Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

ситуации, поскольку  его цели и задачи, а также способы  и средства их реа-

лизации позволяют  очертить тот круг элементов среды, который образует

ситуацию. С  точки зрения субъекта элементы ситуации выступают и как

средства деятельности, и как ее пределы, и одновременно как стимулы дея-

тельности. Субъект  не просто реагирует на ситуацию, а  разрешает ее. При

всей конкретности, определенности ситуации, что обеспечивается сущест-

вованием устойчивых связей между ее элементами, способов ее разрешения

может быть несколько. Это зависит не только от объективных элементов,

включенных  в нее, но и от самого субъекта: его  знаний, опыта, степени

свободы.

   Если  говорить о механизмах образования  ситуации, то можно выде-

лить, по крайней  мере, два: от внешних условий к  актуализации потребно-

стей субъекта и от актуальных потребностей субъекта к перестройке самой

среды, наличных условий.

   Воспитатель  управляет процессом развития  своих подопечных не

столько непосредственным воздействием на них, сколько созданием  самой

воспитательной ситуации. В процессе воспитания он не создает матери-

альных или  духовных ценностей как обобщенного  социального опыта, но

он творит воспитательную ситуацию, благодаря которой социальные цен-

ности присваиваются  личностью.

   Таким  образом, воспитательную ситуацию можно определить, как

системную совокупность условий и обстоятельств, которые, с одной

стороны определяют содержание и характер взаимодействия воспита-

теля и воспитанников, а с другой стороны, определяются этим взаимо-

действием.

 

5. Выделите структурные компоненты воспитательной ситуации.

-)личность  учителя – его личностные особенности, профессионально-ценностные ориентации, профессионализм;

-)воспитательные  действия – воспитательные задачи;

-)личность  воспитанника – возрастные, индивидуальные, личностные особенности;

-)действия  воспитанника – способ реализации задачи.

 

6. Обозначьте  структурный элемент воспитательной  ситуации, благо-

даря  которому одна воспитательная ситуация переходит в другую.

Действия воспитанника.

 

7. Что,  с Вашей точки зрения, определяет особенности воспитательного

действия  учителя?

Практика непосредственного  взаимодействия с учащимися убеждает учителя в том, что они ценят  его, во-первых, за его компетентность как учителя-профессионала, глубоко  знающего свой предмет и умеющего раскрыть его перед учащимися. Во-вторых – за способность быть перед ними частным и справедливым, заинтересованным в детях, а не в самом себе, умеющим их понимать и устанавливать между ними деловые и эмоциональные контакты. В-третьих – за эмоциональную зрелость, оптимизм, жизнерадостность, энергичность и гибкость. Понимание всех этих ожиданий со стороны учащихся ставит учителя перед необходимостью постоянно развивать и совершенствовать названные качества собственной личности.

 

8. Обоснуйте  положение о том, что процесс воспитания является само-

развивающейся системой.

Процесс воспитания – это саморазвивающаяся система (единицей которой является развивающаяся  воспитательная ситуация), т.к. в результате воспитательного действия должна быть ответная реакция со стороны воспитанника (положительная или отрицательная) и воспитатель должен определить положительная она или отрицательная и отметить изменения в развитии личности. В зависимости от сделанных выводов воспитатель принимает решение о характере своих последующих действий. Т.о. идет развитие не только воспитанника, не только его деятельности и деятельности воспитателя, не только взаимодействия воспитателя с воспитанниками, но и развитие целостного процесса – процесса воспитания.

Как саморазвивающаяся система процесс воспитания имеет ряд свойств:

1.Информационный  характер процесса воспитания – суть этого свойства в том, что все изменения в психике воспитанника происходят в результате влияний информационного характера.

2.Непрерывно-дискретный  характер – непрерывность заключается в том, что воспитательные влияния испытываются воспитанниками не только в момент акта реализации воспитательного действия. Не меньшее значение имеет и возможное действие ("что скажет учитель", "как посмотрят ребята"), а также педагогическое последействие. В этом смысле и понимается обращенное к родителям высказывание А.С.Макаренко о том, что "воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома". С другой стороны, процесс воспитания имеет дискретный характер: исследователь (даже если он непосредственный участник воспитательного процесса) в состоянии зафиксировать только отдельные, ограниченные в пространстве и во времени воспитательные ситуации; целостный процесс им только интерполируется на основе этих ситуаций как опорных точек в непрерывно протекающем процессе.

3.Статистичность воспитательного процесса означает, что на основе отдельных воспитательных ситуаций выявление существенных сторон процесса воспитания невозможно – необходима достаточно представительная выборка.

4.Многомерность – характеристика процесса воспитания по многим его свойствам, рассматриваемым одновременно, в их взаимосвязи.

5.Иерархичность процесса воспитания означает соподчиненность его структурных компонентов и элементов; оно дополняет свойство статистичности и многомерности. Иерархичность подразумевает существование различных уровней, несводимых друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2.

Методологические  основы процесса воспитания.

1. Дайте  определение понятий «Методика»  и «Методическая система».

Методика – нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, а также ее отражение в форме описания, предписания и представления (деятельностно-праксический аспект методики). С точки зрения гностического аспекта – методика – особый тип знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере. Как результат логически организованного процесса мышления методика существует в сознании как некий образ результативной деятельности.

Методическая  система – устойчивое сочетание логически взаимосвязанных результативных способов осуществления педагогической деятельности, подчиненных определенной стратегии и реализуемых в соответствующей практике педагогического взаимодействия. Например, система И.П.Иванова «Методика коллективной творческой деятельности»: Стратегия общей заботы об улучшении окружающей жизни + Тактика содружества старших и младших + Технология коллективной организаторской деятельности = МКТД.

 

2. Сформулируйте  особенности методики воспитательной  работы (уровень, признаки, свойства  и т.д.)

а) характер – обобщающий (она отражает сущность общей методики организации воспитательного процесса, сущность частной методики организации коллективной творческой деятельности, методики педагогического руководства деятельностью воспитанника, методики индивидуальной работы с воспитанниками; методики организации самоуправления.

б) уровни:

– общая методика – это программа общей организации педагогического процесса как взаимодействие педагогов и учащихся в определенных условиях. Например: методика изучения какого-либо раздела предмета; методика воспитательной работы с классным коллективом; методика воспитательной работы в загородном лагере; методика консультирования;

– частная методика – уровень организации отдельных компонентов, процессов и направлений педагогической деятельности. Это правила и нормы, регулирующие решение частных педагогических или организационно-практических задач. Например: методика организации самообслуживания детей в школе; методика формирования  самостоятельности школьников; методика развития речи учащихся; методика формирования биологических знаний;

– конкретная методика – реализуется в конкретных ситуациях и различных формах организации педагогического процесса. Она предусматривает последовательность действий и способов взаимодействия педагогов и учащихся в заданных формах педагогической деятельности. Например, методика проведения урока, методика проведения школьного праздника; методика организации творческих конкурсов.

в) признаки:

– логика организации деятельности;

– стратегия;

– тактика;

– технологичность. 

г) свойства:

 – деятельностный подход: детерминированность, массовость, избирательность, результативность;

– гностический подход: процессуальность, вариативность, эвристичность, действенность.

 

3. В  чем Вы видите взаимосвязь  философского, общенаучного и конкретнонаучного уровней методологии?

Выделяется  три уровня методологии: философский, общенаучный и

конкретнонаучный.

    Философский  уровень методологии является  универсальным по отно-

шению ко всем видам  теоретической и практической деятельности, по-

скольку определенная философская система, с одной  стороны, посредст-

вом своих категорий, понятий, позиций формирует у  человека общее пред-

ставление о  явлениях окружающего мира, или иначе - мировоззрение, с

другой стороны, дает толчок к ответу на вопрос, как, какими способами и

средствами  достичь желаемого результата.

    Общенаучный  уровень методологии связан с  методологией познания

без учета специфики  отдельных наук. Именно на этом уровне вырабаты-

ваются принципы творческого осмысления явлений окружающей действи-

тельности, коренных мировоззренческих проблем. Такое  осмысление

предполагает  наличие сформированности открытого, свободного, непред-

взятого, внутренне  полемичного, антиномного мышления, опирающегося

на принцип  дополнительности, когда противостоящие точки зрения рас-

сматриваются  как равно достойные внимания, имеющие веское, необходи-

мое обоснование.

    Опираясь  на ту или иную философскую  систему и методологию позна-

ния, отдельная  наука, исходя из особенностей своего объекта и предмета

исследования, вырабатывает определенную систему  знания об их основа-

нии и структуре, о принципах подхода и способах добывания знания, от-

ражающего изучаемую  ею область действительности.

Все эти уровни входят в воспитательный процесс. Философский уровень уневерсален по отношению ко всем видам теоретической и практической деятельности, включающий в себя общенаучный уровень, на котором вырабатывается творческое осмысление той или иной науки. Последний конкретно-научный уровень является частью общенаучного.

Взаимосвязь философского, общенаучного и конкретнонаучного  уровней методологии я вижу, прежде всего, в том, что все они входят в воспитательный процесс. Кроме  того, философский уровень, универсальный  по отношению ко всем видам теоретической и практической деятельности, включает в себя общенаучный уровень, на котором вырабатывается творческое осмысление той или иной науки. Последний – конкретнонаучный уровень, является частью общенаучного – здесь вырабатывается определенная система знаний.

 

4. Каким образом, с Вашей точки зрения, выделенные методологические принципы (антропологический и принцип дополнительности) педагогической деятельности могут способствовать гуманизации воспитательного процесса?

Исходя из антропологического принципа воспитания, учитель ставит в центр своих педагогических усилий человека как целостность. Он принимает ребенка таким, какой он есть, с его проявлениями любви, разочарования, вдохновения. Главной целью воспитания для педагога должна стать культуротворческая функция, для которой будут характерны такие понятия, как: понимание, сопереживание, забота, самоотдача. При этом нужно, чтобы осуществлялся принцип дополнительности, т.е. материализм должен дополнять идеализм, наука – религию, логика – интуицию, высокая духовность – прагматизм и наоборот…

 

5.Докажите  необходимость системного подхода  к организации процесса воспитания  в школе и классе.

Системный подход предполагает воспитательный процесс  как систему. Личность ребенка должна развиваться в таком воспитательном процессе, компоненты которого взаимосвязаны (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный). При этом за счет объединения усилий всех субъектов воспитания, повышается эффективность воспитательного процесса, экономятся время и силы педагогического коллектива, формируется облик учебного заведения, расширяется диапазон воспитательного воздействия на личность, а также кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы учебного заведения используются в воспитательной деятельности наиболее оптимально и эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3.

Цели, задачи и содержание процесса воспитания.

1. Объясните,  почему постановка общей педагогической  цели является важнейшей теоретико-методологической  операцией.

По своему содержанию цели воспитания – это социальные идеи, формулируемые обществом на конкретном этапе его развития (сегодня – человек культуры). Это – ценностное отношение воспитанника к действиям, его позиция. Цель – это идеальный, недостижимый образец, к которому необходимо стремиться. Если цель не установлена, человеку стремиться не к чему, и тогда процесс становится бессмысленным. Именно поэтому постановка общей педагогической цели является важнейшей теоретико-методологической операцией в педагогическом процессе.

 

2. Определите, в каком соотношении находятся  цели и задачи воспитания. Выделите  факторы, оказывающие влияние  на постановку задач воспитания.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства