Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе первичной профилактики и коррекции речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты развития речи;
выделить проблему ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи;
охарактеризовать профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи 5
1.1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста 5
1.2. Речевой онтогенез 6
1.3. Психофизиологический и лингвистический аспекты речевого развития детей раннего возраста 16
Глава 2. Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста 20
2.1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи 20
2.2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников 22
2.3. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 28
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 38

Вложенные файлы: 1 файл

Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Работа по обогащению, уточнению  и активизации словаря. Большое  внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над  смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации,

Для обогащения и уточнения  словаря используют следующие приемы:

  • воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его;
  • детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий осенний день, – начинает воспитатель свой рассказ и интересуется – Как вы думаете, какой это был день?);
  • дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации  словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного  возраста, относятся следующие:

  • вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?);
  • словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот» (на использование антонимов);
  • дидактическая игра «Отгадай загадку», При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву;
  • дидактические игры на группировку и квалификацию предметов. Они могут быть словесными с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее? «Назови одним словом» (клещи, молоток, рубанок, пила – это инструменты), «Ничего не забудь», «Продолжи сам» и т.д. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи-непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья);
  • игры – небылицы (Что не так?).

Дошкольников обучают  тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образование  трудных форм глагола в повелительном  наклонении.[13, с. 211]

Необходимо дать ребенку  полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому  строю, критическое отношение к  своей и чужой речи, желание  говорить правильно.

Особое внимание уделяют  синтаксической стороне речи, умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Составление коллективного письма в «ситуации письменной речи» (ребенок диктует, взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения. Формирование синтаксической стороны речи детей является необходимым для развития связной речи.

В пересказывании литературных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в  рассказывании по картинке, по серии  сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково  важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц  планируются пересказы небольших  сказок и рассказов, занятий по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов  из опыта.

Игры, оказывающие комплексное  воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными  и увлекательными.

Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую  активность в форме грамматики, воспитывать  у детей языковое чутье, лингвистическое  отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Ради словесных приемов  словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различить оттенки в значении слов.

В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для этого используют такие  игры: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали» и так далее.

Для совершенствования структуры  высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое  может иметь игровую форму.

Таким образом, своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволит вернуть ребенка младшего дошкольного возраста в онтогенетический путь развития, т.к. пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается. Поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться в самом раннем возрасте. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

 

 

Заключение

 

Таким образом, во избежание  роста числа задержки речевого развития и оптимизации воспитательно-образовательного процесса, важно своевременно проводить  профилактическую работу и видеть в  каждом ребенке развивающуюся личность, а в родителе – созидателя, так  как помощь именно родителей в  коррекционной работе обязательна  и чрезвычайно ценна. Согласно компенсаторным возможностям ребенка, есть возможность  помочь малышу успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в  дошкольной, затем в школьной среде, а впоследствии и в окружающей жизни взрослых. Опыт работы дефектологов убедительно доказывает, что стойкость  результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного воспитательного пространства с  его сетью интегративных связей.

Ориентированность современных  концепций дошкольного образования  на гуманизацию, предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитию.

В последние годы наблюдается  рост числа детей, имеющих нарушение  общего и речевого развития.

В настоящее время проблемы диагностики, профилактики речевых  нарушений и работа с родителями актуальны.

Сегодня логопеды уделяют  много внимания детям дошкольного  возраста, исходя из современных тенденций  речевого развития.

Учеными-дефектологами доказано, что коррекционная работа дает более  высокий результат в том случае, если уже в младшем возрасте детского сада будет проведено обследование и выявлены «западания».

Обучение и воспитание детей по индивидуальным коррекционным  программам позволит не только полностью  устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу.

 

Список литературы

 

  1. Андросов, А.М. Педагогика / А.М. Андросов, Е.В. Викулова. – М.: Андросов, 2010. – 524 с.
  2. Астахов, В.П. Педагогика / В.П. Астахов. – М.: Март, 2009. – 416 с.
  3. Бойко, Е.М. Педагогика / Е.М. Бойко. – М.: Проспект, 2008. – 308 с.
  4. Бондаренко, С.М. Психология и педагогика / С.М. Бондаренко. – М.: Проспект, 2010. – 402 с.
  5. Вещунова, Н.В. Педагогика / Н.В. Вещунова. – М.: Проспект, 2010. – 688 с.
  6. Владимирова, А.В.  Основы педагогики / А.В. Владимирова. – М.: Юрист, 2011. – 789 с.
  7. Ковалев, А.И. Педагогика / А.И. Ковалев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 208с.
  8. Козлова, С.А. Педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2008. – 416с.
  9. Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2008. – 318с.
  10. Кушубакова, Б.К. Педагогика / Б.К. Кушубакова. – Уфа: Китап, 2010. – 88 с.
  11. Орлов, А.Д. Педагогика / А.Д. Орлов. – М.: Экономистъ, 2011. – 890 с.
  12. Пешко, Д.А. Педагогика / Д.А. Пешко. – Мн.: Юнацтва, 2011. – 222 с.
  13. Соловейчик, С.М. Педагогика / С.М. Соловейчик. – М.: Проспект, 2009. – 388 с.
  14. Харевич, Г.Л. Педагогика / Г.Л. Харевич. – Мн.: Академия управления, 2010. – 164 с.
  15. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Юристъ, 2010. – 512 с. 

Приложения

Приложение 1

Комплекс упражнений для  развития артикуляционного аппарата

 

— «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит  на нижней губе. Язык в таком положении  удерживать не менее 5 секунд.

— «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении  удерживать 5-10 секунд.

— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

— «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх  и образуют узкий желобок. Язык в  таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Качели»: рот открыт. Напряженным  языком попеременно тянуться сначала  к носу, затем к подбородку.

— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к  верхним коренным зубам. Широкий  язык «выкатывается» вперед и убирается  вглубь рта.

— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

— «Маляр»: рот открыт. Широким  кончиком языка, как кисточкой, ведем  от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при  этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

— «Вкусное варенье»: рот  открыт. Широким языком облизать верхнюю  губу и убрать язык вглубь рта.

— «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать  в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть  на кончик носа.

 

Приложение 2

Комплекс упражнений для формирования правильного носового дыхания

 

— Погладить нос (боковые  части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

— Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

— При вдохе оказывать  сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

— Спокойный вдох через  нос. На выдохе одновременно с постукиванием  по крыльям носа произнести звуки  «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

— Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раз).

— Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его  достать до подбородка. Беззвучно  произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).

— Полоскать горло 1,5%-ным  раствором морской (поваренной) соли.


Информация о работе Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста