Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:42, контрольная работа
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Введение
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература
Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.
Средства воспитания по характеру
воздействия на человека можно разделить
на прямые и косвенные. Первые включают
в себя непосредственно личностное
воздействие одного человека на другого,
осуществляемое в прямом общении
друг с другом. Вторые содержат воздействия,
реализуемые с помощью каких-
По включенности сознания
воспитателя и воспитуемого в
процесс воспитания его средства
делятся на осознанные и неосознанные.
В случае использования осознанных
средств воспитательного
По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.
Когнитивные воспитательные
воздействия нацелены на систему
знаний человека, на преобразования ее.
Поскольку большинство
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные
влияния непосредственно
Поскольку знания, эмоции и
поступки человека взаимосвязаны, через
любое из них можно оказать
влияние на личность в целом. Это
позволяет воспитателю при
Методы воспитания — это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня в оспитанности воспитанника (рис. 1).
Воспитаатель Цели воспитания Средства воспитания Условия воспитания Формы организации воспитания Индивидуальные
особенности воспитания Воспитуемые свойства, качества, состояния Общие
методы Воспитанник Уровень воспитания Специальые
методы
Рис. 1. Методы воспитания и обуславливающие их факторы.
Существуют общие методы воспитания с помощью которых формируют большинство или все воспитуемые качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных ее свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются они чаще всего комплексно.
Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация методов. Трудности классификации обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью их содержания. Как видим, методы функционально выступают и как средство, и как приемы, и как формы, и как условия воспитания.
Один из вариантов классификации методов воспитания представлен на рис. 23. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания:
1) методы воспитания содержания;
2) методы воспитания
3) методы стимулирования воспитания.
Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на испытуемого.
ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ
Под институтами воспитания
понимаются общественные организации
и структуры, которые призваны оказывать
воспитательное воздействие на личность.
Наиболее чувствительные для нас
институты воспитания — это семья
и школа. Формально на них лежит
основная доля ответственности за развитие
личности ребенка. Однако фактически в
современных условиях школа и
семья не всегда доминируют в воспитательных
воздействиях, и их влияние нередко
уравновешивается и даже перевешивается
воздействиями многих других социальных
институтов, средств массовой культуры
и информации, друзей, сверстников,
внешкольных и внесемейных
Тем не менее традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. — Пенза, 2000.
2. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. — М., 1986.
3. Педагогика: Учебное пособие / А.Г. Шебуняев и др., — Тамбов, 1999.
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. — М., 1993.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Школа — Пресс, 2000.
6. Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Иваново, 2000.
7. Фокин Е.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. — Хабаровск, 1998.
1См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т.1. - М., 1993.
2См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т.1. - М., 1993.
3Здесь использована схема из учебника - Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 С.532.
Содержание
Введение
Глава I. Сущность воспитательной системы школы
Глава II. Структура воспитательной системы школы
Глава III. Этапы становления воспитательной системы школы
Глава IV. Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы школы
Глава V. Значение воспитательной системы
Заключение
Список литературы
Введение
Воспитательная система школы - широко известное в педагогической среде явление. Однако о широте распространения этого явления в практике, увы, говорить не приходится. Как ни странно, несмотря на то, что теория воспитательных систем на сегодняшний день проработана довольно глубоко и тщательно, практика их создания до их пор остается проблемной территорией современного образования.
В настоящее время в
Российской Федерации идет становление
новой системы образования и
воспитания, сравнимой с мировой
педагогической практикой, рассчитанной
на вхождение в мировое
Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы.
Феномен воспитательной системы в педагогической теории и практике должен быть проработан в достаточной степени, так как необходимость ее создания в школе, как правило, не вызывает сомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективным средством развития воспитательного процесса. Актуальным в этой связи становится определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса моделирования личностно-ориентированных воспитательных технологий, изучение взаимной детерминации личностно-ориентированных воспитательных технологий и воспитательной системы школы.
Глава I. Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система
школы – это совокупность взаимосвязанных
компонентов (воспитательные цели, люди,
их реализующие, их деятельность и общение,
отношения, жизненное пространство),
составляющая целостную социально-
Воспитательная система - это целостный социальный комплекс, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания, который включает в себя цель, идеи, деятельность, отношения и среду.
Воспитательная система школы – это педагогическая концепция воспитания, охватывающая весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.
Воспитательная система школы – открытая система, способная к саморегуляции и управляемая, постоянно развивающаяся, которая имеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями.
Под воспитательной системой
образовательного учреждения понимается
организационно-функциональная структура,
возникшая в ходе успешной деятельности
единого воспитательного
Воспитательная система - система сложная, не равновесная, открытая и не может плодотворно развиваться изолированно. Для того, чтобы сделать школу средой, развивающей личность, необходимо добиться её собственного развития. Это возможно только при условии взаимодействия системы с окружающей средой.
Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в отечественной педагогике. Причин этому несколько.
Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.
А.С.Макаренко на заре новой
школы критиковал логику уединенного
средства в организации учебно-
Вторая причина связана
с наличием в педагогических коллективах
хороших идей, опыта работы, позволяющих
создавать авторские
Третья причина связана
с тем, что идея создания воспитательной
системы плодотворна. Об этом можно
судить по результатам I областного конкурса
школьных воспитательных систем: в
работу по созданию воспитательных систем
включилось большое число