Проблема обучения и воспитания одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Первые объективные суждения об одаренных детях появились в начале прошлого столетия. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед современным обществом, придает проблеме развития одаренных детей особую актуальность. Повышенное внимание к проблеме одаренности главным образом связано с экономическим рывком многих развитых стран, а именно с возросшим уровнем общей образованности населения и значительными достижениями в области психолого-педагогических наук.

Содержание

Введение
Раздел I. Понятие, развитие и проблемы одаренности, социализация одаренных детей
1.1 Понятие одаренности
1.2 Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации
1.3 Кризисы детской одаренности
Раздел II. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2.1 Особенности обучения одарённых детей
2.2 Основные задачи работы с одаренными детьми
2.3 Oсновные пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.05 Кб (Скачать файл)

. Принципиальное значение  имеет, с этой точки зрения, новая система поощрений и  наказаний, совместимая с предлагаемым  методом. Если идеология и практика  поощрений в той или иной  мере имеется в современной  психолого-педагогической науке,  то значительно хуже дело обстоит  с наказаниями. Они, естественно,  применяются в реальной школьной практике, но как бы негласно, без освящения их высокими гуманистическими принципами. С нашей точки зрения, не только система поощрения, но в особенности система наказаний должна быть всесторонне продумана при использовании метода развивающего дискомфорта. Еще у Песталоцци можно встретить идею о том, что правильно воспитанный ребенок сам стремится к наказанию, воспринимая его как своего рода "искупление" своей вины". С такого же рода идеями мы встречались у авторов религиозной ориентации. Близкие к этому идеи есть у известного психолога А.Н. Леонтьева.

В настоящей статье не место  обсуждать конкретные принципы и  приемы наказания, в наибольшей мере совместимые с предлагаемым методом "развивающего дискомфорта", но тем  не менее наметим главные из них.

Основным принципом системы  наказаний в условиях предлагаемого  метода является: никогда не наказывать ученика (ни отметкой, ни любым другим образом) за сам по себе неуспех в  интеллектуальной или творческой деятельности, когда ученик старался, но у него почему-либо не получилось. Хотя одаренные  дети любят и умеют умственно  трудиться, непродуманная система  наказаний может изменить и эту  родовую их черту.

Система наказаний должна относиться только к регуляторной деятельности ученика. Иначе говоря, ученик наказывается только в том случае, если он мог, но не проявил необходимые волевые  усилия, если его волевые привычки не сформированы в достаточной степени  и необходимо, чтобы ученик в полной мере это осознал. Здесь наказание  может и должно быть строгим и  вполне чувствительным для ученика.

Укажем при этом, что  при достаточной строгости наказания  оно должно быть, по возможности, сравнительно редким событием в жизни ученика. Особое значение имеет неотвратимость наказания.

Существенно, что применение наказаний фактически, само по себе является ситуацией развивающего микрокризиса и потому несет с собой повышенные возможности для поступательного  изменения личности ученика, создания условий для формирования, укрепления и развития его способности к  самоактуализации. А именно это и  является основной задачей работы с  одаренными детьми.

Выводы

 

Одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие  лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если человек им понравился). Часто преувеличенно  эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а  проявления богатства их натуры. У  них особая речь, особенные моторика и восприятие. Разные они и внешне: маленькие, хрупкие для своих  лет, и крупные, физически развитые, явно обгоняющие своих сверстников  не только по умственному, но и по физическому  развитию.

Главное отличие одаренных  детей от обыкновенных - умственная активность. Самая яркая характеристика любого одаренного ребенка, которая  не зависит от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья - стремление к познанию. Умственная активность имеет непосредственное отношение к развитию способностей, так как способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, т.е. приносить радость, удовольствие.

Пренебрежение, безразличие  к познавательной деятельности ребенка  пагубно для него. При сильной  потребности в познании запрещение творчества может более положительно влиять на развитие ребенка, чем равнодушие.

Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к  ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной  организации здравоохранения входят в "группу риска" наряду с умственно  отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются  в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

Список  использованной литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная  основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

. Бабанский Ю.К. Оптимизация  процесса обучения: Общедидактический  аспект. - М., 1977.

. Баяновська М., Опаленик  О. Понятійний аппарат "Концепції  національного виховання". Проблеми  післядипломної освіти." - Ужг., 1996. - С.42-44.

. Выготский Л.С. Игра  и ее роль в психологическом  развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.

. Гильбух Ю.З. Умственно  одаренный ребенок. - К., 1993.

. Гоноболин Ф.Н. Психологический  анализ педагогических способностей. В сб. Способности и интересы. - М., 1962. - С.237.

. Державна національна  програма "Освіта" (Україна XXI століття). - К., 1994.

. Дидактика современной  школы / Под ред.В.А. Онищука. - К., 1987.

. Дружинин В.Н., Хазратова  Н.В. Экспериментальное исследование  формирующего влияния среды на  креативность // Психологический журнал, 1994, т.15, № 4. - С.83-93.

. Дубасенюк О. Теоретичні  і методологічні основи виховної  діяльності педагога. Автореферат  докторської дисертації. - К., 1996.

. Есарева З.Ф. Особенности  деятельности преподавателя средней  школы. - Л.: Изд-во Ленинградского  университета. 1974. - С.36.

. Етнонаціональний розвиток  України. - К., 1993.

. Занков Л.В. Обучение  и развитие / Экспериментально-педагогические  исследования): Избранные педагогические  труды. - М., 1990.

. Заслуженюк В.С., Прискар  В.В. Формування у школярів  культури міжнаціонального спілкування/Педагогіка  і психологія, 1999, №2. - С.66-75.

. Концепція національного  виховання / "Рідна школа", 2004. - №6.

. Кравець В. Історія  класичної зарубіжної педагогіки  та шкільництва. Навчальний посібник. - Тернопіль, 1996. - 436с.

. Кулемзина А.В. Детская  одаренность: психолого-педагогическое  исследование. - Томск, 1999.

. Лейтес Н.С. Умственные  способности. - М: Педагогика, 1971.

. Мойсеюк Н. Є. Педагогіка. Навч. посібник.3. є видання, доповнене. - К., 2003. - 608с.

. Оконь В. Введение  в общую дидактику: Пер. с  польск.Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М.: Высш. шк., 1990. - 382с.

. Опаленик О.В., Сагарда  В.В. Оновлення системи виховання/  Нові технології навчання: Науково-методичний  збірник. Вип.8 - К.: НМКВО, 1992. - С. З-16.

. Опаленик О.В., Береш Г.  Педагогічні основи формування  національної самосвідомості студентів. - Львів, 1992.

. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие  основы. Процесс обучения. - 576с.

. Рибо Т. Творческое  воображение. СПб.: Эрлих, 1901.

. Семенов И.Н. Возрастные  особенности одаренных детей  // Инновационная деятельность в  образовании. 1994, № 1, с.56-64.

. Ступарик Б. Про мету  національного виховання в Україні/ "Педагогіка і психологія", 1996, №2. - С.87-94.

. Теоретические основы  процесса обучения в советской  школе / Под ред.В. В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1989.

. Філіпчук Г. Українська  етнокультура в змісті національної  загальної та педагогічної освіти. - К., 2005.

. Чайка В. Педагогіка. Навчальний посібник для студ. вищих пед. закладів освіти. - Тернопіль:  ТДПУ, 2004. - 168 с.


Информация о работе Проблема обучения и воспитания одаренных детей