление мате-

риала по карте, кар-

тине, иллюстрациям

в учебнике, диапози

тивам и другим наг-

лядным пособиям под руководством

учителя в классе.

   Повторительная экскурсия.

  Закрепление по уче

бнику, документам, хронологическим  та

блицам под руковод

ством учителя на уроке.

       Применение

исторических зна-

ний, умений, навы-

ков.

  Привлечение ранее

изученного матери-

ала и имеющийся у

учащихся знаний,

умений при изложе-

нии и объяснении нового материала,

излагаемого учите-

лем.

   Проблемно-позна-

вательные задания на применение ра-

нее усвоенных зна-

ний.

   Творческие зада-

ния (устные и пись-

менные).

Привлечение ранее

изученного матери-

ала и имеющихся у учащихся знаний,

умений, навыков в

работе с картой,кар-

тиной, иллюстраци-

ей и на экскурсии.

   Обучение учащих-

ся применению зна-

ний, умений и навы-

ков в работе с нагля

дным материалом.

   Творческие зада-

ния на наглядном материале.

  Привлечение ранее

изученного матери-

ала и мобилизация

знаний учащихся в

работе с текстом

учебника, докумен-

та и пр.

    Обучение приме-

нению знаний и уме

ний в работе с текс-

том.

         Проверка

знаний, умений, на-

выков.

   Устный опрос.

   Проверочная бесе-

да.

   Сочетание устно-

го опроса с запися-

ми на классной дос-

ке и другими пись-

менными работами.

  Проведение прове-

рочной беседы по

проблемно-познава-

тельному заданию.

   Проверка в ходе выполнения  общес-

твенных поручений.

   Проверка знаний,

умений и навыков

путем опроса по кар

те, картине, диаграм

ме и пр.

   Проверка знаний,

умений и навыков в

ходе работы по учеб

нику, документу и

пр.  

Информация о работе Педагогическая практика по истории