Представления дошкольников о мужчине и женщине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.
Данной проблемой в рамках гендерной психологии на Западе занимаются такие ученые, как Ш. Берн, М. Палуди, в нашей стране наиболее подробно эта тема представлена в работах И. С. Клециной

Содержание

Введение
1. Образ мужчины и женщины в современном представлении
1.1 Характеристика социальных ролей мужчины и женщины
1.2 Изменение взглядов на мужчину и женщину в современном аспекте.
1.3. Гендерные отличия в представлениях о мужчине и женщине
2. Усвоение гендерных ролей в дошкольном возрасте
2.1 Представления дошкольников о мужчинах и женщинах

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая прдставления детей о м и ж.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Представления дошкольников о мужчине и женщине 

Оглавление

 

Введение 
1. Образ мужчины и женщины в современном представлении 
     1.1 Характеристика социальных ролей мужчины и женщины 
     1.2 Изменение взглядов на мужчину и женщину в современном аспекте. 
    1.3. Гендерные отличия в представлениях о мужчине и женщине 
2. Усвоение гендерных ролей в дошкольном возрасте 
     2.1 Представления дошкольников о мужчинах и женщинах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.

Данной проблемой в рамках гендерной психологии на Западе занимаются такие ученые, как Ш. Берн, М. Палуди, в нашей стране наиболее подробно эта тема представлена в работах И. С. Клециной.

Поскольку ситуация в современном обществе очень быстро меняется, вследствие этого изменяются и те социальные роли, которые были свойственны представителям определенных групп, рушатся полоролевые стереотипы. К женщине, как и к мужчине, предъявляются новые требования, им приходится осваивать новые роли, менять свое поведение. В этом контексте особый интерес вызывает проблема изучения представлений о мужчине и женщине у детей дошкольного возраста, поскольку именно период дошкольного возраста, как считает И. С. Зимина, является сенситивным для формирования у ребенка гендерной пассионарности (познание и формирование представлений о мужчине и женщине). Правильное понимание и усвоение ребенком социальных ролей мужчины и женщины является важной составной частью самосознания личности, залогом успешной полоролевой социализации.

Однако для того, чтобы проследить правильный путь формирования этих представлений необходимо знать особенности представлений детей дошкольного возраста о мужчине и женщине.

Следует отметить, что изучение представлений дошкольников о мужчине и женщине рассматривалось в контексте исследования полоролевой социализации детей дошкольного возраста в работах И. С. Кон, Т. А. Репиной, Л. В. Поповой и других отечественных и зарубежных психологов. Результаты, случайно полученные в ходе таких исследований, носили обобщенный краткий характер, поскольку психологи не ставили цель получить данные по интересующей нас теме и не акцентировали внимание на полученных результатах. Отдельных глобальных исследований особенностей представлений дошкольников о мужчине и женщине до сих пор в психологической науке нет.

Все это делает проблему исследования представлений дошкольников о мужчине и женщине достаточно актуальной.

Цель исследования: Изучить особенности представлений о мужчине и женщине у детей дошкольного возраста.

Объект: представления дошкольников о мужчине и женщине.

Предмет: особенности представлений дошкольников о мужчине и женщине.

Гипотеза: у детей дошкольного возраста существуют специфические особенности представлений о мужчине и женщине.

В ходе нашего исследования будут решаться следующие задачи:

1. Выполнить теоретический анализ психологической литературы, посвященной проблеме современных представлений о гендерных ролях, а так же особенностям представлений детей дошкольного возраста о мужчине и женщине.

2. Подобрать методы и методики для исследования у дошкольников представлений о мужчине и женщине.

3. Исследовать  особенности представлений о мужчине и женщине у детей дошкольного возраста.

4. Выполнить анализ диагностических данных и выявить специфические особенности представлений о мужчине и женщине, характерных для детей дошкольного возраста.

Основными методами исследования в нашей работе стали: !!!!!!!!!!!!!!!! (дописать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образ мужчины и женщины в современном представлении

 
1.1 Характеристика социальных ролей мужчины и женщины

 

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).

Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Общественные науки, в том числе история, давно установили, что представления о «типично мужском» или «типично женском» отличаются у разных народов в различные исторические периоды. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) прививает гендерные нормы, формирует определенные правила поведения, создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, искусство.

Различия между женщинами и мужчинами фиксируются в любом человеческом сообществе, а проявление их отмечают во внешнем облике, поведении, психологических реакциях, выборе профессии. Ниже приведены те основные качества, которые характерны в традиционном восприятии гендерной идентичности:

Феминность (женственность)

  • Эмоциональность
  • Инстинктивность
  • Мягкость
  • Слабость – «слабый пол»
  • Красота
  • Заботливость
  • Интуиция
  • Общительность
  • Эмпатичность
  • Ей важно, чтобы ее понимали, разделяли ее чувства
  • Хорошие отношения важнее результата

Маскулинность (мужественность)

  • Интеллект
  • Рациональность
  • Независимость
  • Активность
  • Сила
  • Авторитарность
  • Склонность к риску
  • Сдержанность в эмоциях
  • Способность достигать своего, побеждать
  • Важно, чтобы считали компетентным, добиться признания
  • Результат важнее хороших отношений
  • Главное в жизни - его дело (т.е. не семья, не работа, ни отношения.

(Построить дом, вырастить сына, посадить дерево – т.е. про семью, даже народная мудрость умалчивает)).

Для ролей мужчины и женщины характерна целая система норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Традиционно роль мужчины, мужа, отца в нашем обществе ассоциируется с защитником, главой семьи, кормильцем. Традиционно мужчин наделяют такими качествами, как активность, воля, мужество ит.д.

Роль женщины, жены, матери определяется такими характеристиками, как хранительница домашнего тепла и уюта. Чисто женскими качествами считаются забота, ласка, нежность, терпение.

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие. Дж. Плек даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

Д. Томпсон и Дж. Плек определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать». В своих исследованиях в 1986 г. Д. Томпсон и Дж. Плек открыли, что структура этих ролевых норм складывается из трех факторов:

Первый фактор связан с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и уважение других (норма статуса).

Второй фактор, норма твердости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твердости (Каждый из этих типов будет рассмотрен в качестве отдельной нормы.).

Третий фактор – это ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).

Норма успешности (статус) – гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается.

Компенсация чувства несостоятельности,  в профессиональной и экономической сферах – называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является твёрдость (жёсткость).

Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной.

Норма физической твердости – это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется  в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму.

Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным  и знающим.

Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. 

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.

Норма антиженственности побуждает мужчин  избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны.

Одной из значительных характеристик, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и  ответственности за детей.

В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий  в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов, должности государственной власти. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.

Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора  выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».

Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

Информация о работе Представления дошкольников о мужчине и женщине