Понятие и сущность процесса воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

Если  в воспитании опираться только на нарвственность, то общество может  получить поколение "аморалистов". Нравственность никогда не была и  не будет самодостаточной. Нравственность неотделима от морали. Рассуждая о  нравственности подрастающего поколения, мы получим вечно рефлектирующую когорту в обществе, которая не сможет начать действовать из-за боязни быть безнравственным.

Дягилева  Л. В. Добавлено 14.03.2010 17:10:43

Во все  времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубо-кие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время  смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьни-ков  связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами лично-сти.

Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается, окружен-ный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивно-го, так и негативного  характера, которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неок-репший интеллект  и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственно-сти.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня духовно-нравственной воспитанности. Воспитанность- это  качество личности, которое определяет-ся в повседневной жизни человека −  его отношение к другим людям  на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, но и дают представления  о последствиях нарушения норм или  последствиях данного поступка для  окружающих людей.

Вопрос  духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых про-блем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная  ситуация в вопросе духовно-нравственного  воспитания молодо-го поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких по-ложительных жизненных  ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение мораль-но-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой  работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою дея-тельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи свя-зано с формированием  устойчивых духовно-нравственных свойств  личности школьника. В.А. Сухомлинский писал в «Педагогическом наследии»: « Нравственное развитие ребён-ка целиком  зависит от того, насколько родители, школа и учителя сумеют в первые годы жизни сформировать в маленьком  человеке способность к состраданию − основу доброты, а затем и естественную потребность в добром деянии».

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения  к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными  нормами. Неоценимую помощь, а также  в поиске и стремлении к идеалу могут и должны оказать ребёнку  школа и учитель, как главные  носители нравственных ценностей общества

мосман  н. в. Добавлено 05.05.2010 16:24:22

Для воспитания необходима совместная заинтересованность родителей и учителя в результате, если это слово подходит к процессу воспитания.

мосман  н. в. Добавлено 05.05.2010 16:25:59

Образование всегда при всём своём консерватизме  являлось отражением общества. Работающие в сфере образования готовят  будущее, так как воспитывают  и обучают поколения, которым  предстоит ещё проявить себя, изменяя  существующую действительность.

Образование для меня – неразрывное единство воспитания и обучения, причём, воспитание стоит на первом месте: можно простить и объяснить незнание, исправить  его нетрудно; невоспитанность бросается  в глаза, вырастает в вызов  обществу, а значит – каждому  из нас, его трудно корректировать. Именно в этом вижу предназначение классного руководителя: ВОСПИТЫВАТЬ  ЛИЧНОСТЬ. Воспитывать предметом, внешним  видом, голосом, мимикой, доброжелательностью, интересом к личности каждого  ребёнка, способностью понять, любовью  к детям и людям вообще.

Детей обмануть невозможно, поэтому лучше быть честными и не пытаться с ними заигрывать, дети не прощают лукавства и лицемерия, высокомерия и ханжества. «Лучше поверить и ошибиться, чем обидеть  недоверием…» - говорят психологи, я стараюсь придерживаться этого  правила.

Уверена, что «…воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда  человек настолько созрел, что  обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить» (Адольф Дистервег). Следовательно, первоначальная задача учителя, классного руководителя – не познакомить ученика с  объёмом знаний по предмету, не научить  его тому, что знает и умеет  сам (это зачастую вообще невозможно, да и не нужно), не читать еженедельные нотации на так называемых классных часах, а создать ситуацию, когда  ученик поймет, для чего ему нужно  знать именно эти предметы, на что  именно будет влиять знание или незнание их. Сейчас много говорят о том, что ученик должен уметь сам определять цель своего обучения, развития и воспитания. Но прежде всего он должен осознать необходимость трудной работы над  собой. Это целостная система  деятельности педагога-воспитателя  и ученика, включающая в себя целеполагание, доверие друг к другу, умение выстраивать  диалог, слушать и объяснять.

Таким образом, на первый план выходит организация  СО-БЫТИЯ в условиях жизни одного класса, когда каждый ребёнок будет  чувствовать искреннюю заинтересованность взрослых его делами, понимание его  переживаний и тревог, поддержку  при его неудачах и радость  от его побед. Организовать СОвместное БЫТИЕ должны родители и классный руководитель.

Для того, чтобы деятельность была «деятельностной», приносила результаты, в которых  заинтересованы родители и классный руководитель, совместными усилиями были определены задачи:

СОздание  атмосферы взаимопомощи, СОучастия  и СОдружества в классе; СОдействие оСОзнанного отношения к здоровому  образу жизни; СОтрудничество и непрерывное  СОвершенствование.

Никакими  нравоучениями нельзя заставить  детей быть внимательными друг к  другу, сопереживать за учебные достижения и промахи, предлагать помощь друг другу  по преодолению трудностей. Необходимо взращивать в СОучениках несколько  забытое чувство СОпричастности, которое считалось главным в  пионерском движении (считаю, что необходимо брать лучшее из воспитательных практик  прошлого). Это такое особенное  отношение, когда одноклассник становится небезразличным, не вызывает негативных чувств, не отталкивает, даже если иногда надоедает или раздражает. Это  чувство семейственности в разумном его применении.

 

Сегодня становится ясно, что  выживание образования как государственно-общественного  института зависит не только от его  престижа в обществе, но и от выживания  каждой конкретной школы, от качества ее педагогической деятельности, которое  способно выдержать конкуренцию  в образовательном пространстве, на рынке образовательных услуг. Под влиянием идеологии тоталитарного  государства в педагогике прочно утвердились авторитарные системы  воспитания с подходом к человеку как объекту воспитания. Школа  долгое время воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу «ты должен», а не «ты можешь». Собственная природа ребенка, его  индивидуальность и самобытность в  воспитании не учитывались. Массовая воспитательная практика все более приобретает  дегуманизированный характер. Однако в этих условиях гуманистическая  педагогика не придается забвению. Сегодня школа ведет отчаянную  борьбу за выживание. Большинство педагогов  понимают, что выживание это связано  с развитием школы и ее обновлением. Но это не означает, что надо разрушать  существующую систему до основания. Школа избрала путь обновления и  развития без ее окончательного разрушения. Вопреки мнению большинства о  безнадежности, отсталости, несостоятельности  отечественной школы, ее неспособности  осуществить современный цивилизованный процесс образования наша школа  разрабатывает инновационные педагогические процессы, переосмысливает богатое  прошлое истории своей педагогической мысли. 2. Причины несостоятельности  сложившихся воспитательных систем Научный анализ сложившихся ранее  авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания, игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткая  стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный и  возрастной подходы; формализм воспитания; авторитарный стиль руководства, основой  которого является словесное воздействие, разрыв обучения и воспитания; взгляд на воспитание как на сопутствующую  учению второстепенную деятельность. Само понятие «воспитательная система» потеряло всякий смысл, т. к нестабильность в обществе, государстве, понимание  свободы как анархии стали  альтернативой воякой упорядоченности  учебно-воспитательного процесса в  школе. В практике работы школы обыденное  сознание представляет систему воспитания как какую-то жесткую модель, где  нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебного заведения  и свободу личности. При слове  «система» в памяти учителя воскресает командно-административная система, когда  господствовал культ казарменного порядка и единообразия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишь укреплению сложившегося положения. В школе преобладала учебная деятельность, хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебной деятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась, перепроверялась и находилась под давлением администрации школы. Воспитательная работа строилась по тем же принципам — обязательные классные часы, единые для всех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детей кружками, многочисленные заседания комиссий, штабов, советов, где «разбирали» нерадивых школьников, увещевали их и требовали непременных обещаний все исправить.

 

Реферат На тему: Современные  концепции воспитания Донецк 2009 План Современное состояние школьного  воспитания Причины несостоятельности  сложившихся воспитательных систем Воспитание, его цель и задачи в  новых условиях 1. Современное состояние  школьного воспитания В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают  хроническую неуверенность в  завтрашнем дне, исключительно важно  стабилизировать школу. Понимая  систему воспитания как специфическую  сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня  является главным нравственным оплотом  общества, гарантом обновления нашего отечества. Однако сегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризис образования. Школа начала вести отчаянную  борьбу за выживание. Вся система  образования постепенно переводится  из режима авторитарного в режим  развития. Формирование нового содержания образования строится на принципиально  новой основе — подготовка подрастающего  поколения к условиям рыночной экономики. Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать  деловых людей — предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной  деятельности, ответственных за свои действия, саморегулирующих собственное  поведение. В условиях деградации общества и культуры вообще перед школой в  частности возникают проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессионального  самоопределения личности. Школа  пока еще оторвана от жизни, поэтому  учиться в ней утомительно  и неинтересно Она чаще всего  игнорирует природные интересы учащихся, их личный опыт, нежели развивает их. В школе все еще бытует старый стереотип, где ребенок — сторонний  наблюдатель, потребитель. Наблюдается  отстраненность предметов естественного  цикла от проблем культуры общества. Школа плохо готовит своих  воспитанников к жизни, не учит их жить собственным умом, а воспитывает  привычку заучивать готовые решения. Она не растит сегодня интеллигентов, которые так необходимы обществу. Ее «продукция» — малоквалифицированные  работники, неспособные самостоятельно принимать решения, безразличные к  судьбам державы. Это те, кто так  активно потом разворовывают  страну, губят ее природу, виновники  многочисленных аварий во всех отраслях. В условиях рынка и экономического хаоса обострился вопрос экономического выживания всей системы образования. Закрываются детские сады, внешкольные  учреждения, некоторые типы школ, детские  библиотеки и книжные издания. В  обстановке общего кризиса в течение  долгого времени укрепился взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта, знаний. Воспитание рассматривалось  как автоматический процесс, сопутствующий  обучению. Общественному сознанию навязывается идея самотека воспитания. В результате этого потеряли смысл специфические  формы воспитания, возможность учителя  общаться с учеником, в неформальной обстановке. Даже разработанная в  последнее время идея непрерывного образования предполагает образование  умственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению.

 

В условиях современной воспитательной системы осуществляется целостность  учебно-воспитательного процесса. Общим  для всех школьных воспитательных систем является то, что каждая из них сориентирована на развитие личности. Чтобы человек  стал самореализующимся субъектом, способным к жизнетворчеству, самостоятельному и ответственному выбору действий, поступка, позиции, нужна новая практика воспитания, преодолевающая все те недостатки, которые долгие годы закреплялись в массовой школе. Уже сегодня  осуществляются попытки поиска методологических основ, которые служат предпосылкой создания современных школьных воспитательных систем. Одна из них — концепция  воспитания, которая дает новые и  разнообразные подходы к самому понятию «воспитание». Концепция  воспитания определяется как совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в  педагогическом процессе. Основной вопрос концепции — это вопрос о цели воспитания и способах ее достижения. Одним из существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление реального состояния  дел и воспитательных проблем, возникающих  в изменяющихся социально-экономических  условиях, а также анализ того, что  происходит с воспитуемыми и воспитателями  в этих условиях, какие новые потребности  действуют в современном воспитании. 3. Воспитание, его цель и задачи в  новых условиях С учетом этого  появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как  возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие  социализации личности, выполняющей  в обществе прогрессирующие и  стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры. Несколько  иной акцент просматривается в концепции  А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически  рациональное управление процессом  развития человека как индивида и  субъекта, как личности и индивидуальности. Н.М. Таланчук приходит к выводу, что  воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это  реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в  семье — сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере —  учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др. Сложились довольно разнообразные  концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др. Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации  как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты  развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям  гуманизации, усиления нравственных основ  образования и воспитания.

Информация о работе Понятие и сущность процесса воспитания