б), развитие физических способностей
обуславливается врожденными задатками,
определяющими индивидуальные возможности
функционального развития отдельных
органов и структур организма.
Чем более надежно функциональное
взаимодействие органов и структур
организма, тем более устойчиво
выражение соответствующих физических
способностей в двигательных
действиях;
в) воспитание физических качеств
достигается через решение
разнообразных двигательных
задач, а развитие физических
способностей - через выполнение
двигательных заданий. Возможность
решения многообразных двигательных
задач характеризует всесторонность
воспитания физических качеств,
а возможность выполнения многообразных
двигательных действий с необходимой
функциональной активностью
органов и структур организма
говорит о гармоничном воспитании
физических качеств.
Основными двигательными качествами
человека принято считать ловкость,
быстроту, гибкость, равновесие, глазомер,
силу, выносливость. При выполнении
любого упражнения в той или
иной степени проявляются
все двигательные качества, но
преимущественное значение приобретает
какое-нибудь одно из них. Например,
при беге на короткие дистанции
– быстрота, при беге на длинную
дистанцию – выносливость, а при
прыжках в длину и в высоту
с разбега – сила в сочетании
с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное
внимание должно быть уделено
развитию ловкости, быстроты, глазомера,
гибкости, равновесия, но не следует
забывать и о соразмерном развитии
силы и выносливости.
Ловкостью принято называть способность
быстро, точно, целесообразно, экономно
решать двигательные задачи. Ловкость
выражается в умениях быстро
овладевать новыми движениями, точно
дифференцировать различные характеристики
движений и управлять ими, импровизировать
в процессе двигательной деятельности
в соответствии с изменяющейся
обстановкой.
Ловкость – это способность
человека быстро осваивать новые
движения, а также перестраивать
их в соответствии с требованиями
внезапно меняющейся обстановки. При
воспитании ловкости решаются следующие
задачи: осваивать координационно сложные
двигательные задания; быстро перестраивать
двигательные действия в соответствии
с изменяющейся обстановкой (например,
в условиях спортивных игр); повышать
точность воспроизведения заданных двигательных
действий.
Развитию ловкости способствуют
систематическое разучивание
новых усложненных движений и
применение упражнений, требующих
мгновенной перестройки двигательной
деятельности (единоборства, спортивные
игры). Упражнения должны быть
сложными, нетрадиционными, отличаться
новизной, возможностью и неожиданностью
решения двигательных задач. Развитие
координационных способностей тесно
связано с совершенствованием
специализированных восприятии: чувства
времени, темпа, развиваемых усилий, положения
тела и частей тела в пространстве. Именно
эти способности определяют умение занимающегося
эффективно управлять своими движениями.
К развитию ловкости приводит
систематическое разучивание
с детьми новых упражнений. Обучение
повышает пластичность нервной
системы, улучшает координацию
движений и развивает способность
овладевать новыми, более сложными
упражнениями.
Развитию ловкости способствует
выполнение упражнений в изменяющихся
условиях. Так, в подвижных
играх детям приходится непрерывно
переключаться от одних движений
к другим, заранее не обусловленным;
быстро, без всякого промедления
решать сложные двигательные
задачи, сообразуясь с действиями
своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнении
упражнений, проводимых в усложненных
условиях, требующих внезапного
изменения техники движения (бег
между предметами, подъемы на
лыжах на горку и спуски
с нее и др.), с использованием
различных предметов, физкультурного
инвентаря, оборудования; с дополнительными
заданиями, при коллективном выполнении
упражнений с одним предметом
(обруч, шнур).
Под быстротой понимают комплекс
функциональных свойств человека,
непосредственно и по преимуществу
определяющих скоростные характеристики
движений, а также двигательной
реакции.
Быстрота – способность человека
выполнять движения в наикратчайшее
время.
Между тем быстроту движений
нельзя путать со скоростью
передвижения. Скорость конькобежца
больше на 400—500 м, чем скорость
бегуна-спринтера, однако у второго
частота (быстрота) движений больше.
Не случайно в новейших исследованиях
по теории спорта вместо термина
«быстрота» используется понятие
«скоростные способности».
Понятие «быстрота» в физическом
воспитании не отличается смысловой
конкретностью. При оценке быстроты
различают: время двигательной
реакции; скорость одиночного
движения; частоту движений.
Высокая пластичность нервных
процессов, сравнительная легкость
образования и перестройки
условнорефлекторных связей у детей создают
благоприятные условия для развития у
них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях,
выполняемых с ускорением (ходьба,
бег с постепенно нарастающей
скоростью), на скорость (добежать
до финиша как можно быстрее),
с изменением темпа (медленный,
средний, быстрый и очень быстрый),
а также в подвижных играх,
когда дети вынуждены выполнять
упражнения с наивысшей скоростью
(убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют
скоростно-силовые упражнения: прыжки,
метание (толчок при прыжке
в длину и в высоту с
разбега, бросок при метании
совершается с большой скоростью).
Для развития быстроты целесообразно
использовать хорошо освоенные
упражнения, при этом учитывать
физическую подготовленность детей,
а также состояние их здоровья.
Физическим развитием человека
называют процесс изменения естественных
свойств его организма в течение
индивидуальной жизни.
Физическое воспитание - часть общего
воспитания, направленное на укрепление
здоровья, в условиях общества
содействует всестороннему развитию
личности.
Хорошее здоровье, полученное в
дошкольном возрасте, является фундаментом
общего развития человека. Ни
в какой другой период жизни
физическое воспитание не связано
так тесно с общим воспитанием,
как в первые шесть лет.
Физические качества – понятие,
отражающее качественную определенность
различных физических двигательных
способностей. Развитие физических
качеств в разной мере зависит
от врожденных особенностей.
Ловкость выражается в умениях
быстро овладевать новыми движениями,
точно дифференцировать различные
характеристики движений и управлять
ими, импровизировать в процессе
двигательной деятельности в
соответствии с изменяющейся
обстановкой.
Развитию ловкости способствует
выполнение упражнений в изменяющихся
условиях.
Быстрота - комплекс функциональных
свойств человека, непосредственно
и по преимуществу определяющих
скоростные характеристики движений,
а также двигательной реакции.
Развитию быстроты способствуют
скоростно-силовые упражнения.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5-6 ЛЕТ
В возрастном периоде 3—6 лет
у детей идет формирование
осанки и свода стопы. Естественные
кривизны позвоночника (шейная, грудная)
еще не установились и в положении лежа
сглаживаются. Костная ткань все еще богата
органическими элементами. Это обусловливает
большую эластичность скелета и, как в
раннем детстве, у дошкольников легко
возникают деформации позвоночника при
длительном напряжении, подъеме тяжестей,
неправильной позе во время занятий за
столом. Возможно так же уплощение стоп
при ношении обуви, не отвечающей своими
размерами и материалами, из которых она
изготовлена, требованиям гигиены. В период
формирования свода стопы и для его правильного
положения необходимо практиковать: хождение
детей босиком, выполнение специальных
упражнений, массаж, водные процедуры.
Для повышения выносливости и
сохранения здоровья существенное
значение имеет длительное, не
менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей
на воздухе в течение дня,
из этого времени 1,5—2,0 ч. в
период солнечной инсоляции. В
таких условиях лучше осуществляется
нормальный фосфорно-кальциевый
обмен, который влияет на скелет
и функциональное состояние мышц
спины.
У дошкольников характерно преобладание
тонуса мышц-сгибателей, что приводит
к невозможности при длительном
сидении детей удержания спины
выпрямленной. Именно поэтому ребенок
не должен более 15 минут сидеть
за столом без движения. Для
снятия усталости и формирования
правильной осанки показано выполнение
физических упражнений.
С костной системой органически
связаны мышечная система
и нервный аппарат, ибо они
совместно обеспечивают движения
человека: от 3 до 5 лет величина мышечных
усилий у детей повышается. Постепенно
устанавливаются содружественные движения
рук и ног.
У детей
на пятом году жизни хорошо выражено
развитие крупных мышц (туловища, преимущественно
спины, плеча, предплечья, бедра
и др.), мелкие же мышцы (например, кисти
рук) далеки от своего полного развиия.
Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными
видами движений (ходьба, бег, безотрывная
фаза которого только появляется, прыжки,
метание), но тонкая координация движений
недостаточно совершенна, поэтому производить
мелкие и точные движения ребенку еще
сложно.
В дошкольном возрасте продолжается
развитие органов дыхания. Одной
из особенностей бронхолегочной
ткани у дошкольников является большое
количество кровеносных и лимфатических
сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой
оболочки гортани, трахеи и бронхов является
причиной более выраженных воспалительных
реакций у детей дошкольного возраста
в виде отеков слизистой оболочки и влажного
кашля при острых респираторных заболеваниях.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже
в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания
— 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом,
особенно с 5 лет, начинает существенно
увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается
и экскурсия ("расширение и сжатие")
грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный
объем легких у 5-летних детей достигает
5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.
Система дыхания дошкольников
очень чувствительна к вредным
примесям воздуха (в том числе
табачному дыму) и присутствию
болезнетворных микробов. Поэтому
необходимо постоянно заботиться
о чистоте воздуха в квартире
и комнате ребенка. Это требование
легко обеспечить правильным
сквозным проветриванием всех
помещений, влажной уборкой с
добавлением дезинфицирующих веществ.
С развитием легких и их
функций тесно связано развитие
сердечно-сосудистой системы детей. В
первые шесть лет жизни интенсивно растет
сердце. Вес сердца на пятом году жизни
— 80—83 г, пульс — 100—105 ударов в минуту.
На 6—7-м годах жизни частота сердечных
сокращений (ЧСС) снижается до 95—92 ударов
в минуту. Артерии в 4—6 лет относительно
шире, чем в период второго детства. С этой
особенностью связана небольшая величина
артериального давления. Сердечно-сосудистая
система детей дошкольного возраста очень
активно и быстро реагирует на физическую
и эмоциональную нагрузку. В этом
возрастном периоде детям свойственна
неустойчивость нервных процессов: дети
не могут длительно удерживать активное
внимание, легко отвлекаются на посторонние
раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная
нагрузка у детей 4—6 лет может привести
к сильному утомлению, падению координации
и точности движений, резкому уменьшению
произвольного внимания и работоспособности.[12,
С. 88]
По мере возрастания силы и
подвижности нервных процессов
функции восприятия и внимания
на пятом и шестом годах
жизни становятся все более
устойчивыми и управляемыми, поэтому
дети этого возраста более
внимательны и работоспособны.
На пятом году жизни дети
существенно овладевают речевой
функцией: активный словарь ребенка
на пятом году жизни приближается
к двум тысячам.
Важнейшее значение для развития
детей дошкольного возраста приобретают
различные игры и речь. Коллективные
игры со сложным сюжетом, осмысленными
взаимоотношениями, активной деятельностью,
четким выполнением задачи и
распоряжений существенно стимулируют
развитие детей. Речь ребенка
становится сложной, с богатым
запасом слов. На пятом году
жизни дошкольники в большинстве
своем овладевают артикуляцией
и правильно произносят звуки.
Дефекты речи (неустойчивость произношения,
косноязычие) еще довольно часты
и больше распространены среди
детей, отстающих в физическом
развитии.
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
3.1 Характеристика подвижных
игр