Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках русского языка.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.
Перечисленные
формы работы активизируют все
виды познавательных мотивов,
вызывают разного рода
Выдвижению понятия "познавательная активность" предшествовало изучение познавательной деятельности, предметом которой является информация, на которую направлено внимание ребёнка. Познавательная активность - это состояние, предшествующее деятельности и порождающее её. Перед психологами стоит вопрос: как помочь ребёнку повысить уровень познавательной активности? И можно ли вообще целенаправленно её изменить? (см. приложение 2) До недавних пор психологи были заняты в основном проблемой уровня активности, присущей индивиду, и лишь некоторые работы указывали на возможность качественных изменений активности детей. Для этого у учащегося должны формироваться мотивы, потребности той или иной деятельности.
Здесь можно согласиться с B.C. Мерлиным: «управлять действиями человека в отличие от действий машины можно только посредством управления мотивами» (23,с.34).
Проблема
учебно-познавательных мотивов
Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И. Щукина выделяет несколько уровней:
-непосредственный интерес
к фактам, занимательным явлениям,
которые фигурируют в
-интерес, к познанию
существенных свойств
-интерес к причинно-
Познавательный интерес нужно
признать одним из самых
В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов:
1. В нём выражено
единство объективной и
2. Ещё одной стороной
ценности познавательного
структурой самого феномена. Анализ психологической структуры
познавательного интереса привёл психологов
(С.Л. Рубинштейн, А.А. Гордон, А.К.Леонтьев)
к заключению, что это сугубо личностное
образование, сопряжённое с потребностями.
Познание невозможно без активной мысли,
поэтому наиболее значительными для интереса
к познанию являются процессы мышления,
но такие, которые как бы вбирают в
себя эмоциональные процессы, переживания,
не оставляют мест холодной рассудочности.
В познавательном интересе мысль ищет
выхода, она активна, устремлена на решение
познавательных задач.
3. Утверждая ценность
познавательного интереса как
фактора процесса обучения, следует
обратить внимание не та, что
под его влиянием
становится наблюдение, активизируется
память, интенсивнее работает воображение.
Именно интерес движет поиском, догадкой.
Как было сказано выше, познавательный интерес сопряжён с потребностями. Специальный анализ познавательной потребности проведён B.C. Юркевич, которая рассматривала этот феномен как "потребность в деятельности, направленной на получение новых знаний". (37,с.32) Выделяет две формы познавательной потребности:
I)потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и, наконец, в накоплении знаний);
2)потребность в исследовательс
получения нового знания.
Вторая форма - наиболее
активная, прямо направленная на
получение новых знаний. Школьники с такой
формой потребности стараются сами доходить
до правильного ответа, любят "хитрые" вопросы. Уже в младшем школьном возрасте
необходимо наполнить познавательную
потребность новым содержанием, чтобы
сформировать у ребёнка желание понять
существенные связи и отношения изучаемых
предметов. Важно, чтобы на это была
направлена активность, чтобы ребёнок
испытывал удовлетворение от самого процесса
анализа вещей.
1.2. Нетрадиционные формы обучения в школе
Если проанализировать ныне сформулированные цели начального образования нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «...Обеспечить начальный этап развития личности; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности; обучиться чтению, письму, счету; овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни» (Государственный образовательный стандарт).
Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у детей, высказала предположение, что одна из причин "лежит в недостатках содержания и организации первоначального школьного обучения". (2,с.255) Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать, Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Проблема внедрения нетрадиционных форм обучения призвана решить вопросы такого характера.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
В опыте педагогов-новаторов и учителей мастеров главное внимание уделяется основной форме обучения - уроку. Он заметно модифицирован и дополнен новыми формами, продиктованными ориентацией школы на развитие самостоятельности детей, их познавательной активности. Сохраняя урок, современная школа придаёт ему новый облик и дополняет другими формами.
Ориентация системы
среднего и высшего образования
на активизацию
познавательной деятельности учащихся и формирования
их творческого мышления выдвигает новые
требования к организации учебно-познавательного
процесса в школе. Среди способов интенсификации
обучения особое значение имеет применение
методов, форм и приемов активизирующих
творческую, познавательную деятельность
обучаемых.
Любая форма работы, любой метод, любая форма урока выбранная учителем, должна придерживаться принципов активного обучения. А именно:
1. Принцип научной
состоятельности способствует
2. Принцип органического единства элементов
позволяет дать учащимся
целостное представление о мире, сформулировать
бережное отношение к нему, показать значение
экологии окружающей среды.
3. Принцип целесообразности
дает возможность понять
4. Принцип практической направленности
позволяет педагогу передать в
интегрированной форме то ценное, что
приобретено и создано человеком на
протяжении многотысячелетнего пути развития.
5. Принцип многофункциональности.
6. Принцип необходимости и достаточности (в том числе по ротяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отражение действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.
7. Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить процесс обучения.
В процессе работы над
темой мы познакомились с
Один из принципов системы Л.В.Занкова – «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности». То есть должно быть трудно, но в меру возрастных возможностей. Система обучения Л.В.Занкова продумана, гармонична и направлена на раскрытие потенциала ребенка, помогает учителю делать это грамотно и последовательно. А главное, что система потому и названа развивающей, что ориентирует ребенка не только на получение знаний, но и на развитие, уверенность, успех.
Обучение академика Л.В.
● обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности;
● ведущая роль теоретических знаний;
● быстрый темп прохождения учебного материала;
● осознание учения;
● принцип систематической работы над развитием всех учащихся включая слабых;
● постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся;
Основные методы обучения:
● доверительные беседы;
● учебные экскурсии;
● познавательные игры;
● практические работы и др.
Новым содержанием наполняются
такие принципы, как преемственность,
наглядность и научность, в развивающей
системе Д.Б.Эльконина¾В.В.
Все указанные
особенности развивающего обучения проявляются
в уроке, как основной форме организации
обучения в начальной школе. Структура,
содержание, способы организации будут
существенно изменяться от вида обучения
и его технологии. Так, например, структура урока в
развивающей системе Л.В.Занкова будет,
по-видимому, повторять структуру «слоеного
пирога», реализованную в содержании обучения,
т.е. для урока характерно решение нескольких
разнопредметных задач. Для развивающего
обучения Д.Б.Эльконина¾В.В.Давыдова структура урока будет совпадать
со структурой учебной деятельности, основными
компонентами которой являются введение
в ситуацию и выделение учебной задачи,
организация учебной деятельности по
решению учебной задачи, состоящей из
определенных учебных действий. В развивающем обучении была
предпринята попытка сделать открытия
ребенка закономерными событиями в школьной
жизни через продуманную систему учебных
задач. В.В. Давыдов предпринял попытку
дать ребенку шанс в течение нескольких
часов в день развивать в себе способности,
которые в обычной жизни формируются случайно,
в результате сочетания обстоятельств,
от самого ребенка не зависящих.
Развивающее обучение ¾ особый вид нетрадиционного обучения,
характеризующийся специфическим подходом
к определению и реализации целей, его
содержания, технологии и взаимодействия
участников учебного процесса.
Если нетрадиционная обучающая система Д.Б.Эльконина ¾ В.В.Давыдова предполагает коренную «ломку» самого учителя, полного отказа от привычного, традиционного способа преподавания (что весьма проблематично для учителей немолодых), то сиситема Н.Б.Истоминой намного гибче: во-первых, эта методика формирует и развивает все мыслительные операции ¾ классификацию, аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной атмосфере. И главное, гарантирует преемственность со средней школой.