Проблема гуманизации воспитания в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

главной целью данной курсовой работы является исследование проблемы школьного образования.
Для рассмотрения заданной темы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие гуманизации;
• Представить гуманизацию как функцию образования;
• Проанализировать гуманизацию целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования;
• Исследовать основные проблемы гуманизации школьного образования.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 3
1.1 Суть гуманистического воззрения человека 3
1.2 Гуманистическая парадигма педагогического процесса 3
1.2 Гуманизация образования в современное время 3
1.4 Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса 3
1.5 Методологические основы гуманизации педагогического процесса 3
1.6 Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса 3
ГЛАВА 2. ГУМАНИЗАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 3
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приложение 1 3
Приложение 2 3
Приложение 3 3
Приложение 4 3
Приложение 5 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему гуманности (1).docx

— 471.92 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Гуманизация образования в современное время

 

В наиболее полном осмыслении под гуманизацией образования сегодня понимают «процесс усовершенствования системы образования с целью придания ему человеческого ориентирования, то есть направленности на реализацию человеческих интересов и ценностей».

В силу этого гуманизация исследуется в системе современных педагогических принципов как значительное, исходное теоретическое положение, которое определяет конкретные условия к личности и деятельности и поясняющее его персональную направленность педагогического процесса.

Целесообразно, что целью такого процесса, то есть рассчитываемый желаемым и возможным результатом его, является образование гуманности как значимого личностного качества у всех участников протекающего процесса, прежде всего, у учащихся, если подразумевается школьное воспитание и образование.

Гуманность же в целом виде рассматривается как человеколюбие, человечность, уважение к достоинству человека. В широком смысле гуманистическое воспитание современные исследователи предлагают рассматривать как синоним воспитания нравственного, формирующего и область сознания, и ценностные, продуктивные и нормативные области, иными словами, сферу человеческих отношений, деятельности и общения.

Принципы нравственности человека устанавливаются еще с детства. Сначала в семье, а после и в других сферах социализации личности ребенка: детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, объединениях сверстников по месту жительства. Но основную роль в этом процессе, бесспорно, играет школа, в качестве центра воспитательной работы, соединяющий все целеустремленные и «отфильтровывающий» стихийные воздействия на растущего человека.

Гуманность в виде целостного качества, в его сплоченности мотивационных, когнитивных и поведенческих параметров, обличает довольно-таки замысловатое личностное образование. Впрочем, к началу обучения в начальной школе ребенок в достаточной мере развит для того, чтобы суммировать полученные ранее единичные конкретные представления в понятия. Производятся условия для определения нравственных ценностей, притом с опорой на определенный чувственный опыт. Поэтому целесообразно считать систематическую диагностико-формирующую работу по воспитанию гуманности именно в младшем школьном возрасте.

В плане целостного, вне предметного или междисциплинарного исследования гуманизм сравнивается с гуманностью и рассматривается как «человечность в общественной деятельности по отношении к людям».

Гуманизация призывает к жизни ценностную ориентацию как «человек – наивысшая ценность». В принципе, оно, как правило, раскрывается гуманистами в качестве аксиомы. Это подлинная аксиома в том плане, что человечество пронесло идею высшей ценности человека, которое пришло к ней через горький опыт многих поколений, отдавая отчет, что человек не является какой-то обычной ценностью, а ценностью особой, олицетворяющий материальные и духовные ценности. Подобная ценностная ориентация определяет содержимое мотивов поведения, управляет нормативной определенностью таким социально-нравственным ценностям, которые в своей совокупности выражают и представляют гуманизм.

Инновационные процессы, зарождающиеся внутри общества, требуют модификации устоявшихся взглядов на человека как персонифицированную функцию. Ненадлежащий гуманистическим тенденциям общественного развития стала и отечественная, и мировая система образования. В ней также как и в российской, доминируют утилитарные и технократические подходы, которым совершенно чужды категории гуманизма, нравственности, духовности, культуры.

 

1.4 Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

 

Анализ оценок рационалистической, по-другому еще называют технократической, и гуманистической моделей педагога, дают возможности представить их сравнительную характеристику.

Гуманизация педагогического процесса, основываясь на сравнительном анализе существующих концепций, формируется:

  • на видоизменении его стратегических ориентиров (педоцентризм, гуманизм,  творчество);
  • личностно-ролевых позиций его участников (ребенок и педагог);
  • способов их согласований, отношений, определяющих характер педагогического влияния (свободный выбор, эмпатия, сопереживание,  сотрудничество).
  • технологий и педагогических воздействий (эмпатия, свободный выбор, сотрудничество, сопереживание).

В период конца 80-х и в начала 90-х годов, во времена модифицирования социальных ориентиров, у практиков и ученых возник оживленный интерес к проблеме гуманизации образования.

Наилучшим результатом воспитательной системы представляется целостный человек, ребенок в единстве его духовного, нравственного и физического  развития, способности к саморазвитию, интенсивной самореализации, эффективному служению социальному прогрессу.

Российский психолог, Александр Григорьевич Асмолов, определяя методические принципы воспитания в современных условиях, именует в их числе включение личности в немаловажную деятельность, реализация успеха в социальных действиях, демонстрирование последствий деятельности для референтной группы, учет ведущих мотивов личности, смену социальных ролей.

Разные модели, которые реализуют педагоги, отличаются не только результативно, но и процессуально:

    • Личностно-ориентированная модель;

 

    • Учебно-дисциплинарная модель.

Главной целью является предоставить для детей - знания, умения, психологическую защищенность, и навыки психологического здоровья, развитие индивидуальности ребенка , базис личностной культуры.

В качестве лозунга взаимодействия с детьми используется:

“Делай как я!” “Не рядом, а вместе!”

Способ общения: Понимания, наставления, принятия и признание личности разъяснения, требования, запреты, наказания, нотации, угрозы взрослых, способность встать на позицию ребенка, которое основано на развивающейся у ребенка, принимать во внимание его чувства и эмоции

Позиция педагога: создание перспектив для дальнейшего формирования развития ребенка как настоящего члена общества, исходя из его интересов и программы.

Тактика: диктат и опека, сотрудничество.

Мотивационные формы: Различные занятия, такие как например -фронтальные, игра, позволяющая ребенку проявить по типу школьного урока собственную активность, более полно реализовать себя.

 

1.5 Методологические основы гуманизации педагогического процесса

 

В последнее время формируются концепции гуманизации образования, благодаря которым предпринимаются научные исследования, усваивается опыт конкретных педагогов и учреждений образования, создаются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению.

Гуманизация понимается педагогами в расширительном толковании:

  • гуманизация содержания образования - 64%,
  • обновление содержания традиционных предметов - 61%,
  • введение разных уровней учебных курсов - 5% и т.п.)

Гуманизация образования - многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной целостности воспитания в сфере различных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.

В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие:

  • принцип ценностно-смыслового антропологизма;
  • принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
  • принцип двудоминантности педагогического процесса;
  • принцип приоритета воспитания;
  • принцип природосообразности и культуросообразности;
  • принцип субъективности позиции участников педагогического процесса.

Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить:

  • личностно-гуманная ориентация воспитателя;
  • ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка;
  • потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики;
  • язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности,
  • индивидуальности, межличностных отношений;
  • сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования;
  • возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной;
  • качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.

Основной список требований психолого-педагогических требования к гуманизации неразрывного педагогического процесса:

  1. Присутствие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе.
  2. постижение и принятие всеми участниками целостного педагогического хода человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности.
  3. Личностно-гуманная устремленность воспитателей, которая основана на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя.
  4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, которые обеспечивают психологическую защиту и спокойствие ребенка, развитие его индивидуальности, увеличение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения.
  5. Признание личности и утверждение индивидуальности каждого ребенка, формирование качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса.
  6. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, включающих зону его действующего и ближайшего развития и содействующая сохранению и укреплению его здоровья.
  7. Отношение воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей.

 

1.6 Роль психолога в гуманизации  целостного педагогического процесса

 

Психологу более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от “педалирования” его возможностей и способностей от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от избыточно требований родителей и отстраненный каузальной атрибуции преподавателей - одна из основных задач психолога.

Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях:

  • недооценка воспитательных возможностей современной семьи
  • недооценка ее кризисного состояния, вызванного сменой семейных устоев.

Задача психолога заключается, прежде всего, в том, чтобы повлиять на изменение установок педагогов и родителей на роль семьи в развитии личности: обязательно вернуть ребенка в семью, вернуть семье роль домашней академии”, а родителям - функции основных воспитателей.

На сегодняшний день психологическая служба образования – это некая скорая помощь, помогающая психологически выжить и преодолеть негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов на развитие, становление и самореализацию личности. Ее деятельность в основном опирается на симптоматическом и этимологическом принципах.

Психологическая служба образования завтрашнего дня - это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближнего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы - принцип развития и гуманизации.

Приоритетными задачами деятельности психологов образования являются следующие:

  • использование интеллектуального потенциала и морального авторитета профессиональных психологов для активного распространения гуманистических ценностей в образовании;
  • приоритетная ориентация профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;
  • реализация главной цели психологической службы образования - психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;
  • развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса - их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.
  • создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемом организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;
  • ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений и психическом, психофизическом и личностном развитии детей;
  • переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;
  • разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;
  • разработка инвариантной (федеральный) и вариативной (региональный, школьный) частей проектирования деятельности психолога образования;
  • выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи.

Информация о работе Проблема гуманизации воспитания в современной школе