Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически рассмотреть все аспекты понятия школьной неуспеваемости и путей её преодоления; путем опытно-экспериментальной работы проверить соответствие личностных качеств и способностей педагога с выбранной им профессии, а, следовательно, и подготовку «будущих» преподавателей ко встречи с неуспевающими школьниками.

Содержание

Введение
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
1.1 Понятие школьной неуспеваемости.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников.
II Глава
2.1 Причины неуспеваемости.
2.2 Пути устранения неуспеваемости.
2.3 Экспериментальная часть.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

Кроме того, бытует вполне обоснованное мнение о том, что специалист педагогической сферы транслирует накопленный  предшествующими поколениями асоциальный  опыт молодому поколению, поэтому составлять полный перечень социально значимых качеств, которыми он должен обладать, дело бесперспективное и методологически несостоятельное.

Целью профессиональной подготовки к  педагогической деятельности является формирование адекватной профессиональной направленности психических образований как формирование определенного выбора профессиональных предпочтений субъекта, обусловленных технологической подготовкой (в системах «Человек-Человек», «Человек-техника», «Человек-знак») и определенным индивидуальным стилем педагогической деятельности.

К собственно педагогической деятельности, относятся качества: научная подготовка учителя; личный учительский талант, последнее качество включает − педагогический такт, педагогическую самостоятельность  и педагогическое искусство.

В настоящее время существуют лишь общие представления об индивидуальном стиле деятельности учителя, и возникает  насущная необходимость в дальнейшем научном анализе и изучении этого  педагогического феномена.

Цель нашего исследования – выяснить уровень компетентности студентов 2-ого курса в управлении таким  часто встречающимся явлением, как  школьная неуспеваемость.

Целью первого теста (приложение 1)  является определения уровня компетентности будущего педагога в решении школьной неуспеваемости.

Заданием данного  теста было отметить знаком «+» в графе оценок уровень развития педагогических мотивов, знаний, умений ( оценка может не соответствовать действительности, так как не каждый человек способен адекватно себя оценивать).

Для наглядности  результаты были представлены в виде таблицы   (приложение 2).

Полученные результаты позволяют нам судить о среднем  уровне компетентности будущих педагогов. Следовательно, в процессе вузовского обучения у будущих учителей необходимо сформировать субъектный опыт анализа и формирования осознанной саморегуляции, определяющей произвольность человеческой активности, прогнозирование поведения, раскрытие внутренних резервов и потенциальных личностных возможностей своих и будущих учеников. Рассмотренные данные ведут к постановке вопроса об основных средствах психологической подготовке к педагогической деятельности.

В последнее время в  вузы приходят студенты с обедненным представлением об общечеловеческих ценностях, с низким уровнем воспитанности. Поэтому важнейшей задачей образования  и воспитания является формирование ценностных ориентации будущего учителя. Под таковыми мы понимаем систему личностно значимых педагогических ценностей будущего учителя, регулирующих его отношение к своему труду, к личности ученика и к коллегам, позволяющих ему реализовать себя в педагогической деятельности и достичь высокого уровня профессионализма. Ценностные ориентации определяют успешность профессионального труда, скорость и безболезненность социальной адаптации, включенность учителя в процесс совершенствования школьного микросоциума.

Цель второго  теста является определения уровня знаний будущего педагога в решении  школьной неуспеваемости (так как  студентов не было возможности на практике реализовать себя в полной мере, мы можем оценить только теоритические  знания).

В этом тесте  студентам предлагалось решить несложный  тест на тему  «Школьная неуспеваемость» (приложение 3). Каждый вопрос оценивается  в 0,5 балла. В итоге выставляется оценка по которой можно судить об уровне знаний студентов теоретических сведений.

Результаты могут  быть представлены в виде таблицы

Таблица 1

Результаты определения уровня теоретических знаний будущего педагога в решении школьной неуспеваемости (2 курс)

оценка             знаний

1

5

2

6

3

5

4

6

5

5

6

5

7

3

8

7

9

4

10

3

11

8

12

7

Средний бал

5,3




 

 

 

 

 

Полученные результаты позволяют нам судить о среднем уровне знаний будущих педагогов. В педагогическом вузе используются различные формы индивидуализированной учебно-воспитательной работы. Прежде всего, это традиционные вузовские формы работы: фронтальная (лекции, семинары); групповая (практические и лабораторные работы); индивидуально-ориентированная (индивидуальная работа, собеседования, консультации и т. п.). Таким образом, на мой взгляд, в процессе подготовки будущих педагогов значительное время уделяется выработке навыков общения с аудиторией, применение систем и моделей в чистом виде, и это,  к сожалению, не дает тех результатов, которые могли бы быть действенными в других условиях.

Современные концептуальные подходы к подготовке специалистов сопровождаются поиском новых принципов  построения учебного процесса как в содержательном, так и методическом аспектах. Этот поиск требует значительных изменений в организации учебного процесса. 

Теперь сравним полученные данные и определим соответствие уровня теоретических знаний студентов  и уровня их собственных оценок своих  познаний (рис. 1)

Рис. 1.  Сравнение уровня теоретических знаний студентов и уровня их собственных оценок своих познаний

 

Можно сделать вывод, что  ни один из студентов не способен адекватно  оценить себя и свои возможности.

 Это значит,  что студенты до начала практической деятельности не осознают уровня своей профессиональной и психологической подготовленности к учительскому труду.

Личность студента (будущего педагога) характеризуется тем, что  профессионально важные свойства и  качества только начинают появляться. Их становление - характерный признак  развития профессиональной направленности в данный период. Именно в условиях учебно-профессиональной деятельности у будущего педагога должны возникать  такие новообразования психики (и  личности), которые специфичны для  педагогической деятельности.

 Полученные данные  указывают на то, что формирование  и развитие профессиональной  позиции студента должно быть  направлено на перестройку мотивационной  сферы с тем, чтобы в ней  образовался ведущий мотивационный  комплекс, объединяющий наиболее  значимые для учебной деятельности  студента мотивы достижения, познавательные, профессиональные.

Особое внимание необходимо уделить  развитию способностей студентов, проявляющих  интерес к учебе, научной работе или испытывающих затруднения при  обучении. Организация работы факультативов  и кружков позволит студентам  ориентироваться в массе информационного  материала, убедиться в правильности выбора профессии, выбранной специализации, проверить свои возможности в  конкретной деятельности, в полной мере проявить свои способности.

Таким образом, необходимо создание такой  учебно-воспитательной среды, в которой  будущие специалисты могли бы развивать свои возможности, склонности, творческий потенциал, реализовывать  свои потребности и интересы, т.е. создавать учебно-воспитательное пространство как пространство интенсивного профессионального  развития студентов.

Полученные данные указывают  на то, что формирование и развитие профессиональной позиции студента должно быть направлено на перестройку мотивационной сферы с тем, чтобы в ней образовался ведущий мотивационный комплекс, объединяющий наиболее значимые для учебной деятельности студента мотивы достижения, познавательные, профессиональные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неуспеваемость - сложное  и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей  работе сделана попытка рассмотреть  неуспеваемость школьников, определить причины неуспеваемости х школьников, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у детей .

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как  несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что  предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и  устранение всех ее элементов.

Нами выявлены следующие  причины школьной неуспеваемости школьников:

- Общепедагогические причины.

-Психофизиологические причины.

- Социально-экономические и социальные причины.

Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый  учитель, или может нравиться  общение с друзьями, но в целом  кажется, что они смотрят на школу  как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:

1) отсутствие существенных  недостатков умственного развития;

2) достаточный культурный  уровень семьи или хотя бы  стремление к достижению такого  уровня;

3) материальные возможности  удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

4) мастерство учителей, работающих  с ребенком в школе.

В результате проведенного экспериментального исследования мы оценили уровень готовности студентов к педагогической деятельности, а так же предложили пути устранения недостатков в подготовке будущих преподавателей.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.


Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин