Портфолио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы оценки учебных достижений учащихся начальных классов…………………………………………………………...6
1.1. Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников…………………………………………………………………...........6
1.2. Формы и методы оценки учебных достижений младших школьников.......................................................................................................................... ..12
1.3. Структура и функции образовательных портфолио……………….....16
2. Практическая часть.
2.1. Опыт учителей начальных классов по использованию портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников……………..21
2.2. Модель портфолио младших школьников. ………………………....22
2.3. Диагностика уровня учебных достижений младших школьников. .26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Портфолио.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые  проводятся вне рамок учебной  деятельности можно отнести к  общественной работе (поручениям). Может  быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике. Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала  участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это  сообщение фотографией. Если событие  освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет - порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в  экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе  не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и  успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в  порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 

 

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной  школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная  оценка педагогом его стараний. К  сожалению дневники школьников пестрят  либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя  могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. 

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить  портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

  РАЗДЕЛ – «СОДЕРЖАНИЕ»

Не увлекайтесь оформлением  этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. 

 

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПОРТФОЛИО:

- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.

- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.

- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

- Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.

- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

    1. ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

 

 

В России широко используется термин «папка или портфель учебных достижений учащихся», а также и термин «портфолио».

Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченкова термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.

По целям различаются  портфолио, как способ оценивания учебных  достижений и так называемое портфолио курсов, основной целью которого - позитивно влиять на сам процесс обучения.

В первом случае обычно говорят  о «портфеле» или «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведенные до ума») работы. Они  подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.

В случае предметного портфолио  – форма, которая содержит документацию работ школьника в рамках определенного курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место.

Еще один вид портфолио - «портфолио курсов».

Исходный пункт работы с портфолио - это постановка вопроса, открытой комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством ступени достижения поставленной цели. Поэтому важно, чтобы цели работы, формулирующиеся в процессе договорённости между учеником и учителем, были открытыми и внятными. После этого эти цели могут быть связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в явном виде в письменной форме. Многообразие документов (свидетельств) является одним из существенных признаков качества портфолио.

Самая трудная задача - это  представить, то есть сделать видимым  свой собственный путь учения. Для  этого необходим метарефлексивный анализ пройденного собственного учебного пути, точнее, способов работы, образа действий. Самое позднее, такай анализ необходим на фазе подготовки портфолио к презентации, то есть преданию портфолио такой формы, которая может быть представлена во вне. Собирание портфолио в сохраняет следы индивидуального процесса учения. В завершающем рассмотрении (размышлении, интерпретации) над ним ученик может сделать выводы на будущее. Для того, чтобы ученики могли оценивать свою работу, помимо целей обучения должны быть разработаны ясные стандарты и критерии оценивания. В идеальном случае они устанавливаются вместе с учеником

В рабочую папку (портфолио) прилагается индивидуальный рабочий  план предпрофильной подготовки, который  составляется вместе с учеником

Виды образовательных  портфолио разнообразны, педагоги и  учащиеся вправе выбрать тот вид, который помогает организовать деятельность обучающихся. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант портфеля образовательных достижений обучающихся - это смешанный вид, в котором представлены его результаты обучения, активной социальной жизни и моменты самооценивания собственных результатов.

 

 

 

    1. МОДЕЛЬ ПОРТФОЛИО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

 

Портфолио ученика начальной  школы имеет следущую структуру:

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное  заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считается важным дать ребенку  самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить  любую информацию, которая интересна  и важна для ребенка. Возможные  заголовки листов:

  • «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
  • «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  • «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
  • «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  • «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
  • «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
  • «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что...». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки  листов посвящены конкретному школьному  предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о  прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые  проводятся вне рамок учебной  деятельности можно отнести к  общественной работе (поручениям). Может  быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике. Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала  участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это  сообщение фотографией. Если событие  освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

 

 

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в  экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе  не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и  успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в  порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной  школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная  оценка педагогом его стараний. К  сожалению дневники школьников пестрят  либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например:»Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей».

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя  могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. 

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Информация о работе Портфолио