Педагогические условия формирование нравственных ценностей средствами народно-художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.

Содержание

Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Исторические предпосылки педагогической направленности НХТ.
Гуманистический смысл воспитания.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогические условия формирования нравственных ценностей средствами НХТ..doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

        Потребность же эта развивается и вырабатывается в процессе воздействия народного творчества на эстетическое восприятие. Следовательно, необходимо предусмотреть самые разные формы общения личности с произведениями народного творчества. Вся система должна быть рассчитана как на интеллектуальное, так и на эмоциональное воздействие, ведь оно - в природе искусства.

     Система должна быть построена таким образом, чтобы овладение художественными традициями могло осуществляться на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Нужно каждому человеку дать возможность, приобщившись к народному творчеству в формах восприятия, перейти затем в коллективы, где систематически происходит овладение народным творчеством на уровне воспроизведения, а затем - это особенно важно для творчески одаренных личностей - к формам индивидуальной работы на уровне творчества в сфере народной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         1.2. Гуманистический смысл воспитания.

      В современной педагогике существует ряд идей, которыми следует руководствоваться  в организации педагогических условий  формирования нравственных ценностей  личности:

  1. воспитание - это органическая часть целого, т. е. "образования личности", оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);
  2. процесс воспитания - это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;
  3. "реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;
  4. идея жизненного самоопределения личности становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;
  5. участие человека в творческих занятиях должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательного процесса;
  6. коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности людей разного возраста.

      Воспитательный  процесс в значительной степени  носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.

      В мировой педагогической теории и  практике давно уже сложилось  мнение, что воспитательный процесс  не должен быть заложником каких-то конъюнктурных  ситуаций, находиться в зависимости  от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание нравственных ценностей личности - это слишком серьезное дело и оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. В качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма, а именно народное творчество в полной мере отвечает этим требованиям.

      Педагогические  условия  формирования нравственных ценностей личности предполагают следующие  шаги в освоении гуманистического смысла воспитания:

1) Формирование  теоретико-методологической и технологической  готовности педагогов к работе  в системе гуманистических отношений,  постепенный отказ от стереотипов  профессиональной деятельности.

2) Развитие  и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их "очеловечивание", гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка  каждым учреждением своей концепции  воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно - экспериментальной работы с позиции воспитательных целей.

4) Творческое  освоение современных направлений,  форм, технологий воспитания, обращение  к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

     Термин "гуманизм" очень многозначен, поскольку на протяжении истории  его содержание менялось. Гуманизм (от лат. Humanus - человечный, человеческий - прежде всего означает человечность человека; любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

     При такой трактовке гуманизм как  определенная система ценностных ориентаций и установок получает значение общественного  идеала. Человек рассматривается  как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие её интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

     Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, её способности к свободе, ответственности и творчеству. 

    1. . Основные педагогические  принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности
 

     Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее  необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее  трудовую и творческую активность личности.

     Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту  и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с  любовью и заботой – вот  основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе исправления юных правонарушителей.

     В условиях воспитательного учреждения решить их можно через усиление социально-гуманитарной направленности образовательного процесса, включая несовершеннолетних осужденных в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для “проживания” этого опыта.

     Произведения  искусства воздействуют на чувственную  сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.

     Находясь  в условиях изоляции, испытывая психологический  дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную  культурно-эстетическую насыщенность среды, несовершеннолетние подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.

     Реализация  нравственно-эстетического направления  воспитательной работы в исправительных учреждениях создаст условия  для развития, активизации созидательных  способностей, социальной адаптации  несовершеннолетних осужденных.

     Таким образом, целью программы является формирование нравственных ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных средствами различных видов искусства.

     Программа решает следующие педагогические задачи:

     1. Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, обогащения подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками.

     2. Расширение общего и художественно-эстетического кругозора осужденных, повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы, формирование эстетического отношения к действительности.

     3. Актуализация внутреннего потенциала, развитие потенциала психического здоровья, повышение уровня творческого рабочего самочувствия силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой.

     4. Осуществление психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних, расширение их социального опыта, подготовка к жизненной самореализации.

     При отборе содержания программы мы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов:

     - Принцип гуманности и демократии. В судьбе каждого осужденного  сотрудники должны быть искренне  заинтересованы, глубоко верить  в процесс формирования его  личности. Осужденный принимает  активное участие в жизнедеятельности коллектива (“воспитание в коллективе и через коллектив”): обсуждение выбора совместной деятельности; воспитатель может убедить и заинтересовать юношей и подростков, показав им привлекательность выполняемого дела. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

     - Принцип самостоятельности несовершеннолетнего  осужденного в принятии решений  относительно своего развития. Правовые, психолого-педагогические и иные  меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, представлять возможность выбора форм поддержки той или иной деятельности, заинтересовавшей его.

     - Принцип эстетизации. Ориентирует  на подчинение всех направлений  и форм педагогического процесса  законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности его конструирования и трансляции.

     - Принцип рефлексивной креативности. Подразумевает индивидуально-творческий  подход, определяет положение несовершеннолетнего в воспитательном процессе как активного субъекта воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем эффективности.

     - Принцип ориентации на формирование  готовности к жизненной самореализации. Предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях воспитательной колонии через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

     - Культурологический принцип. Позволяет  рассмотреть художественно-эстетические  явления в контексте общих культурных особенностей эпохи, развития разных видов искусства.

     - Принцип синкретизма воплощается  во взаимосвязи разных видов  музыкальной, литературной, изобразительной,  театральной и другой художественно-эстетической  деятельности на занятиях.

     Соблюдение  данных принципов способствует нахождению воспитанниками личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов и ценностных ориентаций.

     Участники программы:

     • несовершеннолетние осужденные, группы осужденных, лишенных свободы;

     • учителя, воспитатели, начальники отрядов, организаторы воспитательной работы;

     • педагоги и специалисты в разных областях искусства.

     Этапы реализации программы:

Информация о работе Педагогические условия формирование нравственных ценностей средствами народно-художественного творчества