Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе первичной профилактики и коррекции речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты развития речи;
выделить проблему ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи;
охарактеризовать профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи 5
1.1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста 5
1.2. Речевой онтогенез 6
1.3. Психофизиологический и лингвистический аспекты речевого развития детей раннего возраста 16
Глава 2. Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста 20
2.1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи 20
2.2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников 22
2.3. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 28
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 38

Вложенные файлы: 1 файл

Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу первого года у детей  наблюдается углубление анализа  уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый  и тональный. Во втором полугодии  ребенок переходит к более  сложному взаимодействию с взрослым. В ходе этого взаимодействия у  ребенка появляется нужда в новых  средствах коммуникации, которые  обеспечили бы ему взаимопонимание  с взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная, а затем  активная (инициативные высказывания самого ребенка).

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении  ребенка с окружающими людьми, до вербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во-времени и охватывает обычно более полугода от конца первого года до второй половины второго года.

Основное содержание второго этапа  составляют два события: возникает  понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации – период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

Ребенок начинает понимать, что звуки  и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно  достигнуть очень многого, что сказав «ам-ам» можно получить есть, а сказав «ма-ма», можно позвать маму. [11, с. 89]

Оба события тесно связаны между  собой, и не только во времени, но и  по существу. Они представляют собой  двуединый способ решения одной  коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый. Он требует  от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляется на основе активного восприятия и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие, моделирующее специфические речевые тембры и как способ произвольного артикулирования произносимого слова.

Первые слова появляются к концу  первого года жизни. Этот период совпадает  с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает учавствовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.

Наблюдаются некоторые различия в  темпах развития речи у мальчиков  и девочек.

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит  их общий звуковой облик, обычно в  ущерб роли в нем отдельных  звуков. Все исследователи детской  речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают  не параллельно, а последовательными  скачками. Освоение и развитие (фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.)

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым  рядом особенностей. Одним и тем  же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное  целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой  сочетание открытых повторяющихся  слогов. Более сложные слова, могут  быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или  ударного слога. По мере роста словаря  фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует  о более быстром развитии лексико-семантической сторона речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает  индивидуально. Особенно быстро пополняется  словарь в последние месяцы второго  года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых  ребенком в этот период, что указывает  на большую индивидуальность в темпе  развития речи.

К концу второго года жизни, армируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния  слуха, условий воспитания.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «Лиле пить дать»).

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Для фраз конца второго года жизни  характерно то, что они большей  частью, произносят в утвердительной форме и имеют особый порядок  слов, при котором «главное» слово стоит на первом места. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется  оптимально при индивидуальном общении  его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное  участие в его жизни, но и постепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.

Недостаток речевого общения с  ребенком существенно сказывается  на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

На третьем году жизни резко  усиливается потребность ребенка  в общении.

В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных  слов, но и возрастает возникшая  к концу второго года жизни  способность к словотворчеству.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать  разные слова в предложения. От простой  двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

В формировании связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения  между предметами и явлениями.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, раньше. [3, с. 151]

Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к  речи два важных требования:

  • связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере чем, например, реплика в диалоге;
  • связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам.

Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога  как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит  от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению, выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог – первая школа развития связной монологической речи ребенка.

Звуки русского языка появляются в  речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее  всего дети обычно начинают произносить  дрожащий «р». Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

Артикуляционная программ в онтогенезе формируется таким образом, что  безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно  редуцируется.

Ритмической структурой слова ребенок  плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни  появляется шепотная речь.

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется.

В среднем предложение состоит  из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и  сложносочиненные предложения. В это  время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.

К пяти годам ребенок усваивает  обиходный словарь.

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его  речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение.

По мнению Р.Е.Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение ребенка  относится не только к содержанию контекстной речи, но и к ее лексико-грамматическому  оформлению. Примерно к шести годам  формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным (Р.Е. Левина).

Ряд авторов выделяют факторы, влияющие на развитие речи:

  • слуховое внимание;
  • моторное развитие;
  • интеллектуальный рост;
  • эмоциональное развитие;
  • общение.

Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и  здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся  в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, у него чаще и в большем объеме проявляются  речевые реакции. Правильное чередование  сна, питания, бодрствования позволяет  планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи. [14, с. 97]

Режимные моменты, самостоятельная  игра и специально организуемые занятия  с педагогической точки зрения, как  формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений  взрослого и малыша.

Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных и на занятиях.

Важным в ранние периоды развития печи является общение ребенка с  взрослым. Но при этом к речи взрослого  предъявляются особые требования. Речь логопеда является также образцом для  подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически  правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, богословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно, важное значение имеет интонационная выразительность речи учителя – логопеда. Установлено, что раньше всего малыш начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.

1.3. Психофизиологический и лингвистический аспекты речевого развития детей раннего возраста

 

Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными  системами отражено в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также их последователей. И.М. Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, показал роль речи как основного условия мышления внечувственными объектами, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора и речевых кинестезии для психического отражения действительности в сознании.

И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи.

И.П. Павлов является создателем нового раздела физиологии- физиологии больших полушарий головного мозга. Ученый констатировал, что функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой. Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в бессмысленный поток слов.

Информация о работе Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста