Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования - охарактеризовать портфолио как форму аутентичного оценивания образовательных результатов. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………5
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......37
1). Общие сведения об ученике, его семье (не только родителях, братьях, сестрах, но и дедушках, бабушках);
2). Увлечения ребенка, его занятость во внеурочной деятельности, в том числе участие в областных, районных, школьных и классных праздниках, мероприятиях;
3). Достижения (техника чтения по классам, творческие работы, успеваемость, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектной деятельности).
В данном портфолио имеется возможность для развития рефлексивных навыков учащегося (я умею, я люблю; лучше всего я умею, я не очень хорошо умею, больше всего я хочу научиться; вот, что мне для этого нужно), навыков самоорганизации (режим дня, занятость в кружках, секциях, клубах не только в школе, но и в других учреждениях дополнительного образования).
Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников.
При работе с портфолио выдерживаются основные принципы:
- принцип добровольности (если в первом классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);
- оказание помощи со стороны учителя и родителей;
- увлечение количеством материала.
Обязательное условие успешной работы - знакомство родителей с данной технологией. Родители - участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыков оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Портфолио ведут учащиеся начальных классов по желанию.
В портфолио прилагаются тетради для контрольных работ с первого по четвертый класс. Работая с портфолио каждый родитель может сказать, что знает его ребенок, что умеет, что еще нужно узнать, над чем надо поработать. В конце учебного года проводятся индивидуальные консультации с родителями по результатам обучения за год, динамике развития их ребенка, перспективам на будущее. Портфолио является оценкой творчества и инициативности ребенка во всех сферах школьной жизни.
При переходе детей в 5 класс портфолио передается классному руководителю. Кроме этого учитель передает рабочую папку. Рабочая папка представляет собой систематизированное накопление учебной информации по данному классу. В рабочую папку входят: мониторинг техники чтения каждого ученика и за 4 года, в виде графика показатели по классу в целом, степени обученности обучающихся, качества знаний по предметам, процент успешности выполнения итоговых контрольных работ в виде таблицы по классу в целом. Таблицы для анализа контрольных работ позволяют провести контроль и учет знаний обучающихся всего класса и отдельно каждого обучающегося.
Такая форма работы способствует преемственности в оценке достижений обучающихся со школой второй ступени. Знакомство учителей 5-го класса и родителей с портфолио ученика представляет богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и помогает в планировании дальнейшей работы по успешному обучению и воспитанию школьника в среднем звене.
Имеет портфолио и каждый учитель начальных классов МБОУ СОШ №108 г. Моздок. Портфолио учителей используется при прохождении профессиональной аттестации (для получении более высокой квалификационной категории). Создается портфолио образовательного учреждения, которое необходимо для участия в проектах и конкурсах на получение грантов.
Таким образом, использование
портфолио в различных
Портфолио - форма аутентичного
оценивания личностных достижений и
образовательных результатов в
различных видах
Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, особенно при переходе из начальной школы в среднее звено. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи по мотивации учебной деятельности учащихся, по формированию их активности, самостоятельности, по выработке навыков рефлексии, самооценки, по созданию предпосылок и возможностей для успешной социализации выпускников. Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитываться при комплектовании 10-х классов, а также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов.
Литература
Рекомендации по построению
различных моделей и
Концепция электронного портфолио. Полилова Т.А.