Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.

Содержание

Введение 3

Научно-методические подходы к внедрению и освоению компетентностного подхода в ВУЗе 5
Понятие «компетенция» как одно из базовых педагогических категорий 11
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности 15
Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов 21
Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования 26
Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза 34

Заключение 39

Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика контрольная.docx

— 154.05 Кб (Скачать файл)

Значительные изменения  в характере деятельности преподавателя  произойдут в результате перехода на многоуровневую систему подготовки инженера. В рамках так называет fro Болонского процесса планируется введение двухступенчатого высшего профессионального образования: 15подготовка бакалавров и магистров. Проблема качества подготовки бакалавров в области техники и технологий в первую очередь связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ, чтобы обеспечить инновационное развитие инженерного образования.

Мировой опыт свидетельствует, что при двухступенчатой системе  образования студентам уже в  первый год обучения показывают связь  изучаемого материала с их будущей  инженерной деятельностью.

"Новое содержание, а  также проблемно-ориентированные  методы и проектно-организованные  технологии обучения в инженерном  образовании, -отмечают специалисты, - позволяют обеспечить его новое содержание, основанное на комплексе компетенций, включающих: фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовности к коммуникациям и командной работе".

Однако успешности перехода на двухступенчатую подготовку инженеров  препятствует ряд трудностей, недостатков: сохранение узкопрофильности подготовки; недостаточный уровень академических  свобод инженерных вузов; ослабление возможностей для сохранения практической направленности (сужение базы практик); старение преподавательского состава и отток молодых кадров.

Для преодоления указанных  недостатков необходимы, прежде всего, организация содержания образования  и учебного процесса, определение  роли и места преподавателя таким  образом, чтобы и преподаватель  и студент были включены в реальный творческий процесс создания новой конкурентоспособной разработки и обеспечения условий ее реализации у потребителя.

На содержание труда преподавателя влияет и производство, его потребности. Вот почему целесообразны взаимовыгодные "встречные" программы повышения квалификации работников вуза в научно-технической и производственной сфере и в то же время программы повышения квалификации работников техносферы в образовательно-академической среде.

В такой ситуации преподавательские  коллективы инженерных вузов должны гибко, оперативно реагировать (в части  формирования спектра специализаций  подготовки) на потребности предприятий  и организаций: создавать предпосылки  воспроизводства и развития кадрового  потенциала предприятий (организаций) по численности, профилю и специализации  подготовки, соответствующих потребностям производства; обеспечивать корректировку  содержания реализуемых программ; организовывать учебно-воспитательный процесс в  соответствии с личностно-профессиональными  требованиями заказчиков, адекватными  интересам, запросам студентов.

В исследованиях указывается, что одним из эффективных средств  решения названных задач является интеграция процесса обучения в вузе в производственную деятельность предприятия-заказчика, привлечение к преподаванию ведущих  специалистов предприятия-заказчика, формирование заданий курсовых и  дипломных проектов, одновременно соответствующих  учебным целям и нуждам реального производства.

Другим важным средством  является имеющая инновационный  характер деятельность центров инженерной педагогики. Их образовательно-профессиональные программы и учебные планы  разработаны таким образом, чтобы  максимально полно обеспечить формирование и развитие психолого-педагогической, коммуникативной, правовой, управленческой и социально-

экономической компетентности, общей и профессиональной культуры преподавателей технических вузов.

"Активная педагогическая  практика, - отмечают специалисты, - позволяет слушателям оперативно  включать полученные знания, умения  и навыки в учебный процесс.  Этим достигается единство и  взаимосвязь научно-предметного  и психолого-педагогического компонентов  в подготовке преподавателей (или  в повышении квалификации) преподавателей технических вузов".

Анализ журнальных публикаций за последние годы показал, что наибольшее внимание исследователей привлекают такие  вопросы, как новые технологии и  качество обучения.

Что касается вопроса новых  технологий, то чаще всего это понятие  употребляется в общем виде. И  только в некоторой части работ  новые технологии получают конкретное рассмотрение, ориентированы на применение в образовательном процессе.

 

 

Заключение

 

Мотивация и осознание социальной значимости работы  преподавателя играют главную роль и в активизации деятельности  преподавателя, и в повышении им своего  педагогического мастерства вплоть до перехода на творческий уровень. Активизация преподавателя и оснащение его развивающими технологиями обучения - это прямой путь к личностному росту, к творческой активности, поскольку именно «высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство» (В.А. Сластенин).

Говоря об акмеологическом  аспекте инновационной деятельности учителя, Л.С. Подымова и В.А. Сластенин  выделяют два фактора, способствующие достижению вершин профессионализма: субъективные - талант и способности  человека; объективные - качество полученного  образования. Поскольку преподавательский  корпус  вузов  - это люди с достаточно развитыми самосознанием и способностями, владеющие исследовательскими методами, обладающие установкой на успех и  высоким интеллектом, то на первый план выдвигается объективный фактор. Система переподготовки должна помочь этим  преподавателям:

    • найти новые оценки своей деятельности и изменить взгляды на свою профессию;
    • дать инструмент для этого, то есть технологию, и обучить способам трансформации своих общих способностей в  педагогические  и творческие.

Преподаватель современного вуза должен при любых условиях стараться выполнить свой долг, свою профессиональную миссию: развиваться самому, тем самым обеспечивая возможности для развития других - своих студентов. Высокое качество образования сегодня может дать только тот, кто владеет высоким уровнем  педагогического профессионализма.

Современному  вузу  нужен  преподаватель с другой типологической структурой личности. Это должен быть субъект лабильный, способный к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося и открытого социальному заказу образования; субъект, понимающий свое профессиональное предназначение, принимающий педагогическую  деятельность в качестве важного приоритета; субъект, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению.

Социальные проблемы сегодняшнего образования в немалой степени  обусловлены функциональной неграмотностью преподавателей. Технологичность как  мобильное и методологическое умение в структуре полной педагогической компетентности и служит той базой, на которой возникают высокий  профессионализм и динамичность и через которую преодолевается функциональная неграмотность преподавателя.

Технологическая подготовленность - ключ к пониманию категории <педагогическая компетентность>. Эта категория  позволяет понять суть педагогической культуры, которая выполняет функции  воспроизведения и сохранения педагогической реальности. Осваивая, усваивая и присваивая выработанные педагогические ценности, преподаватель способен трансформировать их в соответствии с личностными  особенностями и характером своей  научно-педагогической деятельности. Следовательно, присваивая такую педагогическую ценность, как технология, преподаватель  определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности, адекватной прогрессивным социальным процессам.

И чем глубже и прочнее  усваивает вузовский преподаватель  технологию как ценность, тем больше мера его творческой самореализации, тем сильнее он способствует развитию студентов.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Андреева В.А., Аргунова Т.Г., Пастухова И.П. Повышение профессионализма и квалификации руководящих и педагогических работников в структуре научно-методической работы ССУЗ. Учебное пособие. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.
  2. Аргунова Т.Г., Пастухова И.П., Скамницкая Г.П. Управление методической работой в профессиональном образовательном учреждении / Под общ. ред. Г.П. Скамницкой. Методическое пособие. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // www.tltsu.ru:8080/razum.tltsu.ru/ publectures/lecture_06.html
  5. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1995. ╪ 2. С. 53-61.
  6. Журнал "Высшее образование в России"
  7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
  8. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Методика оценки педагогической деятельности преподавателя высшей школы в процессе внедрения новых технологий обучения.- Барнаул: Изд-во АГУ, 2000.- 36 с.
  9. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  10. Мазуренко А. В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2006.
  11. Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. ред. Е.В. Титовой – Л., 1991.
  12. Моисеев А.М., Моисеева О.М.Основы стратегического управления школой. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  13. Мурзина Н.П. Управление развитием инновационной деятельности педагогов общеобразовательной школы // Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладной аспект: монография / Под ред. Л.А. Шипилиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 532 с., С. 308-344.
  14. Нейман Р.Р., Хайзе Г.-Й. Азбука рационального предпринимательства, конспект лекций. – Омск: Фирма «ЛЕО», 1998.
  15. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в ОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  16. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. - М., 2005.
  17. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков.- М., 1999. С. 53.
  18. Скакун В.А.Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.:ФОРМ:ИНФРА-М, 2007.
  19. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1997, 224 с.
  20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 344 с.
  21. Хершген Х. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Пер. с нем. М., 2000.
  22. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М.: Знание, 1988
  23. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI.
  24. http://www.zarplata.ru/a-id-10417.html

1 Андреева В.А., Аргунова Т.Г., Пастухова И.П. Повышение профессионализма и квалификации руководящих и педагогических работников в структуре научно-методической работы ССУЗ. Учебное пособие. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.

2 Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

3 Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. ред. Е.В. Титовой – Л., 1991.

4 Мурзина Н.П. Управление развитием инновационной деятельности педагогов общеобразовательной школы // Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладной аспект: монография / Под ред. Л.А. Шипилиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 532 с., С. 308-344.

5Нейман Р.Р., Хайзе Г.-Й. Азбука рационального предпринимательства, конспект лекций. – Омск: Фирма «ЛЕО», 1998.

6 Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // www.tltsu.ru:8080/razum.tltsu.ru/ publectures/lecture_06.html

7 Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI.

8 Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков.- М., 1999. С. 53.

9 Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1995. ╪ 2. С. 53-61.

10 Мазуренко А. В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2006.

11 Моисеев А.М., Моисеева О.М.Основы стратегического управления школой. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

12 Мурзина Н.П. Управление развитием инновационной деятельности педагогов общеобразовательной школы // Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладной аспект: монография / Под ред. Л.А. Шипилиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 532 с., С. 308-344.

13 Скакун В.А.Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.:ФОРМ:ИНФРА-М, 2007.

14 Хершген Х. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Пер. с нем. М., 2000.

15 Андреева В.А., Аргунова Т.Г., Пастухова И.П. Повышение профессионализма и квалификации руководящих и педагогических работников в структуре научно-методической работы ССУЗ. Учебное пособие. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.

 


Информация о работе Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов