Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы – рассмотреть значение игр в формировании быстроты и ловкости в 5-6 лет.
Задачи:
- раскрыть понятие физического воспитания и физического развития
- раскрыть особенности физического развития ребенка 5-6 лет;
- определить значение подвижных игр с бегом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие физического воспитания и развития
1.2. Характеристика и сущность развития ловкости и быстроты
2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5-6 ЛЕТ
3 ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
3.1 Характеристика подвижных игр
3.2 Виды подвижных игр 19
3.3 Подбор подвижных игр к возрасту 5-6 лет
3.4 Методика проведения подвижных игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА подвижные игры с бегом как.....docx№2.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

  б), развитие физических способностей  обуславливается врожденными задатками,  определяющими индивидуальные возможности   функционального развития отдельных   органов и структур организма.  Чем более надежно функциональное  взаимодействие органов и структур  организма, тем более устойчиво   выражение соответствующих физических  способностей в двигательных  действиях; 

  в) воспитание физических качеств  достигается  через решение  разнообразных  двигательных  задач, а развитие физических  способностей - через выполнение  двигательных заданий. Возможность  решения многообразных  двигательных  задач характеризует  всесторонность  воспитания физических качеств,  а возможность выполнения многообразных  двигательных действий с необходимой  функциональной активностью   органов и структур организма   говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

    Основными двигательными качествами  человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении  любого упражнения в той или  иной степени  проявляются  все двигательные качества, но  преимущественное значение приобретает  какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции  – быстрота, при беге на длинную  дистанцию – выносливость, а при  прыжках в длину и в высоту  с разбега – сила в сочетании  с быстротой.

   В дошкольном возрасте преимущественное  внимание должно быть уделено  развитию ловкости, быстроты, глазомера,  гибкости, равновесия, но не следует  забывать и о соразмерном развитии  силы и выносливости.

  Ловкостью принято называть способность  быстро, точно, целесообразно, экономно  решать двигательные задачи. Ловкость  выражается в умениях быстро  овладевать новыми движениями, точно  дифференцировать различные характеристики  движений и управлять ими, импровизировать  в процессе двигательной деятельности  в соответствии с изменяющейся  обстановкой.

      Ловкость – это способность  человека быстро осваивать новые  движения, а также перестраивать  их в соответствии с требованиями  внезапно меняющейся обстановки. При воспитании ловкости решаются следующие задачи: осваивать координационно сложные двигательные задания; быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);   повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

  Развитию  ловкости способствуют  систематическое  разучивание  новых усложненных движений и  применение упражнений, требующих  мгновенной перестройки двигательной  деятельности (единоборства, спортивные  игры). Упражнения должны быть  сложными, нетрадиционными, отличаться  новизной, возможностью и неожиданностью  решения двигательных задач. Развитие  координационных способностей тесно  связано с совершенствованием  специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

  К развитию ловкости приводит  систематическое  разучивание  с детьми новых упражнений. Обучение  повышает пластичность нервной   системы, улучшает координацию  движений и развивает способность  овладевать новыми, более сложными  упражнениями.

   Развитию  ловкости способствует  выполнение упражнений в изменяющихся  условиях. Так, в подвижных   играх детям приходится непрерывно  переключаться от одних движений  к другим, заранее не обусловленным;  быстро, без всякого промедления   решать сложные двигательные  задачи, сообразуясь с действиями  своих  сверстников.

  Ловкость  развивается при выполнении  упражнений, проводимых в усложненных  условиях, требующих внезапного  изменения  техники движения (бег  между предметами, подъемы на  лыжах на горку и  спуски  с нее и др.), с использованием  различных предметов, физкультурного  инвентаря, оборудования; с дополнительными   заданиями, при коллективном выполнении  упражнений с одним предметом  (обруч, шнур).

   Под быстротой понимают комплекс  функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу  определяющих скоростные характеристики  движений, а также двигательной  реакции. 

  Быстрота  – способность человека  выполнять  движения в наикратчайшее время.

   Между тем быстроту движений  нельзя путать со скоростью  передвижения. Скорость конькобежца  больше на 400—500 м, чем скорость  бегуна-спринтера, однако у второго  частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях  по теории спорта вместо термина  «быстрота» используется понятие  «скоростные способности».

  Понятие «быстрота» в физическом  воспитании не отличается смысловой  конкретностью. При оценке быстроты  различают: время двигательной  реакции; скорость одиночного  движения; частоту движений.

  Высокая пластичность нервных  процессов, сравнительная  легкость  образования и перестройки   условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

  Быстрота  развивается в упражнениях,  выполняемых  с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей  скоростью), на скорость (добежать  до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный,  средний, быстрый и очень быстрый), а  также в подвижных играх,  когда  дети вынуждены выполнять  упражнения с наивысшей скоростью  (убегать  от водящего).

  Развитию  быстроты способствуют  скоростно-силовые  упражнения: прыжки, метание (толчок при  прыжке  в длину и в высоту с   разбега, бросок при метании  совершается  с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно  использовать хорошо освоенные  упражнения, при  этом учитывать  физическую подготовленность детей,  а также состояние их здоровья.

  Физическим развитием человека  называют процесс изменения естественных  свойств его организма в течение  индивидуальной жизни.

   Физическое  воспитание - часть общего  воспитания, направленное на  укрепление  здоровья, в условиях общества  содействует всестороннему развитию  личности.

  Хорошее здоровье, полученное в  дошкольном возрасте, является фундаментом  общего развития человека. Ни  в какой другой период жизни  физическое воспитание не связано  так тесно с общим  воспитанием,  как в первые шесть  лет.

   Физические  качества – понятие,  отражающее качественную определенность  различных физических двигательных  способностей. Развитие физических  качеств в разной мере зависит  от врожденных особенностей.

  Ловкость  выражается в умениях  быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные  характеристики движений и управлять  ими, импровизировать в процессе  двигательной деятельности в  соответствии с изменяющейся  обстановкой.

  Развитию  ловкости способствует  выполнение упражнений в изменяющихся  условиях.

  Быстрота - комплекс функциональных  свойств человека, непосредственно  и по преимуществу определяющих  скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. 

   Развитию  быстроты способствуют  скоростно-силовые  упражнения.

 

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5-6 ЛЕТ

    В возрастном периоде 3—6 лет  у детей  идет формирование  осанки и свода  стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

   Для повышения выносливости и   сохранения здоровья существенное  значение имеет длительное, не  менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей   на воздухе в течение дня,  из этого времени 1,5—2,0 ч. в   период солнечной инсоляции. В   таких условиях лучше осуществляется  нормальный фосфорно-кальциевый  обмен, который влияет на скелет  и функциональное состояние мышц  спины.

  У дошкольников характерно преобладание  тонуса мышц-сгибателей, что приводит  к невозможности при длительном  сидении детей удержания спины   выпрямленной. Именно поэтому ребенок   не должен более 15 минут сидеть  за столом без движения. Для   снятия усталости и формирования  правильной осанки показано выполнение  физических упражнений.

  С костной системой органически  связаны  мышечная система  и нервный аппарат, ибо они  совместно обеспечивают движения  человека: от 3 до 5 лет величина мышечных  усилий у детей повышается. Постепенно  устанавливаются содружественные движения рук и ног.

У детей  на пятом году жизни  хорошо выражено развитие крупных  мышц (туловища, преимущественно  спины,  плеча, предплечья, бедра  и др.), мелкие же мышцы (например, кисти  рук) далеки от своего полного  развиия. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами  движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.

   В дошкольном возрасте продолжается  развитие органов дыхания. Одной  из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.    Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)  уже в 4 года достигает 1,1 л,  частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно  с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается и экскурсия ("расширение и сжатие") грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.

  Система дыхания дошкольников  очень чувствительна к вредным   примесям воздуха (в том числе   табачному дыму) и присутствию   болезнетворных микробов. Поэтому   необходимо постоянно заботиться  о чистоте воздуха в квартире  и комнате ребенка. Это требование  легко обеспечить правильным  сквозным проветриванием всех  помещений, влажной уборкой с   добавлением дезинфицирующих веществ.

  С развитием легких и их  функций  тесно связано развитие  сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни — 80—83 г, пульс — 100—105 ударов в минуту. На 6—7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95—92 ударов в минуту. Артерии в 4—6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.   В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности.[12, С. 88]

  По мере возрастания силы и   подвижности нервных процессов   функции восприятия и внимания  на пятом и шестом годах   жизни становятся все более   устойчивыми и управляемыми, поэтому   дети этого возраста более   внимательны и работоспособны.  На пятом году жизни дети  существенно овладевают речевой   функцией: активный словарь ребенка   на пятом году жизни приближается  к двум тысячам.

   Важнейшее значение для развития  детей дошкольного возраста приобретают   различные игры и речь. Коллективные  игры со сложным сюжетом, осмысленными  взаимоотношениями, активной деятельностью,  четким выполнением задачи и   распоряжений существенно стимулируют   развитие детей. Речь ребенка   становится сложной, с богатым   запасом слов. На пятом году  жизни дошкольники в большинстве   своем овладевают артикуляцией  и правильно произносят звуки.  Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты   и больше распространены среди   детей, отстающих в физическом  развитии.

ЗНАЧЕНИЕ  ПОДВИЖНЫХ ИГР 

     3.1 Характеристика подвижных   игр

Информация о работе Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости