Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа
Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.
Введение 3
Научно-методические подходы к внедрению и освоению компетентностного подхода в ВУЗе 5
Понятие «компетенция» как одно из базовых педагогических категорий 11
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности 15
Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов 21
Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования 26
Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза 34
Заключение 39
Список литературы 41
Значительные изменения в характере деятельности преподавателя произойдут в результате перехода на многоуровневую систему подготовки инженера. В рамках так называет fro Болонского процесса планируется введение двухступенчатого высшего профессионального образования: 15подготовка бакалавров и магистров. Проблема качества подготовки бакалавров в области техники и технологий в первую очередь связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ, чтобы обеспечить инновационное развитие инженерного образования.
Мировой опыт свидетельствует,
что при двухступенчатой
"Новое содержание, а
также проблемно-
Однако успешности перехода
на двухступенчатую подготовку инженеров
препятствует ряд трудностей, недостатков:
сохранение узкопрофильности подготовки;
недостаточный уровень
Для преодоления указанных недостатков необходимы, прежде всего, организация содержания образования и учебного процесса, определение роли и места преподавателя таким образом, чтобы и преподаватель и студент были включены в реальный творческий процесс создания новой конкурентоспособной разработки и обеспечения условий ее реализации у потребителя.
На содержание труда преподавателя влияет и производство, его потребности. Вот почему целесообразны взаимовыгодные "встречные" программы повышения квалификации работников вуза в научно-технической и производственной сфере и в то же время программы повышения квалификации работников техносферы в образовательно-академической среде.
В такой ситуации преподавательские коллективы инженерных вузов должны гибко, оперативно реагировать (в части формирования спектра специализаций подготовки) на потребности предприятий и организаций: создавать предпосылки воспроизводства и развития кадрового потенциала предприятий (организаций) по численности, профилю и специализации подготовки, соответствующих потребностям производства; обеспечивать корректировку содержания реализуемых программ; организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с личностно-профессиональными требованиями заказчиков, адекватными интересам, запросам студентов.
В исследованиях указывается,
что одним из эффективных средств
решения названных задач
Другим важным средством
является имеющая инновационный
характер деятельность центров инженерной
педагогики. Их образовательно-
экономической компетентности, общей и профессиональной культуры преподавателей технических вузов.
"Активная педагогическая
практика, - отмечают специалисты, -
позволяет слушателям
Анализ журнальных публикаций за последние годы показал, что наибольшее внимание исследователей привлекают такие вопросы, как новые технологии и качество обучения.
Что касается вопроса новых технологий, то чаще всего это понятие употребляется в общем виде. И только в некоторой части работ новые технологии получают конкретное рассмотрение, ориентированы на применение в образовательном процессе.
Заключение
Мотивация и осознание социальной значимости работы преподавателя играют главную роль и в активизации деятельности преподавателя, и в повышении им своего педагогического мастерства вплоть до перехода на творческий уровень. Активизация преподавателя и оснащение его развивающими технологиями обучения - это прямой путь к личностному росту, к творческой активности, поскольку именно «высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство» (В.А. Сластенин).
Говоря об акмеологическом
аспекте инновационной
Преподаватель современного вуза должен при любых условиях стараться выполнить свой долг, свою профессиональную миссию: развиваться самому, тем самым обеспечивая возможности для развития других - своих студентов. Высокое качество образования сегодня может дать только тот, кто владеет высоким уровнем педагогического профессионализма.
Современному вузу нужен преподаватель с другой типологической структурой личности. Это должен быть субъект лабильный, способный к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося и открытого социальному заказу образования; субъект, понимающий свое профессиональное предназначение, принимающий педагогическую деятельность в качестве важного приоритета; субъект, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению.
Социальные проблемы сегодняшнего образования в немалой степени обусловлены функциональной неграмотностью преподавателей. Технологичность как мобильное и методологическое умение в структуре полной педагогической компетентности и служит той базой, на которой возникают высокий профессионализм и динамичность и через которую преодолевается функциональная неграмотность преподавателя.
Технологическая подготовленность - ключ к пониманию категории <педагогическая компетентность>. Эта категория позволяет понять суть педагогической культуры, которая выполняет функции воспроизведения и сохранения педагогической реальности. Осваивая, усваивая и присваивая выработанные педагогические ценности, преподаватель способен трансформировать их в соответствии с личностными особенностями и характером своей научно-педагогической деятельности. Следовательно, присваивая такую педагогическую ценность, как технология, преподаватель определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности, адекватной прогрессивным социальным процессам.
И чем глубже и прочнее
усваивает вузовский
Список литературы:
1 Андреева В.А., Аргунова Т.Г., Пастухова И.П. Повышение профессионализма и квалификации руководящих и педагогических работников в структуре научно-методической работы ССУЗ. Учебное пособие. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.
2 Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3 Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. ред. Е.В. Титовой – Л., 1991.
4 Мурзина Н.П. Управление развитием инновационной деятельности педагогов общеобразовательной школы // Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладной аспект: монография / Под ред. Л.А. Шипилиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 532 с., С. 308-344.
5Нейман Р.Р., Хайзе Г.-Й. Азбука рационального предпринимательства, конспект лекций. – Омск: Фирма «ЛЕО», 1998.
6 Базаров Т. Ю. Компетенции будущего:
Квалификация? Компетентность (критерии
качества)? // www.tltsu.ru:8080/razum.tltsu.
7 Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI.
8 Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков.- М., 1999. С. 53.
9 Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1995. ╪ 2. С. 53-61.
10 Мазуренко А. В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2006.
11 Моисеев А.М., Моисеева О.М.Основы стратегического управления школой. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
12 Мурзина Н.П. Управление развитием инновационной деятельности педагогов общеобразовательной школы // Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладной аспект: монография / Под ред. Л.А. Шипилиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 532 с., С. 308-344.
13 Скакун В.А.Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.:ФОРМ:ИНФРА-М, 2007.
14 Хершген Х. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Пер. с нем. М., 2000.
15 Андреева В.А., Аргунова Т.Г., Пастухова И.П. Повышение профессионализма и квалификации руководящих и педагогических работников в структуре научно-методической работы ССУЗ. Учебное пособие. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.