Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы оценки учебных достижений учащихся начальных классов…………………………………………………………...6
1.1. Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников…………………………………………………………………...........6
1.2. Формы и методы оценки учебных достижений младших школьников.......................................................................................................................... ..12
1.3. Структура и функции образовательных портфолио……………….....16
2. Практическая часть.
2.1. Опыт учителей начальных классов по использованию портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников……………..21
2.2. Модель портфолио младших школьников. ………………………....22
2.3. Диагностика уровня учебных достижений младших школьников. .26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………
Приложение Б
Таблица учета результатов проверки навыков чтения.
Ф. имя обучающегося - |
Школа - |
Класс - |
Читает вслух со скоростью
90 и более слов в мин. |
80-90 слов в мин. |
70-80 слов в мин. |
Менее 70 слов в мин. |
1. Читает осознанно, не делает неоправданных пауз |
Делает неоправданные паузы (1-2) |
Допускает неоправданные паузы (3-4) |
Допускает неоправданные паузы (5 и более) |
2. Правильно отвечает на поставленные вопросы |
Допускает неточности в ответах |
Затрудняется ответить на некоторые вопросы |
Не может отвечать на поставленные вопросы |
3. Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить |
Понимает главную мысль, но выражает ее неточно |
Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов |
Не может выделить главную мысль текста |
4. Пересказывает прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок |
Допускает в пересказе 1-2 ошибки |
Затрудняется передать содержание связно |
Не может передать содержание текста |
5. Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг |
Допускает неточности в названиях произведений, называет не менее 5 произведений |
Приводит ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях |
Приводит названия 1-2 произведений, затрудняется в названиях |
6. Различает, называет элементы книги |
Допускает неточности в названиях (1-2) |
Допускает неточности в названиях (2-3) |
Допускает более 3 ошибок |
7. Из 5 предложенных произведений правильно определяет все виды жанров |
Допускает 1 ошибку |
Допускает 2-3 ошибки |
Допускает более 3 ошибок |
Пояснение.
1. По вертикали обозначены основные требования к чтению, а по горизонтали уровни их выполнения.
2. Скорость чтения обозначена
отдельной строкой и не
3. Результат данной проверки учитель фиксирует знаком (V).
4. Пометки (V) в 1 и 3 графах позволяют сделать вывод: соответствует уровню требований по чтению.
5. Пометка (V) в 4 графе должно быть не более 3.
Путем фиксации ошибок при чтении учитель делает выводы:
- об уровне техники чтения,
- осознанности, выразительности,
- сформированности читательских умений (умений кратко характеризовать главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном, пересказывать прочитанное, сравнивать произведения по видо-жанровым разновидностям и т.д.).
Индивидуальную проверку можно провести в декабре. Для чтения предлагается текст (300-350 слов - 4 класс, прозаическое художественное произведение). Время чтения - 2-3 минуты. Результаты индивидуальной проверки дают полное представление об уровне сформированности данного навыка у каждого ученика.
Приложение В
Показатели, отражающие динамику
образовательных достижений обучающихся.
Лист наблюдений.
I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как: - приобретение знаний, - понимание знаний, - применение знаний, - анализ, - синтез, - оценка, самооценка - диалектичность мышлений, - метазнание |
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - повседневных, связанных
с формированием - инициативной творческой работы |
II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков: - способность принимать ответственность; - способность уважать других; - умение сотрудничать; - умение участвовать в выработке общего решения; - способность разрешать конфликты; - способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе |
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся |
III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков: - слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); - говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); - чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); - письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник) |
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - совместного обсуждения; - групповой и индивидуальной презентации; - «авторского собеседования»; - «ученик как конструктор»; - неформального общения
в связи и по поводу они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе |
IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: - формулировать вопрос, ставить проблему; - вести наблюдение; - планировать работу; - собрать данные; - зафиксировать данные; - упорядочить и организовать данные; - интерпретировать данные; - представить результаты или подготовленный продукт |
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - направляемого учителем мини-исследования; - группового мини-исследования; - самостоятельного мини-исследования; * дополняются самооценкой учащихся |