Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:42, реферат

Краткое описание

В нынешнее время существует очень много методик по изучению русского языка, но не следует хаотично применять их, считая, что это ноу-хау. Я считаю, что только системность и рациональное использование позволит достичь желаемого результата в изучении предмета. Учащиеся теряются в гуще современных информаций. Детям очень многое нужно запомнить и использовать свои знания при сдаче ЕГЭ, ведь знания оцениваются у всех одинаково, критерии для всех равны. Это проблема, и она актуальна, так как сдача ЕГЭ по русскому языку обязательна. Хочется как-то упростить материал, дать учащимся в более доступной форме. Для этого мною выбрана методика изучения языка при помощи пиктографии(рисуночного письма).

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
Рисуночное письмо.
Функции рисунков на уроках русского языка.
Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5-7 класса.
Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков.
Применение раздаточного изобразительного материала.
Использование плакатного рисунка при объяснении нового материала.
Пиктографический альбом.
Собственный ассоциативный рисунок ученика.
Собственный рисунок учителя.
Применение рисунка с помощью ИКТ.
Применение пиктографии при изучении орфографии. Примерные темы.
Урок «Буква о и е после шипящих и Ц».
III.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

пиктографич.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

«Калайкасинская СОШ им. А.Г.Николаева»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Пиктография как эффективный метод

в обучении русского языка

 

 

 

 

 

Выполнила учитель русского языка и литературы Кондратьева С.Н.




 

 

 

 

Калайкасы- 2009

Аннотация

Данная методическая разработка знакомит с опытом проведения уроков русского языка с использованием рисуночного письма (пиктографии).В основном эту методику целесообразно использовать в средних классах.

 

 

Содержание:

I.Введение.

II.Основная часть:

      1. Рисуночное письмо.

      1. Функции рисунков на уроках русского языка.

      1. Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5-7 класса.

      1. Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков.

      1. Применение раздаточного изобразительного материала.

      1. Использование плакатного рисунка при объяснении нового материала.

      1. Пиктографический альбом.

      1. Собственный ассоциативный рисунок ученика.

      1. Собственный рисунок учителя.

      1. Применение рисунка с помощью ИКТ.

      1. Применение  пиктографии при изучении орфографии. Примерные темы.

      1. Урок «Буква о и е после шипящих и Ц».

 III.Заключение

 

 

 

 

 

Введение

В нынешнее время существует очень много методик по изучению русского языка, но не следует хаотично применять их, считая, что это ноу-хау. Я считаю, что только системность  и рациональное использование позволит достичь желаемого результата в изучении предмета. Учащиеся теряются в гуще современных информаций. Детям очень многое нужно запомнить и использовать свои знания при сдаче ЕГЭ, ведь знания оцениваются у всех одинаково, критерии для всех равны. Это проблема, и она актуальна, так как сдача ЕГЭ по русскому языку обязательна. Хочется как-то  упростить материал, дать учащимся в более доступной форме. Для этого мною выбрана методика изучения языка при помощи пиктографии(рисуночного письма).

Пиктография – вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм).

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Люди долгое время объяснялись рисунками или предметами. Собственно письмо началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.

Пример. Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Был нарисован человек, который поднес руки ко рту – это означало «еда». Человек развел руки в стороны – знак отрицания: «нет еды».

На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В «темных подземных залах» на стенах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали животных. Они были очень наблюдательны.

Франко-голландский ученый Тимоти Инген-Хусца (Timothee Ingen-Housz), придумал интересную систему пиктографической письменности Elephant's Memory, название которой происходит от французской идиомы memoire d'elephant ("способность ничего не забывать"). Научиться писать с помощью этой системы очень просто и, кроме того, она предоставляет ряд замечательных возможностей. Сейчас Elephant's Memory распространяется на компакт-дисках и используется для развития речи и воображения у детей.

 

 

 

Основные идеи системы изложены в статье Инген-Хусца для Apple's Learning Technology Review (1999), в которой он довольно подробно описывает принципы и философию своего языка.

 

О грамматике Elephant's Memory можно сказать следующее. Все значки системы можно разделить на два типа. К первому относятся визуальные концепции предметов или действий. Они не связаны с какой-то конкретной частью речи: рисунок "огонь" может обозначать и собственно пламя, и глагол "гореть", и прилагательное "огненный". Ко второму типу относятся символы идей и даже грамматических категорий: существования, множественности, времени. Значки второго типа иногда могут выступать и как самостоятельные лексические единицы, но чаще это выразители грамматических связей в высказывании.

Используя эту методику можно обучить учащихся некоторым орфографическим правилам и повысить грамотность. При этой методике активизируется образное мышление детей, так как каждый ребёнок сам рисует правило и запоминает свой рисунок. Зачастую учащиеся не помнят самого правила, помнят  только образ.

Эту методику желательно использовать с начальных классов. Мной она используется в 5 – 7 классах, у учащихся наблюдается заметные улучшения в грамотности, даже у слабоуспевающих детей.

При сдаче ЕГЭ в основном не требуется объяснение правил, поэтому эта методика готовит слабого ученика к экзамену.

При рисовании правил активизируется зрительная память, происходит мыслительный процесс. 

 

 

Цели:

Образовательные

1)повысить  грамотность учащихся  на основе образного мышления, зрительной памяти;

Развивающие

2)активизировать основные виды  памяти;

3)развивать критическое мышление у учащихся.

Воспитательные

1)научить самостоятельности, ответственности.

 

Функции рисунков на уроках русского языка

Рисунки в учебнике выполняют следующие функции: комментирование значения слов и фразеологических оборотов. Рисунок - это стимул, обеспечивающий употребление различных языковых единиц, обогащающий словарь, предупреждающий ошибки.

Стимулирующая функция рисунков используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. Рисунок служит стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов. Называние того, что изображено на рисунке, облегчает организацию фонетических наблюдений над звуковым строем, составом слова, позволяет привлечь внимание к звукам и к буквенной передаче их на письме.

Именно так организована работа в учебнике для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской [27, с.130]. Составление словосочетаний на основе рисунка позволяет пояснить особенности номинативной функции, которую они выполняют более точно, чем слово, называя предметы, действия, признаки). Таково назначение иллюстраций, которые включены в параграфы, посвященные синтаксическим темам, в учебниках 7, 8 и 9 классов под редакцией Н.М Шанского и С.Г. Бархударова и др. [27,с.28]. Но составление словосочетаний и предложений по данным в учебниках рисункам, используется и с другой целью: грамматического строя речи учащихся, предупреждения ошибок, связанных с употреблением тех или иных форм и конструкций. Эта задача предусмотрена, например, в упражнениях ко многим ситуативным рисункам, включенным в раздел “Синтаксис и пунктуация” учебника для 5 класса под редакцией ТА Ладыженской и под редакцией Панова, Бунеева. [30, с.31]

Наконец, сюжетные рисунки служат зрительной опорой для понимания теоретических сведений, для составления текстов, главным образом повествовательного характера. В отдельных случаях учебник знакомит лишь с внешним обликом действующих героев рассказа, который должны составить учащиеся. (Учебник для 7 класса под редакцией Н.М. Шанского) [23, с.30].

Раздаточный изобразительный материал расширяет возможности для реализации основных функций рисунка. Прежде вceгo, карточки позволяют предусмотреть вариантность рисунков по одной и той же теме. Например, в учебнике для 5 классов под редакцией Т.А. Ладыженской [27, с.130] проиллюстрированы лишь 2 многозначных слова; кисть и полотно, а в раздаточном изобразительном материале сколько потребуется учителю для тренировки учащихся в разграничении многозначных слов и анонимов. 

 

Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5–7 классов

В учебниках по русскому языку широко представлены предметные рисунки, поясняющие многозначность слова, значение диалектной, профессиональной, заимствованной лексики. Некоторые иллюстрации учебников дают буквальное понимание отдельных слов и словосочетаний, тем самым предупреждая ошибки, связанные с непониманием образной природы переносного значения слова и фразеологизмов, неправильным толкованием устаревших слов.

Например, “гореть” — поясняется как “краснеть от прилива крови”. Аналогичным образом поясняются выражения “светиться от счастья” и “мороз сковал реку”.

 

Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков

Следует особо отметить эффективность заданий, направленных на развитие речи учащихся на основе рисунков учебника. В качестве примера можно обратиться к положению, выдвигаемому Косолапкиной А.А. [. Суть выдвигаемого ею тезиса заключается в делении “предлагаемых учащихся творческих заданий (на основе изобразительной наглядности) на несколько этапов:

  • подготовительный этап - знакомство с изучаемыми грамматическими явлениями, наблюдение над их функционированием в речи, работа с образцами высказываний, словарная подготовка;
  • включение творческого задания в канву урока с помощью изобразительной наглядности;
  • коллективная работа над содержанием и структурой высказывания;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • прослушивание созданных учащимися миниатюр, их анализ, рецензирование, редактирование.

Надо сказать, что предлагаемая схема была использована мной при подготовке к уроку изложения на основе собственных рисунков. В целях экономии времени первый этап был представлен в виде опережающего домашнего задания, второй, третий и четвертый были верно и быстро поняты учениками, несмотря на необычность и новизну предлагаемого задания. Пятый же этап был сокращен до минимума. В основной массе работы оценивались только учителем. В целом, такой вид работы оказался продуктивным: цели и задачи урока были достигнуты.

В рамках работы я обратилась еще к одному методическому положению, выдвинутому А.А. Косолапкиной в связи с работой по развитию речи на основе рисунков — это деление творческих заданий на типы. Один из рассматриваемых типов заданий направлен на творческое оживление рисунка в учебнике, а другой представляет собой восстановление пропущенной части текста на основе рисунка.

Несмотря на разнообразие методов и приемов работы с рисунком в учебнике на уроках развития речи, следует учитывать традиционный вариант — создание рассказа по юмористическим рисункам. Вот примep школьного сочинения:

 

Хитрый кот

Однажды вечером ко мне пришли друзья поговорить и посмотреть моего нового красивого кота. Мы начали его искать, но не могли найти. Даже собака обнюхала всю квартиру, но кота нигде не было. Вдруг с верхней полки в прихожей упала шапка. Я посмотрел наверх. Оказалось, что тот лежит там, свесив вниз лапы и хитро смотрит на нас. Я снял его оттуда, но он вырвался у меня из рук и побежал к своей чашке с едой. Тут его перехватила собака и начала “жулькать” носом. Мы весело посмеялись, а потом я показал кота своим друзьям.

Таким образом, задание на основе изобразительной наглядности учебника не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают творческое воображение, наблюдательность, являются средством нравственного и эстетического воспитания.

Вследствие этого, надо приветствовать использование рисунков в учебнике русского языка, поскольку они несут не только момент занимательности, но и помогают решению важных методических задач.

 

Применение раздаточного изобразительного материала

При использовании раздаточного изобразительного материала я установила ряд методических нюансов, которые помогли рационально организовать работы с карточками. Прежде всего, работу с рисунком на карточке следует выполнять на этапе закрепления материала, а не при объяснении новой темы, т.к. в начале урока внимание школьников наиболее устойчиво и не требует привлечений каких-либо заданий, включающих в себя рисунок. А в заключении такие задания целесообразны, т.к. делают урок эмоционально насыщенным и в то же время полифункциональным. Далее следует обязательное пояснение учителем способа работы; желательно поощрять тех учеников, которые максимально “обыгрывают рисунок”, извлекают из него наибольшее количество орфограмм.

Обычно работа с раздаточным материалом составляет 6-8 минут, потом организовывается коллективная проверка. Как оказалось, это наиболее оптимальный способ работы с раздаточным изобразительным материалом на уроке русского языка.

 

 

Использование плакатного рисунка при изучении новой темы

Цель и назначение плаката, в том, чтобы:

  • помочь сознательно усвоить материал, осмыслить и запомнить орфографическое правило;
  • подготовить учащихся к самостоятельной работе;
  • расширить активный словарь;
  • сопоставить и обобщить явления языка.

Информация о работе Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка