Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа

Краткое описание

Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мет.тех-ии.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Инструктаж позволяет  проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места  и т.п.

Во время заключительного  инструктажа внимание школьников необходимо обратить на изделия, которые сделаны доброкачественно, с соблюдение всех установленных технических условий. Если кто-нибудь из школьников нарушил правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.

Письменный инструктаж предполагает использование различной технической документации (чертежей, инструкционных карт и т.д.), а также других письменных указаний, разъясняющих способы выполнения работ с помощью тех или иных инструментов. Школьнику предоставляется возможность самому пользоваться операционными картами.

Активизация познавательной деятельности школьников в процессе применения знаний и умений на практике обеспечивает хорошую их подготовку к производительному труду.

Показ технологических  процессов включает в себя: показ процесса (или работы агрегата в целом); детальный показ работы отдельных аппаратов, машины, механизмов или их частей; проверку правильности восприятия школьниками показанного.

Показывая технологические  процессы необходимо одновременно применять: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, модели, макеты, плакаты, чертежи.

В целом применение наглядных  пособий развивает у школьников производственное воображение. способствует более глубокому запоминанию.

Привить школьнику навыки решать задачи технологического характера, выполнять технические расчеты, составлять эскизы, чертежи и др. технические документы, дать возможность глубоко изучить физические процессы в аппаратах и машинах, их действие и устройство, помогут лабораторно-практические работы.

 

Связь технологии с другими предметами естественно-математического цикла.

Изучение на уроках технологии сверлильного и токарного станков  дает большие возможности реализовать межпредметные связи с физикой, химией, биологией, математикой.

Связи с физикой многогранны. Раскрывая основы физической науки работы металлорежущего оборудования, ученик обращается практически ко всем основным разделам школьной физики. Металлорежущие станки, как правило, не имеют специальных оптических устройств, на связь с оптикой может быть установлена при обсуждении вопроса о различной шероховатости обрабатываемых поверхностей, о макро- и микронеровностях, о способностях измерения и оценки шероховатости.

Прямые и весьма широкие  связи с математикой. Например, изучение токарного танка и освоение работы на нем требует расчеты в связи с определением припуска на обработку и глубину резания за один проход, подбор по таблицам или аналитический расчет режимов резания, подсчет передаточного числа или числа оборотов шпинделя по заданным режимам обработки и много другое.

Изучение технических  объектов с привлечением знаний школьников по учебным дисциплинам естественно-математического  цикла обеспечивает значительное расширение политехнического крегозора учащихся, так как дает возможность акцентировать  их внимание на комплексном взаимосвязанном характере проявления научных законов и закономерностей, и использование их на практике.

В целом, связь с другими  предметами помогает вырабатывать у  учащихся представлении о целостности, многообразии, взаимообусловленности естественнонаучных явлений и способствует формированию материалистического мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки

 

2.1  Проведение первичной  диагностики гражданско-правового самосознания учащихся

 

Происходящие в российском обществе политические и социально-экономические  изменения предъявляют к школе  новые требования: современная школа, прежде всего, должна готовить учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве и гражданском обществе.

Для того, чтобы выявить  особенности гражданско-правового  самосознания учащихся, их морально-этической  позиции, было проведено исследование на базе финансово-экономического лицея №29 г.Пензы, в котором приняли участие 45 человек, учащихся 9-11 классов.

Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Ценностные  ориентации молодежи» (приложение 1).

Были получены следующие  результаты. Учащиеся распределили по степени значимости ценности:

  1. Дружба
  2. Деньги
  3. Физическая сила
  4. Власть
  5. Любовь
  6. Секс
  7. Интеллект

Такие результаты объясняются психологическими особенностями подростков: ориентированности на мнение сверстников, максимализм, стремление к взрослости и т.д.

В целом учащиеся продемонстрировали понимание природы закона и гражданственности. Они принимают и понимают закон, но при этом вполне допускают нарушение нравственных норм и принципов. На предложение указать свое отношение к труду как виду человеческой деятельности учащиеся выбрали следующие варианты ответа:

  • Труд обязателен для достижения жизненных целей и благополучного существования – 80%;
  • Труд не отвечает жизненным интересам, есть и другие возможности существования – 17,3%;
  • Труд – тягость, можно прожить, не работая – 2,7%.

Отношение к  существующей в России системе правления  и законам проявилось следующим образом:

  • Я признаю современную систему правления и существующие законы – 8,9%;
  • Я вижу недостатки в системе правления, но верю в возможность постепенного совершенствования существующего режима – 61,1%;
  • Я полностью не приемлю законы и систему правления и вижу единственное решение в их полном изменении – 30%.

На вопрос «Закон для Вас – это....» были получены следующие ответы:

  • Правило, одобряемые обществом запреты – 64,3%;
  • Внутренних источник страха и неблагополучных последствий и наказания – 20,7%;
  • Совокупность неприемлемых запретов – 15%.

Однако на предложение  определить свое отношение к утверждениям, не совместимым с позицией гражданина, учащиеся показали неоднозначные результаты (%):

 

 

 

Варианты ответа

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

От жизни надо брать  все, даже если это задевает чьи-либо интересы

42,9

40,2

17,0

Можно солгать, если это  выгодно

54,5

17,0

28,5

Скорее воспользуюсь нечестным способом для достижения выгоды, чем примирюсь с ее потерей

25,0

46,4

28,6

Когда причиняют зло, необходимо отплатить тем же

33,9

36,6

29,5


 

Симптоматично прозвучали ответы на вопрос «Допускаете ли Вы возможность совершения противоправных действий для самоутверждений?»:

  • Да – 19,6%;
  • Нет – 57,1%;
  • Затрудняюсь ответить – 23,2%.

Как видно, далеко не всегда стремление к самоутверждению сдерживается необходимостью соблюдения закона.

Схожи оказалось отношение учащихся к поиску запрещенных и противоправных способов получения денег при отсутствии или неразвитости возможности для самостоятельного заработка:

  • Да – 20,5%;
  • Нет – 63,4%;
  • Затрудняюсь ответить – 16,1%.

На вопрос «Как Вы считаете, возможно ли влияние рядовых граждан на изменение политической ситуации в современной России?» были получены полярно противоположные результаты:

  • Да – 43,75%;
  • Нет – 40,2%;
  • Затрудняюсь ответить – 16,1%.

Последний вопрос был  направлен на выяснение отношения учащихся к тому, как современная школа способствует формированию гражданской позиции.

Ответы распределились следующим образом:

  • Школа способствует формированию уважения к нормам права – 76,8%;
  • Школа способствует формированию безучастного отношения к отрицательным чертам личности – 3,6%;
  • Школа способствует доминированию интересов личности над интересами общества – 19,6%.

 

Проанализировав в целом  результаты опроса мы решили, что необходимо проводить целенаправленную работу по организации нравственно-правового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Методы  правового и нравственного воспитания  школьников в процессе трудового  обучения

 

В трудовой деятельности школьники испытывают различные нравственные переживания, например: радость за успех одноклассников, класса и школы, восхищение трудовыми достижениями, чувство презрения к лодырям. В совместном труде у школьников быстрее и прочнее формируются моральные нормы поведения, усваиваются основные нравственные понятия о долге и чести, требовательности и взыскательности друг к другу. Учащиеся начинают по-новому оценивать силу совместной работы, взаимопомощи в труде.

На уроках технологии использовались различные методы воспитания, которые представляют собой пути, способы, с помощью которых ведется целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, формирование их сознания, нравственных качеств, норм поведения.

Воспитательный эффект на занятиях достигался при взаимодействии различных методических средств воспитания (методов, приемов, путем создания ситуаций воспитательного воздействия), творчески используемых учителем.

Например, методы убеждения. На практике в целях убеждения широко используется беседа, разъяснение, пример, общественное или трудовое поручение, встреча с представителями различных профессий, экскурсия на предприятие и т.д.

Так, на уроке учитель  рассказал о том, как распределяются в бригаде обязанности. Однако в  этом учащиеся лучше всего убеждаются в процессе экскурсий на производство, при ознакомлении с работой конкретной бригады.

Метод упражнения. Упражнения способствуют выработке и закреплению определенных умений, навыков, привычек. Это достигается при помощи разнообразных приемов: показа и демонстраций, самостоятельного решения практических задач, выполнения различных поручений общественно полезного характера, самообслуживания.

Специально направленные упражнения позволяют вырабатывать и закреплять у учащихся не только трудовые умения и навыки, на и нормы  поведения, черты характера. Так, например, школьнику, плохо справляющемуся с теми или иными операциями, можно поручить выполнить эти операции на отдельных образцах для классного альбома. А. тех, кто часто нарушает дисциплину, сделать ответственными за порядок в кабинете технологии и организацию рабочих мест. Таким образом учащиеся ставятся в условия, помогающие им выработать необходимые трудовые качества или же способствующие преодолению недостатков в характере и поведении.

В ходе занятий по технологии учащиеся всегда находятся в определенной взаимной зависимости друг от друга, что позволяет формировать такие качества как взаимопомощь, умение считаться с мнением окружающих, умение общаться и т.д.

При изучение темы «Технология  обработки древесины», учащимся было предложено разработать и защитить проект «Сбереги дерево». При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов.

Первый этап – погружение в проект. Для пробуждения у учащихся интереса к теме проекта учитель рассказал об уникальности разных пород деревьев, о значимости леса в жизни человека, об экологической ситуации и т.д. В результате было решено, что каждая группа учащихся попробует найти возможности решения обозначенной проблемы «что мы можем сделать для спасения дерева?»

На втором этапе организовывалась деятельность школьников. Учащиеся разделились  на подгруппы (по желанию) и спланировали свою работу следующим образом:

  1. Познакомиться с информацией по теме проекта, найти нужные статьи, выяснить, что пишут об этом ученые.
  2. Провести собственные наблюдения.
  3. Обобщить результаты.

Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии