Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.

Содержание

Введение 3

Научно-методические подходы к внедрению и освоению компетентностного подхода в ВУЗе 5
Понятие «компетенция» как одно из базовых педагогических категорий 11
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности 15
Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов 21
Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования 26
Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза 34

Заключение 39

Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика контрольная.docx

— 154.05 Кб (Скачать файл)

Такая ситуация приводит к  тому, что адаптация начинающих преподавателей к педагогической деятельности, по данным исследователей, затягивается на 5-7 лет. Часто в этот период у  молодых преподавателей складываются стереотипы деятельности, которые потом  бывает трудно изменить. В целом  разнообразие ролей, в которых выступает  преподаватель, выстраивая стратегии  обучения и межличностного общения  со студентами, требует постоянного  повышения уровня профессионализма. В свою очередь, это ставит задачу нахождения таких форм повышения  квалификации, которые были бы адекватны  современным запросам, предъявляемым  обществом и учебным процессом  к преподавателю вуза.

В современных условиях важно  ориентировать начинающего преподавателя  на инновационную деятельность, сформулированную в типовом положении учреждения дополнительного образования. Однако вряд ли можно говорить о том, что  он может сразу после обучения приступить к ее реализации. Инновационная профессионально-педагогическая деятельность представляет собой, по сути дела, продуктивную деятельность, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных проблем, высокий уровень развития профессиональных компетенций. Как целостное личностное образование, готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности выражает направленность личности, сознания, стиль мышления, зрелую гражданскую и профессиональную позицию.

Вместе с тем готовить молодых преподавателей к инновационной  профессиональной деятельности необходимо уже на стадии их психолого-педагогической подготовки. В этом контексте все  более важной становится задача формирования профессионального самосознания преподавателя, которое складывается в процессе выявления им личностных свойств своего «Я» и оценки их влияния на развитие студента в ходе осознания им педагогического смысла своей деятельности. Возможности повышения эффективности освоения секретов профессиональной деятельности преподавателя видятся в использовании таких технологий повышения квалификации, которые основывались бы на интеграции учебной и профессиональной деятельности начинающего преподавателя и росте его инновационного потенциала.10

С каждым годом увеличивается  количество нужной для преподавательской  деятельности информации. Она поступает  из разных источников: книг, периодических  изданий, Интернета и т.д.

Курсы повышения квалификации предоставляют возможность получить доступ к профессионально значимой информации — предварительно отобранной, систематизированной, обобщенной. Однако с учетом того, что средний преподаватель  вуза приходит на курсы повышения  квалификации раз в пять лет, объем и разнообразие подлежащей усвоению информации оказываются весьма значительными, что создает большие проблемы с ее запоминанием и применением в педагогической практике.

Решение проблемы усвоения большого объема важной информации, ее трансформации в «интеллектуальную  собственность» обучающегося имеет  большое значение для повышения  эффективности обучения и, соответственно, уровня профессиональной компетентности. Для облегчения представления семантической  структуры психологических и  педагогических наук мы предлагаем использовать форму тезаурусного описания терминологических  систем. В дидактических целях  наибольший интерес представляют те отношения, которые в переводе на язык стандартных тезаурусов именуются  отношениями «выше — ниже».11

На основе этого подхода  можно предложить обучающимся составить из списка используемых терминов тезаурусные карты. Для этого необходимо выделить типы семантических отношений, связывающих группы терминов. Тезаурусные карты целесообразно составлять по таким оппозициям, как «целое - компоненты», «объект -атрибут», «свойство - носитель свойства», «процесс — объект», «действие - результат», «явление — материал», «явление - источник (причина)», «явление (процесс) — аспект». Дидактический потенциал такого рода самостоятельной работы заключается не только в формировании умений проводить логический анализ структуры учебной информации, но и в возможности стимулировать мышление молодого преподавателя, управлять его самостоятельной работой по овладению материалом учебного курса, развивать самоконтроль.

Считаем также целесообразным использовать в процессе обучения многофункциональные  печатные раздаточные материалы (МПРМ). Речь идет о тиражированных средствах  обучения одноразового или многоразового  использования, которые выдаются каждому  обучающемуся на занятиях. В качестве МПРМ могут быть использованы учебные  пособия, периодические и другие издания, различные задания, анкеты, ситуационные материалы, используемые в деловых играх или в ходе выполнения самостоятельной работы и т.д. К ним могут быть отнесены также справочные и нормативные материалы, схемы, тезаурусные карты.

МПРМ являются весьма эффективным  средством интенсификации учебного процесса для начинающих преподавателей. Причем, что очень важно, их использование  не приводит к психологической перегрузке, усталости и снижению мотивации  учения, напротив, повышает производительность учебного труда и приближает ее к  оптимальной. Систематическое применение МПРМ в процессе обучения преподавателей побуждает их к самостоятельной  разработке подобных средств. Таким  образом, они могут рассматриваться  и как средство самоменеджмента  преподавателя.

Кроме того, МПРМ могут выполнять  и побуждающую функцию, поскольку  содержат варианты подходов к решению  заданий, создающих определенные ассоциации - опору для долговременной памяти. С этой же целью могут использоваться и опорные конспекты.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой  закодировано основное содержание учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях. Он активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствуя удержанию в памяти обучающегося большого по объему и целостного по характеру предмета изучения с соответствующим понятийным аппаратом.12

Одним из интересных вариантов  опорного конспекта является интеллект-карта (Т. Бьюзен). Ее построение подразумевает  использование скорее образной, чем  вербальной информации. Ценность этого  метода заключается в том, что  многие люди с трудом запоминают вербальную информацию. Если в схеме присутствуют рисунки, а сама она выполнена в цвете, то содержащаяся в ней информация дольше останется в памяти.

Использование указанных  средств обучения способствует развитию у молодых преподавателей следующих  важных для профессионально-педагогической деятельности умений:

    • информационных (восприятие, сбор, отбор, систематизация, анализ, структурирование, обобщение информации и пр.);
    • исследовательских (установление проблемы, постановка целей, задач, конструирование предмета, объекта и гипотезы, планирование методов исследования, обработка результатов, формулировка выводов и пр.);
    • интеллектуальных (систематизация, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение, осмысление, выделение общего, целеполагание, рефлексия);
    • креативных (воображение, схематизация, типизация, акцентирование, гиперболизация, реконструирование и пр.).

Применение в процессе обучения широкого спектра современных  средств обучения позволяет в  значительной степени оптимизировать нагрузку преподавателя, повышающего  квалификацию без отрыва от своей  основной работы, облегчить усвоение, запоминание и осмысление профессионально  значимой информации и сформировать свое отношение к ней.

 

 

 

 

 

 

  1. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов

Современные изменения, происходящие в образовательной политике России, непосредственно отражаются и на функционировании образовательной  системы.

В таких условиях образование  должно проявлять особую мобильность  и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени  опережать их. В этом есть определенное противоречие, так как педагогическое сообщество традиционно считается  консервативным.

Эффективность деятельности любого педагогического коллектива по реализации социального заказа определяется тем, какое качество образования студентов коллектив обеспечивает.

Иными словами можно сказать, что результат деятельности педагогического  коллектива – это качество образования  выпускника, которое выражается в  готовности к профессиональной деятельности, конкурентоспособности на рынке  труда и т.д.

Подготовка такого специалиста  возможна при наличии определенной образовательной системы и соответствующей  ей организации образовательного процесса. 13

Для повышения качества подготовки специалистов необходим комплекс условий: обновление содержания образования  в соответствии с требованиями работодателей, регулярное проведение мониторинговых исследований, реорганизация структуры  управления, осуществление экспертизы качества образовательного процесса, повышения уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей и др.

На наш взгляд, последнее  является наиболее важным условием, так  как преподаватель остается ведущим  субъектом образовательного процесса, несмотря на изменение его роли и  функций.

Понятие профессионально-педагогических компетенций многофакторное и потому дискуссионное.

В отечественной психологии и педагогике вопрос о профессиональных компетенциях педагога как научная  проблема возник гораздо раньше, чем  компетентностный подход.

Известны исследования Р.Х. Гильмеевой, А.В. Кузминой, А.К. Марковой, Н.Н. Лобановой, Т.А. Маркиной, В.А. Сластенина и других.

Несмотря на разнообразие взглядов и точек зрения относительно понятия «компетенция» и «компетентность», никто из авторов не отрицает понимание компетенции как готовности и способности к профессиональной деятельности.

Мы не ставили задачу обобщения  и систематизации понятий «компетенция»  и «компетентность», а лишь попытались составить примерный профессиональный стандарт для преподавателя, опираясь на европейский опыт профессионального  обучения, основанного на компетенциях и профессиональных стандартах.

Нельзя не отметить, что  осуществление компетентностного  подхода напрямую связано с профессиональной компетентностью самого педагога. Очевидно, что обеспечение в педагогическом процессе развития компетенций обучающихся  возможно только тогда, когда сам  педагог обладает достаточными компетенциями  в педагогической деятельности. Педагог  оказывается для студентов примером, образцом творческой реализации заложенных в человеке способностей.

Именно поэтому, прежде чем  учить других, все новые технологии и подходы он должен освоить сам.

Опыт показывает, что проблеме формирования компетенций в процессе подготовки преподавателей не уделяется  достаточно внимания, и причина этого не в неприятии учебными заведениями компетентностного подхода, а в отсутствии научно-обоснованных и апробированных методик. 14

Вашему вниманию и обсуждению предлагается примерная структура  профессионально-педагогических компетенций  и анкета для определения профессионально-педагогических компетенций и проведения самоанализа.

Структура профессионально-педагогических компетенций 

1. Базовые компетенции: 

а) проектировочно-конструкторские  умения;

б) организаторские умения;

в) диагностические умения;

г) исследовательские умения.

2. Профессиональные компетенции: 

а) общепедагогические умения;

б) специальные умения;

в) технологические (методические) умения.

3. Сквозные (мобильные) компетенции: 

а) коммуникативные умения;

б) информационно-компьютерные умения.

 

Табл. 1. Анкета для определения  профессионально-педагогических компетенций  и проведения самоанализа

 

Структура профессионально-педагогических компетенций

Умею         Не умею

1. Базовые компетенции 

А) Проектировочно-конструкторские  умения:

1. Осознавать и формулировать  цель и задачи педагогической  деятельности.  

2. Планировать методическую  работу.  

З. Планировать деятельность обучающихся.  

4. Выбирать эффективные  формы, методы, средства обучения  и воспитания.  

 

5. Распределять время  на уроке и выполнять намеченный  план.  

6. Проектировать и прогнозировать  развитие личности и учебной  группы.  

Б) организаторские умения:

1. Организовывать собственную  деятельность по достижению цели.  

2. Организовывать обучающихся на занятиях, во внеклассной деятельности.  

3. Организовывать работу  с родителями.  

В) диагностические умения:

1. Анализировать свою  работу и соотносить ее результаты  с поставленными целями.  

2. Составлять психолого-педагогическую  характеристику коллектива учебной  группы.  

Информация о работе Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов