Педагогические условия сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Объект исследования – Процесс формирования ролевого поведения у средних дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….с.3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..с.7
1.1.Формирование ролевого поведения.
Выводы…………………………………………………………………………с.16
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры……………………………...с.17
Выводы………………………………………………………………………...с.24
1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения………..с.25
Выводы………………………………………………………………………..с.28
1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры…………………….с.29
Выводы………………………………………………………………………..с.36
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….с.37
2.1 Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап………..…………………………………………...с.41
2.3. Контрольный этап………..……………………………………………..с.46
Выводы………………………………………………………………………..с.48
Заключение……………………………………………………………………с.49
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная.docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности  в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью  роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Роль, которую берет на себя ребенок  в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.3

Для ребенка роль – это его  игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и  действует в соответствии с представлениями  о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для  дошкольников роль – это образец  того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает  поведение участников игры, а затем  и свое собственное.

Условия, при которых ребенок  может взять на себя выполнение какой-либо роли:

ребенок берет на себя роль лишь в  том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное  условие возникновения сюжетно-ролевой  игры;

знакомство с этой действительностью  должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;

в результате этого знакомства у  ребенка возникало положительное  эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

На протяжении дошкольного детства  развитие роли в сюжетно-ролевой  игре происходит от исполнения ролевых  действий к ролям-образам.

Психологи выделяют и такие структурные  компоненты сюжетно-ролевой игры, как : правило, игровое действие, игровые  и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

Сюжетно-ролевая игра обладает большим  воспитательным и развивающим потенциалом:

- основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

- одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;

- в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения.

 

     Раздел, рассматривающий развитие игровой деятельности ребенка в программе «Успех», полностью основан на методиках передачи способов игры как специфической культурной деятельности ребенка. Первые работы в этом направлении были опубликованы Н.А. Коротковой в 1978 г. В дальнейшем совместно с Н.Я. Михайленко ею была создана система, в которой влияние взрослого на игру рассматривалось не с традиционной для отечественной педагогики точки зрения. Они исходили из представлений об игре как о культурной деятельности и предлагали методики передачи детям способов построения сюжета игры на каждом из этапов ее развития. Из-за особенностей условий коллективного воспитания авторы предлагали способы передачи игры в «чистом», концентрированном виде. 
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова на основе специфических способов создания воображаемой ситуации выделили следующие этапы развития игровой деятельности: 
• начальный этап, основанный на условных предметных действиях; 
• этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции; 
• этап сюжетосложения, на котором воображаемая ситуация выстраивается из целостных событий, взаимосвязанных друг с другом. 
Концепция формирования способов игры, разработанная Михайленко и Коротковой, является наиболее естественной и поэтому наиболее эффективной методикой передачи навыков игры детям. 
Основной формой взаимодействия взрослого с ребенком в этой методике являются партнерские отношения участников. Взрослый начинает игру или включается в игру детей на общих основаниях, не используя свой авторитет взрослого, и последовательно передает ребенку специфические для данного этапа способы построения сюжета игры. 
Еще более неопределенное место в процессах социализации ребенка в детском саду занимает другая культурно зафиксированная форма игровой деятельности -игра с правилами. Если для сюжетной игры характерно ее нецелесообразное смешение с развитием познавательной сферы ребенка, то для игры с правилами характерна ее излишняя интеграция с так называемыми дидактическими играми и использованием ее в рамках стимуляции двигательной активности ребенка. 
Тем не менее у игры с правилами также есть специфические характеристики, сформулированные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой и наиболее четко проявляемые при сравнении ее с сюжетной игрой. Это обязательное соблюдение объективного правила всеми участниками (в отличие от субъективного понимания ребенком смысла разыгрываемой ситуации в сюжетной игре). Если сюжетная игра по определению бесконечна, то игра с правилами имеет окончание, определяемое выигрышем одного из участников, фиксирующим начало нового игрового цикла. 
Таким образом, игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей умения самостоятельно регулировать поведение. При наличии правила (нормы), обязательного для всех участников, возникает необходимость в контроле над их выполнением. В самостоятельной деятельности детей создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость. 
Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере очень важных качеств (стойкость, умение добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. 
Являясь ярко выраженной формой совместной деятельности детей, игра с правилами развивает у детей различные формы взаимодействия: одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместных действий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

Таким образом, игра с правилами является не менее  важным для социализации ребенка  видом деятельности, чем сюжетная игра. 
Таким образом, в Примерной общеобразовательной программе «Успех» основным средством социализация ребенка является игра, сюжетная и с правилами. Формирование этих видов деятельности у ребенка происходит по методикам, основой которых стала концепция способов формирования игры, созданная Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. 
Игровая деятельность в Примерной общеобразовательной программе «Успех» формируется и реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой все участники являются равноправными партнерами, и в сСовременными подходами к становлению и развитию сюжетно- ролевых игр занимались известные педагоги и ученые Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры.

 

В психолого-педагогических исследованиях Н.Я. Михайленко и  Н.А.Короткова указывали, что с  игровой деятельностью в дошкольном учреждении дело обстоит не вполне благополучно, что она не достигает  должностного уровня развития, «уходит» из жизни детей. Этот вопрос поднимался неоднократно. Причины такого положения  с игрой, объясняют Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова ,что прежде всего, это связано с переходом отечественной  дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много  источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).

Согласно  современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и  любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими  людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Актуальность  вопроса определяется, прежде всего  тем, что в современном детском  саду чаще всего уделяют большое  внимание материальному оснащению  игры, а не развитию самих игровых  действий и формированию у детей  игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой  игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления  о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также  уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых  игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

. Воспитатель  должен играть вместе с детьми. Чрезвычайно важным моментом  является сам характер поведения  взрослого, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого - это гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще, и возникновения у него интереса к любой тематике.

Исследователи отмечали, что воспитатель в дошкольном учреждении в силу ограниченности своих  возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения  конкретного игрового опыта, овладеть теми или иными игровыми умениями. Иначе говоря, воспитатель не может  воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи детям  игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе.4

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Чтобы успешно  играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать  к этому ребенка. Однако, чтобы  такие пояснения ребенок по собственной  инициативе обращался к партнеру- сверстнику, взрослый должен как можно  раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать  их в процессе игры - задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших  группах детей.

. Третий  принцип организации сюжетно  - ролевой игры : начиная с раннего  возраста и далее на каждом  этапе дошкольного детства необходимо  при формировании игровых умений  одновременно ориентировать ребенка,  как на осуществление игрового  действия, так и на пояснение  его смысла партнерам - взрослому  или сверстнику.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывали, чтобы  втягивать в игру детей, играть вместе с ними, педагогу следует научиться  свободно развертывать сюжет того или  иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с готовым проектом.От сюжета зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующихся воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета, событиями, персонажами ( ролями ), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.5

Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной  игры недопустимы со стороны взрослого  принуждение, диктовки тем, игровых  ролей, формы игры (индивидуальной или  совместной).

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова разработали возрастные этапы развития сюжетно - ролевой  игры:

- 4 года. Роль  осуществляется фактически, но не  называется.

Сюжет состоит  из двух действий, а воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4 - 5 лет. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет из 3-4 взаимосвязанных действий, дети сами самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

- 6 лет. Роли  распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли  на протяжении всей игры. Цепочка  игровых действий, объединенных  одним сюжетом, соответствующим  реальной логике действий взрослых.

- 7 лет. Отображение  в игровых действиях отношений  между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна.  Не только роли, но и замысел  игры проговаривается детьми  до ее начала. Сюжет держится  на воображаемой ситуации, действия  ребенка разнообразны и соответствуют  реальным отношениям между людьми.

Н.Я. Михайленко подчеркивала, что реальные ситуации, в которых оказывается ребенок-дошкольник различается по степени его активности и характеру включенных в них  ситуаций. Все эти ситуации можно  разделить на три типа:

. ситуация, в которой ребенок активно  действует на ровне со взрослым (как папа и мама, сам ест,  одевается, умывается) ;

.ситуация, в  которую ребенок непосредственно  включен, но является объектом  направленных на него действий  взрослых (его лечит врач, стрижет  парикмахер и т.д) ;

. ситуация, где дети не включены в деятельность  взрослых, не принимают в ней  непосредственного участия, а  либо наблюдают со стороны  (строители строят дом, библиотекарь  выдает книги и т.д), либо узнают  о ней из рассказов, сказок.

Все три типа ситуаций дают лишь пищу для игры. Однако, в большей мере игра дошкольника  связана с воссозданием ситуаций второго типа, как считает Н.Я. Михайленко.

Авторы предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой  игрой как процесс постепенной  передачи дошкольникам усложняющихся  способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Учеными выделяются следующие способы построения игры:

. последовательность  предметно-игровых действий, с помощью  которых дети имитируют реальное  предметное действие, используя  соответствующие предметы, игрушки;

Информация о работе Педагогические условия сюжетно-ролевой игры