Портфолио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - охарактеризовать портфолио как форму аутентичного оценивания образовательных результатов. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………5
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......37

Вложенные файлы: 1 файл

Сапитонова евгения Использование портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников.docx

— 75.21 Кб (Скачать файл)

Принцип открытости предполагает использование на уроке разнообразных  видов общения, совместный поиск  истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию  учебного диалога. Приоритет индивидуальности при использовании портфолио  создаёт условия для самовыражения  каждого ученика, проявления его  избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации  этого материала.

Портфолио реализует целый спектр педагогических задач:

1. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учеников.

2.Поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения.

3. Формировать умение  учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

4.Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников.

5. Стимулировать и поддерживать учебную мотивацию.

6.Определять образовательные результаты, включая различные виды компетентности.

7.Определять динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала.

8. Способствовать обоснованному выбору профиля.

9. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации [4, С.240].

Реализация педагогических задач связана с организаций  образовательной деятельности учащихся, а именно с постановкой и осознанием ими задач образовательной деятельности: 

- анализ и оценивание учащимися своих образовательных результатов и личностных достижений;

- выбор тематики, форм, средств, ресурсов, времени образовательной деятельности на основе интересов и склонностей;

- планирование и конструирование образовательной деятельности с целью получения конкретного продукта;

- выбор и реализация индивидуальной образовательной программы с фиксацией процесса ее освоения;

- выбор профиля.

Портфолио формирует метапредметные умения и навыки учащихся:

- умение представить отчет по процессу образования и видеть «картину» значимых образовательных результатов в целом;

- умение предъявлять, самостоятельно оценивать и анализировать образовательные результаты;

- умение предъявлять результаты учебно-познавательной деятельности и самостоятельно обнаруживать как пробелы в усвоении материала, так и познавательные затруднения.

Портфолио как форма аутентичного оценивания [4, С.242] выполняет следующие функции:

1. Функция диагностическая заключается в фиксировании, учете изменений и росте обучающегося за определенный период времени.

2. Функция целеполагания связана с тем, что обучающийся сам определяет порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности, т.е. включается в целеполагание на всех этапах образовательной деятельности, что делает процесс более осознанным и значимым для ученика.

3.Функция рефлексивная проявляется в анализе собственной образовательной деятельности.

4. Функция мотивационная заключается в том, что, накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что работает на повышение образовательной мотивации.

5. Функция содержательная проявляется в том, что портфолио позволяет определить содержательно виды образовательной деятельности, в которые включен обучающийся, и содержит в системном виде образовательные результаты.

6. Функция развивающая связана с одной стороны с фиксацией уровня развития обучающегося, которое может быть зафиксировано и осмыслено самим субъектом учебной деятельности. С другой стороны развивающая функция связана с осуществление целенаправленной систематической деятельностью обучающегося, которая способствует его развитию.

7. Функция рейтинговая позволяет обучающемуся определить рейтинг личностный, установить, насколько полно выполнен учебный план, сколько выполнено работ по качеству и количеству, сколько набрано балов, в каком процентном отношении от максимального результата.

          Следовательно, портфолио является гибкой, развивающейся образовательной технологией. Эта технология последовательно расширяет пространство и формы своей реализации, поскольку отвечает разнообразным запросам современной жизни: запросу вуза по отношению к школе, запросу бизнеса по отношению к системе образования в целом.

    1. Типология портфолио

А.А. Пинский под типом, моделью портфолио подразумевает определенную форму аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов, различающуюся по цели, структуре, компонентному составу, предполагаемым результатам.

Существуют различные классификации моделей портфолио. В образовательной практике зарубежных стран накоплен богатый опыт применения портфолио в образовательной практике, который необходимо проанализировать и учитывать в развитии современного образования.

Английское министерство образования предлагает следующую классификацию портфолио [26, С.46-48]. Основанием для выделения различных типов портфолио служит то, с какой целью он создается и в каких ситуациях может быть использован.

1. Портфолио развития. Содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов. Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио развития, обеспечивающему достоверными материалами, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании.

2. Учебное планирование. Учителя могут использовать существующую систему портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год.

3. Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.

4. Показательное портфолио. Может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения и отражающие учебные достижения учащегося. Например, материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

5. Портфолио трудоустройства. Бизнес проявляет нарастающий интерес к портфолио учащихся, которые помогают потенциальным работодателям оценить готовность будущих работников к практической деятельности и профессиональной карьере. Студенты создают портфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда.

6. Портфолио для поступления в вуз. Колледжи и университеты используют показательное портфолио как основание для приема абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приемной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении [4, С.247]. 

 Данная классификация позволяет судить о том, насколько широко технология портфолио внедрена в образовательную практику. Она нашла себе место на самых различных этапах и ступенях обучения, глубоко интегрировалась в учебный процесс и, что чрезвычайно важно, стала связующим звеном, как между различными этапами образования, так и между образовательной сферой и рынком труда. Характерно и то, что появление тех или иных видов портфолио отвечает практической потребности не только школы, но и системы высшего образования и бизнеса и, как правило, инициировано исходящим от них запросом  [4, С.248]. 

Вторая классификация портфолио составлена по характеру и структуре используемых материалов.

1. Портфолио документов, или рабочее портфолио  включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

2. Портфолио процесса  отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, это портфолио демонстрирует процесс осмысления учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

3. Показательное портфолио  позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в это портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ [4, С.249].   

Самой распространенной является классификация, содержащаяся в рекомендациях по организации предпрофильной подготовки.

1.Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио по месту  предъявления.

2. Портфолио работ  представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

Данный вариант портфолио  предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и  убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности  на выбранный профиль обучения и  др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (региональной) образовательной сети [4, С.252].

Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника  с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» учащегося в его образовательной карьере.

3. Портфолио отзывов  включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы  самооценки ученика, что повышает степень  осознанности процессов, связанных  с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта - сложность формализации и учета собранной информации [4, С.253].

Четвертая классификация  создана на основе моделей портфолио, разработанных специально для оценки достижений учащихся общеобразовательной школы. По мнению Сметанниковой Н.Н., существует три типа дневника: дневник достижений, дневник - отчет и дневник - самооценка.

1. Дневник достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся. Учитель ставит цель: оценить прогресс в учебной деятельности. Обучающийся сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются работы за определенный промежуток времени, из них отбираются 2-3, и так в течение периода обучения. К окончанию остается несколько работ, которые отобраны самостоятельно. Это самый легкий тип он позволяет использовать дневник, как эффективную оценочную технологию.

2. Дневник - отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятии, тесты, эссе, проектные работы, списки литературы. Это дневник для внешнего пользователя, его цель - показать, что учащийся справился с программой обучения.

3. Дневник - самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки учителя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями. Разрешение собирать такой портфель означает, что преподаватель берет на себя обязательство давать письменное разъяснение, за что он поставил ту или иную отметку, вести дневник наблюдения, оценивать процесс и регресс, заполнять сертификат достижений. Этот вариант дневника целесообразнее использовать в работе с учениками старших классов.

«Портфель», разрабатываемый в виде дневника самооценки должен отвечать определенным требованиям:

1). Дневник выборочен. Прежде чем начинать собирать дневник самооценки, обучающийся должен знать цель сбора. Целью может являться: самооценка; документация прогресса в учебе; помощь учителю при принятии решения; для отчета перед администрацией или родителями.

2). Дневник - это подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс.

3). В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки – проблемы, трудности, необходимость коррекции.

Информация о работе Портфолио