Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить проблему алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность и клинические стадии алкоголизма;
2. Изучить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей;
3. Рассмотреть формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков;
4. Исследовать ценностных ориентаций подростков из семей алкоголиков.
Объект исследования: подростки в возрасте 13-15 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АЛКОГОЛИЗМ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие, сущность, клинические стадии алкоголизма 5
1.2. Влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей 9
1.3. Формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков 17
глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ подростков ИЗ СЕМЕЙ алкоголиков 21
2.1 Организация исследования 21
2.2. Методика проведения исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.docx

— 143.31 Кб (Скачать файл)

Если  развитие ребенка совершается в  нормальных условиях, у него возрастает чувство ответственности по мере того, как он видит последствия  своих поступков через взаимодействие с окружающими, видит и принимает к сведению, какое значение эти поступки имеют для других людей. Отношения между взрослым и ребенком становятся более тесными, когда ребенок в состоянии совершенствовать навыки воздействия на реальность, а взрослый контролирует уровень этих навыков. Такое взаимодействие позволяет ребенку развиваться, опираясь на возможности, существующие внутри его социума. Что касается детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, то их поступки и переживания никогда не встречают адекватной реакции, а рассматриваются взрослыми через призму их сиюминутных потребностей и состояний.

Повседневная  жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно окрашена эмоциональным  стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как стрессовое. Беспрерывное состояние стресса  может иметь опасные последствия для ребенка

По теории Каплана, тяжесть последствии, вызванных  такими состояниями зависит от того, насколько человек сумел осмыслить  и эмоционально переработать происходившее. Если он не сумел этого сделать, все  его душевные силы будут тратиться  на то, чтобы преодолеть боль непереработанного  прошлого.

Тот факт, что родители отдают предпочтение спиртному, отражается на ребенке хуже, чем  сами по себе эпизоды пьянства или  количество выпитого. Люди, для которых их пагубная страсть является приоритетом, нарушают основополагающие представления о том какими должны быть родители, при том, что у детей эти представления есть. Пьянство ведет к сужению родительской ответственности, что непосредственно затрагивает детей. Поведение взрослых и детей в семьях, злоупотребляющих алкоголем ,рассматриваются и трактуются через призму их представлений о том, какой должна быть семейная жизнь и что она должна нести человеку.

Если  в семьях с нормальными непьющими  родителями требования последних к  своим детям основываются на твердых  жизненных взглядах, и потому имеют  постоянный характер по отношению к  тем или иным эмоциональным и  поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в  кривом зеркале, человеческих взаимоотношений [5, 8].

Таким образом, особенности родительско-детских  отношений в семьях злоупотребляющих алкоголем, определяются внутрисемейной ситуацией. Семья, в которой один из родителей злоупотребляет алкоголем, находится в равной степени изоляции от нормативного социума. В семье на определенном этапе появляется серьезное осознание проблемы, доминируют негативные чувства, конфликтные способы взаимодействия. Те эмоции, которые определяют взаимоотношения сначала между родителями, так или иначе, захватывают и детей. Неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама зависимость родителя от алкоголя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четких правил, размытость границ, искажение семейных ролей, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями, как с пьющим отцом, так и с созависимой матерью, делает родительско-детские отношения дисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоциональных состояний детей.

 

 

1.3. Формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков

 

Личностные  особенности детей из алкогольных  семей можно охарактеризовать следующим  образом. Эти дети замкнутые, они  не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Став взрослыми, они не умеют наслаждаться жизнью, так как они привыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях [19].

Самооценка  понижена. Дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Однако, как отмечает Е.М. Мастюкова, для детей 9 – 12 лет характерны завышение  уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживания при неудачах.

Для них  характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие  реакции. Замедленно развитие произвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальной дезадаптации в более старшем возрасте. Для  этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Будучи свидетелями пьяных и сексуальных  эксцессов у себя дома, они сами проявляют ранний повышенный интерес  к противоположному полу, склонны  к ранним сексуальным контактам  в неприглядной обстановке. Одной  из отличительных особенностей их поведения  является также частое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения  в компании на более слабых с целью  забрать деньги или предметы, представляющие ценность; случаи воровства вещей  и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляется интерес  к веществам, изменяющим психическое  состояние. Большое значение при  этом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти от действительности [22].

Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно  часто и отличаются большой стойкостью и большим разнообразием. Одной  из форм нарушения поведения у  детей при семейном алкоголизме  является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей  и воспитателей. У детей из семей  алкоголиков в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой  неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения. Они легко подражают таким формам асоциального поведения как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков, патологическое сексуальное поведение.

Выраженность  и стойкость нарушения поведения  зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в  поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени  поражения его центральной нервной  системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.

Большую роль в появлении отклонений в  развитии личности у таких детей  играют конфликтные переживания, возникающие  под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом  столкновения в сознании ребенка  противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При  семейном алкоголизме подобные переживания  возникают очень часто: это может  быть двойственное отношение к пьющему  отцу или матери, либо сочетание  обиды и любви к родителям  у детей, воспитывающихся в детских  домах и интернатах [3, 21].

Конфликтные переживания приводят к различным  формам неправильного поведения  у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего  возникают при алкоголизме одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным  по отношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты  со сверстниками и взрослыми.

Наряду  с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или  из школы. Ребенок испытывает страх  перед возвращением домой, постепенно начинает избегать общения со сверстниками, становится замкнутым. У ребенка  возникают невротические расстройства.

Более резкое проявление пассивного протеста –  попытки самоубийства. В основе этих попыток лежит гиперболизированное  чувство обиды, желание отомстить  обидчикам, напугать их (что является следствием внутрисемейных конфликтов).

Была  выявлена зависимость степени искажения  психического развития детей от степени  развития у матери алкоголизма. Г.И. Шурыгин установил, что если дети родились в период появления у женщины начальных признаков алкоголизма, то грубых нарушений в их развитии не обнаруживалось. Однако дети были возбудимы, быстро утомлялись, разговаривали во сне, просыпались от кошмаров. В подростковом возрасте становились грубыми, проявляли различные реакции протеста, отказывались от учебы. Ни один из них не получил высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью, тяготились чувством собственной неполноценности [18].

Дети, рожденные  после развития у матери выраженного  алкоголизма, имели резкие нарушения  центральной нервной системы. Они  отличались раздражительностью, злобностью, лживостью, иногда бывали агрессивны. Некоторые обнаруживали повышенную плаксивость. У большинства детей  было выявлено слабоумие.

Таким образом, роль окружения и воспитания в предупреждении нарушений поведения и патологии развития характера и личности у детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом играет ведущую роль.

глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

 

Изучение  ценностей подростков осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой психодиагностики. При изучении индивидуальных ценностей объектом исследования психолога является как собственно ценностно-смысловая сфера, так и особенности мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленность, установки, интересы, мировоззрение и т.д.

Ценности  выступают критериями оценки, как  всей жизни личности, так и отдельных  ее поступков и действий; так как  они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для  отбора и оценки этих альтернатив. Эта  деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и  плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через  систему ценностей как бы фильтруется  вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация [9].

Диагностика индивидуальных особенностей ценностных ориентаций и смысловой сферы  личности базируется на теоретических  основаниях и подходах различных  направлений психологии, описанных  в предыдущих разделах.

В исследовании приняли участие ученики УО СОШ № 9 и № 13 г.Борисова. Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным социально-проблемным картам подростков, где в семьях наблюдалась алкогольная зависимость родителей.

В выборку  вошли 13 школьников в возрасте от 13-15 лет –группа "Д" и их родители – группа "Р", в которую вошли 13 респондентов (8 матерей и 5 отцов) в возрасте 37 – 48 лет.

Таким образом, в каждой группе было по 13 испытуемых, каждому испытуемому – ребенку из группы "Д" соответствовал испытуемый – родитель из группы "Р". Так же был определен состав семей.

 

 

2.2. Методика проведения исследования

 

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Опрос родителей и подростков направленного на определение характера отношений между родителями и старшеклассниками (Приложение А)
  2. Методика – опросник Е.Шафер "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (Приложение Б).

Опросник  создан Е. Шафером в 1965 г. Эта методика базируется на положении о том, что  воспитательное воздействие родителей (по мнению подростков) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

  • принятие - эмоциональное отвержение
  • психологический контроль - психологическая автономия
  • скрытый контроль - открытый контроль

Под принятием  здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение к ребенку  вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное  отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою  и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство  подростками, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Критерии  оценки отношений между родителями и старшеклассниками следующие:

POZ - позитивный интерес: Прежде всего, психологическое принятие родителей подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей, в большинстве случаев принимают их мнение, склонны соглашаться с ними. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время подростки не ждут от родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что родители испытывают по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

DIR - директивность: Директивность родителей подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ним, их декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «они жертвует всем ради них», полностью берут на себя ответственность за все, что сделали, делают, и будут делать. Родители как бы утверждаются в изначальной зависимости их статуса и оценки, окружающих от соответствия подростка «эталону ребенка», исключая, при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, родители стремятся любым способом пресечь неправильное поведение подростка, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия родителей и подростков.

HOS - враждебность: Враждебность родителей в отношениях с подростками характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка родителей исключительно на себя, их самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие подростка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес подростка и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу подростка.

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка