Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить область применения и основные требования к методу наблюдения.
ЗАДАЧИ:
а) Изучить виды наблюдения.
б) Выявить условия наблюдения, этапы и процедуру метода наблюдения.
в) На практических примерах изучить Эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; понаблюдать адаптированность группы детей в ДОУ; навыки и умения детей средней группы в игре.
г) Проанализировать работу и сделать соответствующие выводы по теме и рекомендации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Область применения и объекты метода наблюдения…………………………..6
1.1 Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения....8
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения ………………………….10
1.3 Требования к знаниям и умениям наблюдателя…………………………….11
2. Виды наблюдений и их классификация ………………………………………12
2.1 Этапы и процедура метода наблюдения……………………………………..18
2.2 Типичные ошибки метода наблюдения ……………………………………..19
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников…..20
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий……………………………......................................................................28
Список использованных источников……………………………
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Фрязинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Методология и методы психолого-педагогических исследований |
Тема |
Практика применения метода наблюдения |
Фамилия студента |
Голубева |
Имя студента |
Галина |
Отчество студента |
Евгеньевна |
№ контракта |
715101081101017 |
Введение…………………………………………………………
1.Область применения и объекты метода
наблюдения…………………………..6
1.1 Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения....8
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения ………………………….10
1.3 Требования к знаниям
и умениям наблюдателя………………………
2. Виды наблюдений и их классификация
………………………………………12
2.1 Этапы и процедура метода наблюдения……………………………………..18
2.2 Типичные ошибки метода наблюдения ……………………………………..19
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников…..20
Заключение……………………………………………………
Глоссарий……………………………..........
Список использованных источников……………………………………………. 29
Приложения……………………………………………………
Метод наблюдения старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить многогранную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особое значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, в отличие от взрослого.
В нашей стране в 20-е гг. наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается справедливой. В современной методологической литературе авторы указывают на существование, как правило, трех методов сбора информации. Это метод прямого наблюдения, метод анализа документов и опрос. В своей работе я хочу подробно остановиться на методе наблюдения. Любой педагог ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за изменениями в природе, за поведением птиц и животных, за трудовыми действиями людей разных профессий. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся повсюду: когда заведующий информирует нас о событиях, произошедших в дошкольном учреждении, кинооператор снимает камерой участников митинга, учитель, применивший впервые новую методику, наблюдает за учениками. Из всего этого я могу сделать вывод, что во многих сферах различной деятельности наблюдение успешно используется для изучения реальности.
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и организованное восприятие явлений, результаты которого фиксирует наблюдатель, а после чего делает соответствующие выводы.
Изучение естественного поведения ребенка – одно из достоинств метода наблюдения. Пассивное или активное наблюдение организуется за ребенком в игре, на занятии, в свободной деятельности, в контакте с родителями, в группе детского сада или просто в естественной для ребенка ситуации. С помощью этого метода можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как эмоциональные реакции, тревожность, стереотипные или навязчивые действия. Наблюдения помогают педагогу выяснить, насколько у ребенка развиты гигиенические навыки и навыки самообслуживания: опрятность в одежде, отношение к поручениям старших, фон настроения в данный момент и особенности двигательной активности. Эта важная информация становится основанием для дальнейшего углубленного изучения поведения ребенка, его способностей и возможностей. Наблюдение является надежным методом, не требующим специального оборудования и тем самым, исключает дополнительную нагрузку на психику ребенка.
Вместе с тем применение этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессионализма и отличного знания о педагогических особенностях детей. Для специалиста опытного этот метод очень важен в процессе диагностики детей, но молодой специалист должен проверять полученную им информацию при наблюдении в ходе педагогического изучения ребенка.
О высокой эффективности
наблюдения можно судить лишь тогда,
когда оно будет
Актуальность этой проблемы определила тему моей работы «Практика применения метода наблюдения».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить область применения и основные требования к методу наблюдения.
ЗАДАЧИ:
а) Изучить виды наблюдения.
б) Выявить условия наблюдения, этапы и процедуру метода наблюдения.
в) На практических примерах изучить Эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; понаблюдать адаптированность группы детей в ДОУ; навыки и умения детей средней группы в игре.
г) Проанализировать работу и сделать соответствующие выводы по теме и рекомендации.
Основная часть
Метод наблюдения может применяться во всех сферах жизнедеятельности человека и сочетается практически со всеми другими методами. Он изучает все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы.
Использование наблюдения более ценно для получения описательной информации,
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний воспитателя в ходе занятия).
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
задачи обучения и воспитания детей;
методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);
поведение детей и педагога;
характер и величину материала даваемого педагогом;
некоторые элементы техники выполнения движений на занятии;
тактические действия;
количественную сторону процесса: количество задействованных приемов.
взаимодействие всех участников наблюдения. Эти объекты наблюдения можно вывести в схему. См Приложение 1.
Указанные виды наблюдения
отличаются не только по характеру
познавательных задач, но соответственно
по своей структуре: соотношению
в процессе наблюдения сенсорных
и интеллектуальных процессов, сочетанию
непосредственно воспринимаемог
Метод наблюдения – общенаучный метод исследования, который предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений особенностей поведения коллектива, личности, группы людей или же их отдельных психических функций и реакций. Наблюдение может быть сплошным и выборочным, включенным и простым, неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре), полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях). Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование и др.).
Система наблюдения состоит в объективной, детальной и точной регистрации внешних проявлений психических процессов и свойств личности. Оно должно соответствовать поставленной задаче, следовать разработанному заранее плану, фиксировать необходимые данные. Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной акт поведения: например, речевое обращение ребёнка к товарищам или воспитателю, эмоциональная реакция, выразительность речи, движения и т. п.
Введение единицы регистрации
при наблюдении позволяет наблюдателю применить
количеств, учёт и оценку данного явления,
обеспечить единообразие процесса и результатов
нескольких исследований. Для соблюдения
объективности наблюдений важную роль
играет унификация терминов и понятий,
параметров, используемых при регистрации
наблюдаемых явлений.
Результат исследования, в котором используется
наблюдение, зависит от самого наблюдателя,
от его «культуры наблюдения».
Исследование наблюдений, происходящих в трудовой деятельности изучаемого ребенка в разные моменты его деятельности, позволяет наблюдателю не только вскрыть этапы и особенности развития данного ребенка, но и проводить разнообразное сравнительное изучение развития разных детей.
Чтобы обеспечить научную
«чистоту» исследования, т.е. в первую
очередь собрать
1.1 Основные требования к методу психолого–педагогического наблюдения
- Наблюдение всегда должно иметь конкретную цель. Чем точнее его цели, тем
наблюдателю легче регистрировать и подсчитывать результаты и делать соответствующие заключения.
- Наблюдение обязательно должно проходить по заранее разработанному плану. Когда речь идет о деятельности наблюдаемого ребенка, то надо заранее составить вопросник. Результаты наблюдения подробно фиксируются записями, звукозаписями, фотографиями и т.д.
- Количество исследуемых признаков должно быть минимальным. Но они должны быть четко определены. Чем точнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках, и чем точнее критерии оценок, тем большую научную ценность они имеют.
- Психолого-педагогические явления необходимо наблюдать в реальных условиях. Если, например, ведется наблюдение за работой ребенка на занятии, то рекомендуется выбирать второе занятие, так как на последнем дает о себе знать утомляемость. А во время первого – некоторая сонливость. Не рекомендуется наблюдать учебную деятельность на последнем занятии, так как у детей возможны признаки переутомления.
- Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени в одних и тех же оценках.
- Наблюдатель должен знать заранее, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и, предупреждать их.
- В наблюдении доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как ребенок решает задачи, не общительность, а характер взаимодействия с др. людьми и т. д.
- Необходимо, чтобы наблюдаемое поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. учитываемые характеристики должны быть более описательными и менее объяснительными.
- Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения. Надёжность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.
- Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ребенка будет различным в присутствии родителей, педагога и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими по отношению к нему разное положение, могут оказаться различными.
- Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ребенка, с успеваемости ребенка на его поведение и т. п.).
Для достоверности результатов наблюдение проводится несколько раз (иногда многократно), фиксируя и интерпретируя факты.
Примерная карта наблюдений представлена в таблице№1
Фамилия, Имя ребенка |
Группа, возраст |
Причина наблюдения |
Условия наблюдения |
Фиксация наблюдения |
Выводы |
Бычков Влад |
Средняя Группа, 5 лет |
Проявление агрессии |
Занятия, прогулка, подготовка к празднику |
На занятиях по рисованию вылил воду из стакана на Свету, на дневной прогулке размахивал палкой; При подготовке к празднику кривлялся |
Возможно ребенок гиперактивный |
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения
Преимущества метода наблюдения:
- наблюдение позволяет наблюдателю непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения наблюдаемого;
- наблюдение позволяет
одновременно охватить
- наблюдение позволяет провести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
- наблюдение позволяет
достичь всестороннего охвата, т.е.
фиксации сразу по нескольким
параметрам – например, вербального
и невербального поведения
- наблюдение позволяет достаточно оперативно получить необходимую информацию;