Применение проблемной ситуации при формировании грамматических знаний на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках русского языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа-оригинал.doc

— 958.50 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты были оценены  по пяти бальной системе и занесены в таблицу.

(см. приложение 18)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

класс

-- до экпер.

-- после экспер.

2 «А»  -эксп.

3,2 б -- 64%

4,7 б -- 94%

2 «Б» - контр.

2,7 б -- 54%

3,3 б -- 67%


 

- после проведения  эксперимента повысился уровень познавательного интереса;

-использование проблемных ситуаций на уроках повысили эмоциональный настрой в классе, возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей;

- дети стали более  общительны, раскованы в суждениях,  у них появилось стремление  учиться, радуются познанию нового, не боятся трудностей;

- сформировалась активизация  учебно-познавательной деятельности учащихся.

Выводы  по второй главе

Во второй главе нашей  дипломной работы,  изучая  методическую литературу по данной проблеме, мы подобрали  и апробировали  методику экспериментального этапа.

По результатам констатирующего  эксперимента осуществлялась статистическая обработка и анализ полученных результатов. Обобщили и систематизировали данные.  В соответствии с этими данными подобрали комплекс упражнений по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Экспериментальная работа подтвердила существенное влияние  использования проблемной ситуации в учебном процессе на активизацию  познавательной деятельности младших  школьников на уроках русского языка. Об эффективности свидетельствуют  достигнутые нами результаты.

Сравнение полученных результатов  экспериментальной и контрольной  групп  на разных этапах нашего исследования убедительно свидетельствуют о  том, что мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу: активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы может быть более  успешной при наличии личной ориентированной педагогической поддержки учителя и использования проблемной ситуации в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением  учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Идея активизации  обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и  кончая современными психолого-педагогическими  исследованиями. Разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся.

Психологами доказано, что «проблемная ситуация» являете  я главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.

Педагогическая  практика показывает, что возникновение  проблемной ситуации и ее осознание  учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

 

На первом этапе нашей дипломной работы проводилось освоение научного материала по проблеме развивающего обучения, а так же по проблемам развивающего обучения, а   так же по проблемам диагностики и развития познавательной деятельности младших школьников. Проводилось изучение состояния разработанности данной темы, определялся понятийный аппарат, проводился анализ передового педагогического опыта.

На втором этапе  уточнялись и апробировались методики экспериментальной работы по использованию  проблемных ситуаций в учебном процессе младших школьников.

На третьем  этапе осуществлялась статистическая обработка и анализ полученных результатов, формировались выводы.  Анализ  полученных данных проведённого исследования доказывает нашу гипотезу: активизация  познавательной деятельности учащихся начальной школы может быть более успешной при наличии личной ориентированной педагогической поддержки учителя и использования в учебном процессе нетрадиционных форм обучения.

Человечество  постоянно развиваете я, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, целостную картину явления Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.
  2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.,1988 с.215
  3. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560
  4. Венгер А.Л., Г.А. Цукерман «Психологическое обследование младших школьников», М.2001 г.
  5. Ю.Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку - М., 1983.
  6. Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1996.с.430
  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
  8. Добрынина Л. Н. Опыт работы по русскому языку в начальных классах - М., 1987.
  9. Ильницкая И. А. Проблемная ситуация и пути создания на уроке – М., 1985.
  10. Каган М. С. Человеческая деятельность - М., 1974.
  11. Кадян Г. Б. Проблемные ситуации в обучении - М. , 1963.
  12. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвдения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1982 - Т.1, с. 242
  13. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989, №5 с. 10-14
  14. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.с.360
  15. Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как основе умственного развития - М., 1986. с.320
  16. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 1995, с. 102-104
  17. Луцкина Р.К. по курсу «Развитие познавательной деятельности у детей» Алматы 1999 г. с.430
  18. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться - М., 1965.
  19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990
  20. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1977.
  21. Максимов В. Н. Проблемное построение содержания учебного материала как условия развития познавательных интересов // Уч. зап. ПГПИ., 1988.
  22. Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении - М., 1973.
  23. Напольникова Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку - М., Просвещение, 1988.
  24. Проблемы активизации учебной деятельности школьников при усвоении русского языка. /Под ред. Иванова М., 1983.
  25. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.
  26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94
  27. Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.
  28. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988.
  29. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990
  30. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970.
  31. Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984. с.320
  32. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1984.
  33. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко - М., 1989. с.265

Информация о работе Применение проблемной ситуации при формировании грамматических знаний на уроках русского языка