Понятие и элементы системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема – организационно-управленческая, которая включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования».

Содержание

Понятие и элементы системы образования.

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Уровни и формы получения образования.

Образовательные учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат образование.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

 На основе  модели учебного плана разрабатываются  типовые (примерные) учебные планы  по профессиям в соответствии  с Перечнем профессий и специальностей  начального профессионального образования,  утвержденным постановлением Правительства  РФ от 8 декабря 1999 г.40, а затем  каждое образовательное учреждение  формирует и утверждает рабочий  учебный план, по которому ведет  подготовку обучающихся.

 

 Порядок разработки, утверждения  и введения в действие государственного  образовательного стандарта среднего  профессионального образования  был утвержден постановлением  Правительства РФ от 20 апреля 1995 г.41. Общая часть указанного стандарта  утверждается Правительством, а  специальная (касающаяся подготовки  по конкретным специальностям) –  Министерством образования. 

 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования был утвержден постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 г. Он устанавливает структуру среднего профессионального образования; общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки обучающихся и ее объем; документы государственного образца о среднем профессиональном образовании; общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования; порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по таким специальностям (в качестве федерального компонента). Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который является составной частью государственного образовательного стандарта, был утвержден приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г.42 Он представляет собой систематизированный перечень специальностей подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, классифицированных по группам родственных специальностей. По каждой из данных специальностей утверждаются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые представляют собой составную часть государственного образовательного стандарта.

  Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования должны обеспечить качество образования названных уровней, единство образовательного пространства РФ, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании соответствующего уровня. Кроме того, они являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования был утвержден постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 августа 1993 г. Он аналогичен изложенному выше применительно к среднему профессиональному образованию. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. Он устанавливает структуру высшего профессионального образования, общие требования к основным профессиональным образовательным программа, общие нормативы учебной нагрузки студентов, академические свободы вуза в определении содержания высшего образования и т. д. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования должен охватывать существующие и перспективные области науки, техники и культуры, причем каждое направление или специальность должны иметь социальную и личностную значимость. Он является частью государственного образовательного стандарта. Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования был утвержден приказом Минобразования от 2 марта 2000 г. Он состоит из трех разделов: перечня подготовки бакалавров и магистров; перечня специальностей дипломированных специалистов и направлений подготовки дипломированных специалистов. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям и направлениям утверждаются Минобразованием (в необходимых случаях по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении вузы) и являются составной частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Минобразования, кроме того, разрабатывает примерные учебные планы по конкретным направлениям подготовки и специальностям, на основе которых вузы формируют свои учебные планы.

 Необходимо подчеркнуть,  что в системе среднего и  высшего профессионального образования  подготовка по конкретным специализациям, как правило, предполагает специализацию  студентов в тех или иных  сферах. Министерство образования  при открытии новых специализаций  по специальностям среднего и  высшего профессионального образования  предлагает руководствоваться следующим43. Специализации представляют собой  часть специальности, в рамках  которой они создаются, и предполагают  получение более углубленных  профессиональных знаний, умений  и навыков в различных областях  деятельности по профилю этой  специальности. Некоторые специальности  могут не иметь специализаций.  Если специализация открывается,  то ей присваивается наименование, которое должно развивать наименование  соответствующей специальности  и не может совпадать с наименованием  других специальностей и направлений.

 Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации  в Требованиях по специальности  высшего профессионального образования,  должен устанавливаться в пределах  от 500 до 2000 часов. В системе среднего  профессионального образования  на изучение дисциплин специализации  должно отводиться не менее  250 аудиторных часов.

 Право выбора специализации  принадлежит студенту.

 Наименование специализаций  по специальностям высшего профессионального  образования устанавливается вузами  и регистрируется соответствующими  учебно-методическими объединениями  (УМО), которые создают базу зарегистрированных  специализаций. Перечень и наименования  дисциплин специализаций, а также  их объем, содержание и форма  контроля устанавливаются вузом  (факультетом). Наименование специализаций  по специальностям среднего профессионального  образования, их объем, содержание, итоговая форма контроля устанавливаются  министерством (ведомством)-разработчиком по закрепленным специальностям и регистрируются Минобразованием.

 Порядок разработки, утверждения  и введения в действие государственного  образовательного стандарта послевузовского  профессионального образования  был утвержден постановлением  Правительства РФ от 30 августа  2001 г.44. До их введения в действие  применению подлежат временные  требования к образовательным  программам послевузовского профессионального  образования, утверждаемые Минобразованием.

^ Государственные образовательные  стандарты дополнительного образования  утверждаются Министерством образования  для определенной категории обучающихся. Например, приказом Министерства от 31 июля 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Он устанавливает структур и перечень направлений данного вида образования, основные требования к образовательным программам и реализующим их учреждениям, а также нормативы учебной нагрузки слушателей.

 

^ Образовательные программы  разрабатываются и утверждаются  образовательными учреждениями  в соответствии с государственными  образовательными стандартами и  определяют содержание образования  определенных уровня и направленности. Классификация образовательных  программ может проводиться по  различным основаниям. Так, в зависимости  от вида образования выделяют  общеобразовательные и профессиональные  программы. Первые призваны обеспечить  социализацию личности. Они направлены  на формирование общей культуры  личности, создание основы для  сознательного выбора и освоения  профессиональных образовательных  программ. Общеобразовательные программы,  в свою очередь, с учетом  уровня образования подразделяют  на программы дошкольного, начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.  Они реализуются в образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов и являются преемственными. Это означает, что каждая последующая  программа базируется на предыдущей. Реализация принципа преемственности  образовательных программ имеет  и практическое значение. Обучающиеся,  не освоившие образовательную  программу предыдущего уровня, не  допускаются к обучению на  следующей ступени общего образования.  Например, если обучающийся на  ступени начального общего и  основного общего образования  не освоили программ учебного  года и имеют академическую  задолженность по двум и более  предметам, они могут быть оставлены  на повторное обучение, переведены  в классы компенсирующего обучения  с меньшим числом обучающихся  на одного педагога либо продолжить  обучение в форме семейного  образования. Выбор одного из  названных вариантов осуществляют  родители или иные законные  представители обучающегося. Если  у обучающегося имеется задолженность  по одному предмету, они переводятся  в следующий класс условно,  причем ответственность за ликвидацию  задолженности в течение следующего  учебного года возлагается на  родителей. Перевод обучающегося  в следующий класс в любом  случае производится по решению  органа управления образовательного  учреждения. Для обучающихся с  отклонениями в развитии на  базе основных программ разрабатываются  специальные, позволяющие учесть  психофизические особенности и  возможности обучающихся. 

^ Профессиональные образовательные  программы направлены на последовательное  повышение профессионального и  общеобразовательного уровней и  обеспечивают подготовку специалистов  соответствующей квалификации. К  ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского  профессионального образования.  Профессиональные образовательные  программы могут реализовываться  только в учреждениях профессионального  образования. Основные требования  к их содержанию закрепляются  в образовательных стандартах. Поэтому  профессиональную образовательную  программу можно определить как  документ (комплект документов), определяющий  в соответствии с государственным  образовательным стандартом содержание  определенного уровня профессионального  образования по конкретной специальности.  Так, основная образовательная  программа среднего профессионального  образования должна включать  в себя общие гуманитарные  и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные  дисциплины; общепрофессиональные  дисциплины (для определенной группы  специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику.

 Достаточно сложную  структуру имеют основные профессиональные  программы высшего профессионального  образования. Их разработку Минобразования  рекомендует проводить в несколько  этапов. На первом этапе необходимо  на основании требований образовательного  стандарта определить конечные  цели, которые должны быть достигнуты  в ходе обучения и воспитания. На втором этапе разрабатывается содержательная часть образовательной программы и порядок ее реализации. Для этого следует определить полный перечень дисциплин образовательной программы, обеспечить оптимальное соотношение фундаментальной и прикладной подготовки специалиста, установить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента, найти наиболее эффективные виды учебных занятий и образовательные технологии.

 В структуру образовательной  программы в качестве основных  компонентов входят учебный план  вуза по направлению подготовки  или специальности; перечень специализаций  профессиональной подготовки, согласованный  с соответствующим учебно-методическим  объединением, а также совокупность  вузовских программ учебных дисциплин  и практик, определяющих полное  содержание программы и материалы,  устанавливающие содержание и  порядок проведения промежуточных  и итоговых аттестаций.

 Образовательные программы  среднего и высшего профессионального  образования могут быть реализованы  в сокращенные сроки с учетом  имеющихся у гражданина знаний  и навыков, полученных на предыдущих  уровнях обучения. Например, граждане, имеющие среднее (полное) общее  или начальное профессиональное  образование соответствующего профиля,  вправе получить среднее профессиональное  образование, а лица, имеющие начальное  или среднее профессиональное  образование соответствующего профиля  – высшее профессиональное образование  по сокращенным ускоренным программам (ст. 23, 24 Закона об образовании). Например, порядок реализации сокращенных  и ускоренных основных профессиональных  образовательных программ среднего  профессионального образования  был утвержден приказом Минобразования  от 14 ноября 2001 г.45 Обучение по таким  программам допускается для лиц,  имеющих начальное профессиональное  образование соответствующего профиля,  среднее профессиональное или  высшее профессиональное образование  или иной достаточный уровень  предшествующей подготовки и  (или) способностей.

^ Сокращенная образовательная  программа реализуется в сокращенный  по сравнению с установленным  учебным планом срок на основе  знаний и умений, полученных студентом  в процессе предшествующего обучения  в системе профессионального  образования. Ускоренная образовательная  программа осваивается студентом  в ускоренном темпе по сравнению  с темпом освоения, который предусмотрен  учебным планом, в соответствии  с его предшествующей подготовкой.  При этом сокращенная программа  может реализовываться как ускоренная.

 Обучение по указанным программам осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением, которое подается на имя руководителя учреждения как при приеме на обучение, так и после зачисления. Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, а также этапов производственной практики, изученных и пройденных в процессе предшествующего обучения. Перезачет осуществляется после зачисления в образовательное учреждение путем аттестации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой самим учреждением. Результаты такой аттестации студента и решение о возможности его обучения по сокращенной программе оформляются, как правило, приказом или распоряжением образовательного учреждения, в котором устанавливается срок обучения и указываются перечень и объемы аттестованных (перезачтенных) дисциплин. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и этапах производственной практики вносятся в зачетную книжку студента, при его переводе или отчислении – в академическую справку, а по окончании обучения – в приложение к диплому.

Информация о работе Понятие и элементы системы образования