Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретически рассмотреть все аспекты понятия школьной неуспеваемости и путей её преодоления; путем опытно-экспериментальной работы проверить соответствие личностных качеств и способностей педагога с выбранной им профессии, а, следовательно, и подготовку «будущих» преподавателей ко встречи с неуспевающими школьниками.
Введение
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
1.1 Понятие школьной неуспеваемости.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников.
II Глава
2.1 Причины неуспеваемости.
2.2 Пути устранения неуспеваемости.
2.3 Экспериментальная часть.
Заключение
Список использованной литературы.
Кроме того, бытует вполне обоснованное
мнение о том, что специалист педагогической
сферы транслирует накопленный
предшествующими поколениями
Целью профессиональной подготовки к педагогической деятельности является формирование адекватной профессиональной направленности психических образований как формирование определенного выбора профессиональных предпочтений субъекта, обусловленных технологической подготовкой (в системах «Человек-Человек», «Человек-техника», «Человек-знак») и определенным индивидуальным стилем педагогической деятельности.
К собственно педагогической деятельности, относятся качества: научная подготовка учителя; личный учительский талант, последнее качество включает − педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство.
В настоящее время существуют лишь общие представления об индивидуальном стиле деятельности учителя, и возникает насущная необходимость в дальнейшем научном анализе и изучении этого педагогического феномена.
Цель нашего исследования – выяснить уровень компетентности студентов 2-ого курса в управлении таким часто встречающимся явлением, как школьная неуспеваемость.
Целью первого теста (приложение 1) является определения уровня компетентности будущего педагога в решении школьной неуспеваемости.
Заданием данного теста было отметить знаком «+» в графе оценок уровень развития педагогических мотивов, знаний, умений ( оценка может не соответствовать действительности, так как не каждый человек способен адекватно себя оценивать).
Для наглядности результаты были представлены в виде таблицы (приложение 2).
Полученные результаты позволяют нам судить о среднем уровне компетентности будущих педагогов. Следовательно, в процессе вузовского обучения у будущих учителей необходимо сформировать субъектный опыт анализа и формирования осознанной саморегуляции, определяющей произвольность человеческой активности, прогнозирование поведения, раскрытие внутренних резервов и потенциальных личностных возможностей своих и будущих учеников. Рассмотренные данные ведут к постановке вопроса об основных средствах психологической подготовке к педагогической деятельности.
В последнее время в
вузы приходят студенты с обедненным
представлением об общечеловеческих ценностях,
с низким уровнем воспитанности.
Поэтому важнейшей задачей
Цель второго теста является определения уровня знаний будущего педагога в решении школьной неуспеваемости (так как студентов не было возможности на практике реализовать себя в полной мере, мы можем оценить только теоритические знания).
В этом тесте студентам предлагалось решить несложный тест на тему «Школьная неуспеваемость» (приложение 3). Каждый вопрос оценивается в 0,5 балла. В итоге выставляется оценка по которой можно судить об уровне знаний студентов теоретических сведений.
Результаты могут быть представлены в виде таблицы
Таблица 1
Результаты определения уровня теоретических знаний будущего педагога в решении школьной неуспеваемости (2 курс)
№ |
оценка знаний |
1 |
5 |
2 |
6 |
3 |
5 |
4 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
7 |
3 |
8 |
7 |
9 |
4 |
10 |
3 |
11 |
8 |
12 |
7 |
Средний бал |
5,3 |
Полученные результаты позволяют нам судить о среднем уровне знаний будущих педагогов. В педагогическом вузе используются различные формы индивидуализированной учебно-воспитательной работы. Прежде всего, это традиционные вузовские формы работы: фронтальная (лекции, семинары); групповая (практические и лабораторные работы); индивидуально-ориентированная (индивидуальная работа, собеседования, консультации и т. п.). Таким образом, на мой взгляд, в процессе подготовки будущих педагогов значительное время уделяется выработке навыков общения с аудиторией, применение систем и моделей в чистом виде, и это, к сожалению, не дает тех результатов, которые могли бы быть действенными в других условиях.
Современные концептуальные подходы к подготовке специалистов сопровождаются поиском новых принципов построения учебного процесса как в содержательном, так и методическом аспектах. Этот поиск требует значительных изменений в организации учебного процесса.
Теперь сравним полученные данные и определим соответствие уровня теоретических знаний студентов и уровня их собственных оценок своих познаний (рис. 1)
Рис. 1. Сравнение уровня теоретических знаний студентов и уровня их собственных оценок своих познаний
Можно сделать вывод, что ни один из студентов не способен адекватно оценить себя и свои возможности.
Это значит, что студенты до начала практической деятельности не осознают уровня своей профессиональной и психологической подготовленности к учительскому труду.
Личность студента (будущего педагога) характеризуется тем, что профессионально важные свойства и качества только начинают появляться. Их становление - характерный признак развития профессиональной направленности в данный период. Именно в условиях учебно-профессиональной деятельности у будущего педагога должны возникать такие новообразования психики (и личности), которые специфичны для педагогической деятельности.
Полученные данные
указывают на то, что формирование
и развитие профессиональной
позиции студента должно быть
направлено на перестройку
Особое внимание необходимо уделить
развитию способностей студентов, проявляющих
интерес к учебе, научной работе
или испытывающих затруднения при
обучении. Организация работы факультативов
и кружков позволит студентам
ориентироваться в массе
Таким образом, необходимо создание такой
учебно-воспитательной среды, в которой
будущие специалисты могли бы
развивать свои возможности, склонности,
творческий потенциал, реализовывать
свои потребности и интересы, т.е.
создавать учебно-
Полученные данные указывают на то, что формирование и развитие профессиональной позиции студента должно быть направлено на перестройку мотивационной сферы с тем, чтобы в ней образовался ведущий мотивационный комплекс, объединяющий наиболее значимые для учебной деятельности студента мотивы достижения, познавательные, профессиональные.
Заключение
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины неуспеваемости х школьников, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у детей .
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Нами выявлены следующие причины школьной неуспеваемости школьников:
- Общепедагогические причины.
-Психофизиологические причины.
- Социально-экономические и социальные причины.
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:
1) отсутствие существенных
недостатков умственного
2) достаточный культурный
уровень семьи или хотя бы
стремление к достижению
3) материальные возможности
удовлетворения важнейших
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
В результате проведенного экспериментального исследования мы оценили уровень готовности студентов к педагогической деятельности, а так же предложили пути устранения недостатков в подготовке будущих преподавателей.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин