Портфолио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - охарактеризовать портфолио как форму аутентичного оценивания образовательных результатов. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………5
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......37

Вложенные файлы: 1 файл

Сапитонова евгения Использование портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников.docx

— 75.21 Кб (Скачать файл)

1). Общие сведения об ученике, его семье (не только родителях, братьях, сестрах, но и дедушках, бабушках);

2). Увлечения ребенка, его занятость во внеурочной деятельности, в том числе участие в областных, районных, школьных и классных праздниках, мероприятиях;

3). Достижения (техника чтения  по классам, творческие работы, успеваемость, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектной деятельности).

В данном портфолио имеется  возможность для развития рефлексивных навыков учащегося (я умею, я люблю; лучше всего я умею, я не очень хорошо умею, больше всего я хочу научиться; вот, что мне для этого нужно), навыков самоорганизации (режим дня, занятость в кружках, секциях, клубах не только в школе, но и в других учреждениях дополнительного образования).

Данный тип портфолио  ведется в течение четырех  лет. В нем отражается уровень  продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников.

При работе с портфолио выдерживаются основные принципы:

- принцип добровольности (если в первом классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);

- оказание помощи со стороны учителя и родителей;

- увлечение количеством материала.

Обязательное условие успешной работы - знакомство родителей с данной технологией. Родители - участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыков оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Портфолио ведут учащиеся начальных классов по желанию.

В портфолио прилагаются  тетради для контрольных работ  с первого по четвертый класс. Работая с портфолио каждый родитель может сказать, что знает его ребенок, что  умеет, что еще нужно узнать, над чем надо поработать. В конце учебного года проводятся индивидуальные консультации с родителями по результатам  обучения  за год, динамике развития их ребенка, перспективам на  будущее.  Портфолио является оценкой творчества и инициативности ребенка во всех сферах школьной жизни.

При переходе детей  в 5 класс  портфолио передается классному  руководителю. Кроме этого учитель  передает рабочую папку.   Рабочая  папка представляет собой систематизированное  накопление учебной информации по данному  классу.   В рабочую папку  входят: мониторинг техники чтения каждого ученика и за 4 года, в виде графика показатели по классу в целом, степени обученности обучающихся, качества знаний по предметам, процент успешности выполнения итоговых контрольных работ в виде таблицы по классу в целом. Таблицы для анализа контрольных работ позволяют провести контроль и учет знаний обучающихся всего класса и отдельно каждого обучающегося. 

Такая форма работы способствует преемственности в оценке достижений обучающихся со школой второй ступени.   Знакомство учителей 5-го класса и родителей с портфолио ученика представляет богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и помогает в планировании дальнейшей работы по успешному обучению и воспитанию школьника в среднем звене.

Имеет портфолио и каждый учитель начальных классов МБОУ СОШ №108 г. Моздок. Портфолио учителей используется при прохождении профессиональной аттестации (для получении более высокой квалификационной категории). Создается портфолио образовательного учреждения, которое необходимо для участия в проектах и конкурсах на получение грантов.

Таким образом, использование  портфолио в различных общеобразовательных  учреждениях имеет свою специфику, определяемую особенностями данного  конкретного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Портфолио - форма аутентичного оценивания личностных достижений и  образовательных результатов в  различных видах образовательной  деятельности за определенный период времени. Это собрание личностных достижений ученика, которое формируется лично  и показывает уровень подготовленности обучающегося и его активности в  учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами, а  также демонстрирует его усилия и прогресс. В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, особенно при переходе из начальной школы в среднее звено. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи по мотивации  учебной деятельности учащихся, по формированию их активности, самостоятельности, по выработке навыков рефлексии, самооценки, по созданию предпосылок  и возможностей для успешной социализации выпускников.  Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитываться при комплектовании 10-х классов, а также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов.

 

Литература

  1. Великанова А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио /Серия «Компетентностно-ориентированный подход  к образованию: образовательные технологии». Вып.2. - Самара, изд-во Профи, 2002.- 92 с.   
  2. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии.- 2005.- № 2.- С.4. 
  3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. – 2005.- № 1.- С. 181-195.
  4. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.
  5. Загвоздкин В. Портфель индивидуальных учебных достижений: нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки //Педдиагностика.- 2005.- № 1.- С.116. 
  6. Иванов А.В. Мой портфолио. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012. – 71.с.
  7. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности //Образование в современной школе. – 2002.- № 5. - С. 23-27.
  8. Колесникова Е.В. Портфолио дошкольника 5 – 7 лет. – М.: Ювента, 2010. – 32 с.
  9. Коллекция достижений //Модернизация: Шаг в будущее (вкладка «УГ»). Вып. № 3 (20) 2004. - С. 15.
  10. Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания //Практика административной работы в школе.-2005.- № 5. - С. 20-22.
  11. Лизинский М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2005.- № 3.- С.87. 
  12. Лобода Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения // Педдиагностика.- 2005.- № 4.- С.71. 
  13. Макарова Е. Портфолио как он есть //Библиотека в школе «ПС» - 2006.- № 6.-С.12. 
  14. Макарова Т. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя // Заместитель директора по воспитательной работе.- 2005.- № 3.- С.73.
  15. Методический портфель. - М: Красико - Принт , 2005.- 174 с. 
  16. Меттус Е.В. Живая оценка: Портфолио в школе.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.- 272 с.
  17. Михеева В. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы //Педдиагностика.- 2005.-№ 5.- С.56.
  18. Новикова Т.Г.  Региональный опыт использования технологии портфолио в практике российской школы  //Методист.- 2005.- № 4.- С.31.
  19. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. - М.: АПКиПРО , 2003. - 94 с.
  20. Новикова Т.Г. и др. Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта //Профильная школа.- 2005. - № 3. - С. 45-56.
  21. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся //Профильная школа.- 2004. - № 2. - С. 48-56.
  22. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? //Методист.- 2004.- № 5.- С.47-48. 
  23. Новикова Т.Г. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и средней школы //Профильная школа.- 2005.-  №1.- С.3. 
  24. Новикова Т.Г. Руководство по использованию портфолио в классе //Методист.- 2005.- №6. - С.32. 
  25. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике //Вопросы образования.- 2004.- №3.-С.201-238.
  26. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) //Профильная школа.- 2005.- № 5.- С. 46-48.
  27. Пейн С. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы.- 1998.- №3. - С. 76.
  28. Первушина Н.М. Технология работы с портфолио в системе оценки достижений учащихся // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.- 2009.- № 3.- С.23 – 26.
  29. Пономарева Е. Педагогический совет на тему: «Портфолио образовательного учреждения» //Методист.- 2006. - № 2.- С.26.
  30. Портфель достижений ученика.- Курган: Институт усовершенствования учителей, 2004.-с.87.
  31. Портфель ученика  //Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: 2001. - С. 123-132.
  32. Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Приложение к письму ГУ-ВШЭ «О построении различных моделей и использовании «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» от 28.12.04 № 31-17/12-2929.
  33. Прутченков А.С.  Ролевая игра «Портфолио», или папка личных   достижений ученика  //Методист.- 2005.- №2.- С.11. 
  34. Прутченков А.С. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы //Методист.- № 6.- С.33. 
  35. Рекомендации по построению различных моделей «портфолио» учащихся основной школы // О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» выпускников основной школы http://www.hde.ru/prof_metod.html.
  36. Студент в поле информации и коммуникации //кол. авт. Т.Г. Галактионова.- СПб.: PETROC, 2000, c.61.
  37. Сулейманова З. Портфолио учителя //Заместитель директора по воспитательной работе.- 2005.- № 3.- С.8. 
  38. Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы.- 2000.- № 1.- С.34-41.
  39. Федотова Е.Е. Зарубежный опыт использования портфолио //Методист.- 2005.- № 5.- С.27. 
  40. Федотова Е.Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы //Школьные технологии.- 2005.-№ 3.- С.171. 
  41. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания //Практика административной работы в школе.- 2005. -.№ 5.- С.20. 
  42. Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» //Практика административной работы в школе.- 2005.- № 5. -  С. 25-27.
  43. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки // Учитель года.- 2002.- № 4. – С.56-58.
  44. http://portfolio.1september.ru/
  45. http://mado.spb.ru/index.php?page=3
  46. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc

Рекомендации по построению различных моделей и использованию  «портфолио» учащихся основной и  полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929

  1. http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm#_Toc155786304

Концепция электронного портфолио. Полилова Т.А.

 


Информация о работе Портфолио