Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически рассмотреть все аспекты понятия школьной неуспеваемости и путей её преодоления; путем опытно-экспериментальной работы проверить соответствие личностных качеств и способностей педагога с выбранной им профессии, а, следовательно, и подготовку «будущих» преподавателей ко встречи с неуспевающими школьниками.

Содержание

Введение
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
1.1 Понятие школьной неуспеваемости.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников.
II Глава
2.1 Причины неуспеваемости.
2.2 Пути устранения неуспеваемости.
2.3 Экспериментальная часть.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

С неуспевающими учениками II типа должна проводиться преимущественно  воспитательная работа, имеющая целью  изменение свойств их личности. Обе  подгруппы этого типа неодинаково  поддаются педагогическим воздействиям. Немного легче с неуспевающими первого подтипа, поскольку они все же занимаются интеллектуальной работой, хотя и не связанной с учением в школе. С учениками второго подтипа трудности в воспитательной работе заключаются в том, что они совершенно равнодушны к своему неблагоприятному положению в коллективе класса, так как потребность в общении со сверстниками у них удовлетворяется на стороне.

III тип неуспевающих  школьников — учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника. Для школьников этого типа характерна низкая обучаемость. Недостаточность мыслительной деятельности приводит к отсутствию критичности при выполнении учебных заданий. У них имеют место существенные трудности при усвоении знаний, они не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности.

Школьники первого подтипа (35 %) стремятся компенсировать неуспех  в учении практической деятельностью, не связанной с учением. Труд привлекает, если им можно заниматься вместо учения.

Но чаще ученики — второй подтип (65 %) — стремятся компенсировать свое непонимание учебного материала  поиском обходных путей для выполнения заданий, в качестве которых могут  выступать списывание выполненных  заданий у одноклассника, требование подсказки

во время устного ответа и выполнения письменных заданий, подслушивание, обман.

Главное направление в  работе с неуспевающими школьниками III типа — формирование познавательных потребностей, преодоление отрицательных  наклонностей. Серьезное внимание следует  уделить систематической работе по развитию мыслительной деятельности и познавательной активности, формированию правильного отношения к труду  вообще и к учебному труду в  частности через включение их в общественно полезную деятельность в коллективе. ( Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7).

 

Классификация неуспеваемости по вызывающим ее причинам

Рассмотрим группы школьников, неуспеваемость которых вызывается одной из следующих причин:

1) неправильным отношением  к учению (первая группа);

2) трудностями усвоения  учебного материала, связанными  с тем, что обычно называют  отсутствием способностей (вторая  группа);

3) неправильно сформировавшимися  навыками и способами учебной  работы (третья группа);

4) неумением трудиться  (четвертая группа);

5) отсутствием познавательных  и учебных интересов (пятая  группа).

Первая группа неуспевающих школьников (зависимость успеваемости от правильного развития общественных мотивов учения).

мотивы учения являются общественными мотивами, так как порождаются широким кругом жизненных отношений ребенка с окружающей его действительностью. На их возникновение и развитие влияют обстоятельства жизни ребенка в семье, его взаимоотношения с окружающими взрослыми, его положение в школе, отношения с учителями и товарищами. Общественные мотивы учения связаны, таким образом, с основными стремлениями и потребностями ученика, с основной направленностью его личности. Эти общественные мотивы учения имеют

различный конкретный характер в зависимости от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Формирование общественных мотивов учения у школьников происходит только в результате правильной организации  всей воспитательной

работы школы. Те мотивы, которые имеют сугубо личный характер и выражают узко личные интересы и направленность ученика, называются личными мотивами учения.

Вторая группа неуспевающих школьников

Учебная деятельность школьников, относящихся ко второй группе, отличается определенными, сходными для всех возрастов  чертами. Выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить. Основным излюбленным  приемом для таких учеников при выполнении устных заданий является заучивание без понимания — зазубривание. Кроме зазубривания, они пользуются и другими обходными путями и умеют хорошо приноравливаться, чтобы использовать все случаи, когда можно действовать, не прибегая к умственному усилию. Почти все такие неуспевающие школьники умеют незаметно списывать у товарищей, сидящих от них на третьей и даже четвертой парте,

умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению  лица учителя и товарищей, правильно  ли они ответили. Все описанные черты учебной деятельности этих учеников являются результатом одной и той же особенности, а именно недостаточно активного участия интеллектуальной деятельности в их учебной работе. Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражаются более ярко и полно, у других — менее. Это определяет и степень их успеваемости. У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов.

Третья группа неуспевающих школьников

К третьей группе относятся  ученики, неуспеваемость которых связана  с тем, что у них сформировались неправильные навыки и способы учебной  работы. Наблюдения и специально организованное изучение показали, что недостатки учебной работы у этих школьников очень разнообразны и могут распространяться почти на все виды учебной деятельности. Первая группа недостатков относится  к способам заучивания материала. Учащиеся заучивают текст, не обрабатывая  его предварительно логически, не выделяя  логических частей, не составляя плана  отрывка, который им надо выучить. Следующая  группа недостатков в учебной  работе относится к способам выполнения различных упражнений. Среди учеников описываемой группы встречаются такие школьники, которые начинают выполнять письменные упражнения, решать примеры или задачи, рисовать карту, делать диаграммы раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти упражнения задаются. Многократная проверка, проведенная в разных классах и школах, показала, что часто эти школьники не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить упражнение и без знания которого они не могут это задание выполнить. Такой способ работы этих учеников является часто причиной того, что упражнения у них оказываются либо выполненными ошибочно, либо вообще не так, как от них требовалось. Существенным недостатком является неумение соблюдать правильный режим учебной работы.

Четвертая группа неуспевающих школьников

 Эта группа включает  учеников, причиной неуспеваемости  которых является неправильно  сформировавшееся отношение к  труду вообще и к учебному  труду в частности. Прежде всего, сюда относятся ученики, пришедшие в школу с несформировавшимся отношением к труду вообще, то есть такие ученики, у которых имеются в этой области пробелы воспитания в дошкольном возрасте.

Одним из условий хорошей успеваемости является наличие у школьников правильного отношения к учебному труду и умения трудиться. В тех же случаях, когда у школьника не создается по той или иной причине правильного отношения к труду и не формируется умение работать, достаточно одной этой причины для того, чтобы он стал неуспевающим учеником. Картина учебной деятельности неуспевающих школьников четвертой группы внешне сходна с картиной учебной деятельности тех неуспевающих школьников, у которых неправильно развиты высокие общественные мотивы учения. Ученики разбираемой нами группы также небрежны и недобросовестны в выполнении своих учебных обязанностей. (Славина Л. С. Трудные дети 1998. — С. 114–118, 124–127, 133, 162–165, 178–182.)

Так же, исходя из продолжительности  отставания по каким – либо предметам можно выделить следующие виды неуспеваемости:

- эпизодическая неуспеваемость. Неуспеваемость носит кратко временный характер. Возникает вследствие неусвоения или непонимания конкретных вопросов учебной программы в результате повышенной утомляемости, болезни, отсутствия на уроке. Устраняется в ходе ряда уроков или дополнительных занятий;

- устойчивая неуспеваемость по отдельным предметам, как правило, наиболее трудным (математика, языки). Возникает в результате наличия пробелов в знаниях по данному предмету в силу различных причин — болезни, использования неправильных приемов учебной деятельности, недостатков мыслительной деятельности;

- общее отставание в учении по ряду или почти всем учебным предметам на протяжении длительного времени. Является результатом педагогической и психологической запущенности ученика.

Неуспеваемость рассматривается  и с точки зрения двух ее видов: абсолютная и относительная (А. А. Бударный), фиксированная (наличие пробелов в знаниях) и скрытая (отрицательное отношение к учению) (В. С. Цетлин). ( Локанова Н. П. «Школьная неуспеваемость»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава

2.1 Причины неуспеваемости.

Школьная неуспеваемость — очень сложное явление, в  подавляющем большинстве случаев  возникающее вследствие совместного  действия нескольких переплетающихся  между собой, находящихся в сложных  причинно-следственных отношениях причин разного порядка.

С точки зрения родителей, основными причинами неуспеваемости их детей являются: неумение найти подход к ребенку (48 %), неинтересное преподавание предмета (36 %), лень ребенка (32 %), несправедливость учителей (29 %), недостаток внимания к ребенку со стороны учителя (28%), большие учебные нагрузки (24 %), низкая квалификация учителя (23 %). Учителя же главными причинами неуспеваемости детей считают: плохое здоровье ребенка (60 %), семейные проблемы (32 %), пассивность родителей и невнимание к детям (31 %), педагогическую запущенность (24 %), нежелание или неумение помочь своему ребенку (18 %), высокий уровень тревожности ребенка (18 %), сложность учебной программы (16,5 %), низкую самооценку учащегося (16 %).(). ( Локанова Н. П. «Школьная неуспеваемость»)

П. П. Борисов рассматривает  три группы причин неуспеваемости:

I. Общепедагогические причины.

II. Психофизиологические  причины.

III. Социально-экономические  и социальные причины.

Причины I  группы  порождаются  недостатками  учебно-воспитательной  работы  учителей.  Соответственно  эти  причины  делятся  на дидактические (нарушение принципов  и  правил  дидактики)  и  воспитательные (главным  образом недооценка внеклассной  и  внешкольной  работы  с  детьми).

Вторая  группа  причин  обусловлена  нарушениями  нормального   физического, физиологического и интеллектуального  развития детей.

Причины III группы непосредственно  не  зависят  от воли учителей и  учащихся. К ним  относится  слабая  материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не  разработанность проблем  языка обучения, домашние условия  жизни учащихся, культурный  уровень  родителей, отношения в семье, нехватка учителей. В  данной  классификации  внутреннее  по  отношению  к   учащемуся   причины (состояние здоровья, особенности психики)  отчленены  от  внешних  (школьные условия, социальные условия); условия обучения  отделены  от  более  широких социальных   условий.    Однако    здесь    имеется    непоследовательность. Психофизиологические  причины также мало  зависят от  воли   учителей   и учащихся, как и причины социальные.  С другой  стороны,  неверно связывать недостатки учебно-воспитательной работы только с деятельностью учителя.

Причины неуспеваемости ребенка  в школе могут быть самые разнообразные. И необязательно предполагать главной  причиной "ненормальность" ребенка  или его не старательность. Порой  причины неуспеваемости могут быть обусловлены поведением окружающих, а не самого ребенка или определенная ситуация.( Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского.)

Однако  имеются  попытки  тем  или  иным   образом   сгруппировать   причины неуспеваемости. Так, например, А. М.  Гельмонт,  поставил  задачу  соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех  категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория),  частичной,  но относительно  устойчивой  неуспеваемости   (II   категория),   эпизодической неуспеваемости (III категория).

В качестве  причин  I  категории  отмечены:  низкий  уровень  предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода  (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия,  отдаленность  местожительства  от школы,  отсутствие  заботы  родителей);  недостатки  воспитанности   ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории  указаны:  недоработка  в  предыдущих  классах  (отсутствие должной  преемственности);  недостаточный  интерес  ученика   к   изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин