Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младше¬го школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.
Введение
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………………………………….8
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16
Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически запущенными детьми………..........................................22
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22
2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29
Заключение.…………......................................................................................34
Список литературы........….......................................................................39
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Кафедра теории и истории педагогики
Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе
КУРСОВАЯ РАБОТА
Направление подготовки: «Педагогическое образование»
Профиль: «Начальное образование»
(2 курс, заочная форма обучения)
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук
Доцент
Зав. кафедрой:
Член-корреспондент Российской
академии
Образования, доктор
педагогических наук
профессор
Содержание
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально
и педагогически запущенный ребенок..…………………….............
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….........
Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически
запущенными детьми……….........
2.1. Профилактика педагогической запущенности
учащихся…………………………………………………………
2.2. Профилактика социальной запущенности
учащихся....……................
Заключение.…………...............
Список литературы........…....
Введение
Актуальность исследования. Современная ситуация развития ребенка неблагоприятно складывается на различных уровнях окружающей его среды – экологические катастрофы, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, национальные и региональные потрясения, проблемы реформирования образования, нестабильность семьи и другие.
Косвенными показателями неблагополучия социально-экономической и социокультурной ситуации развития ребенка в детском возрасте в российских условиях являются рост социального сиротства, низкая рождаемость, высокая детская смертность, ухудшение психосоматического здоровья детей, отклонения в развитии личности и поведении ребенка.
Усложнение социально-педагогической ситуации развития ребенка в первую очередь связано с дестабилизацией семьи, снижение воспитательного потенциала которой во многом обусловлено экономической озабоченностью материально-бытовой и социальной неустроенностью родителей, либо дезорганизацией семьи вследствие погони за сверхвысоким благосостоянием.1
В систему образования также вошли рыночные отношения, в силу которых большая когорта детей, отстающих от требований возраста, социально незащищенных оказываются сегрегированными в специальные группы, классы, либо полностью вытесняются из образовательных учреждений.
Как показывает анализ педагогической
практики, многие недостатки в развитии
личности ребенка, обусловленные социально-
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий.
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: высокий уровень требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, формируются дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных возможностей и свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.2
Выход из этой ситуации возможен
лишь при изменении методов воспитан
О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень и обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости — важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает обобщение и популяризацию передового опыта, и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Решение практических и организационных задач может обеспечить не только преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования этой проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками — дефектологией, психологией, школоведением.3
Идея о вреде коллективного обучения для отстающих находит поддержку в США в связи с общей критикой классно-урочной системы и попытками перейти на индивидуальное обучение наиболее способных детей.
В отечественной педагогической практике дискутируется вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма современными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои проблемы, пройти испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
Объектом исследования являются социально и педагогически запущенные дошкольники и младшие школьники, современные причины, факторы и условия, способствующие возникновению и развитию социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
Предмет исследования – процесс ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности дошкольников и младших школьников.
Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику
социально-педагогической запущ
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младшего школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.
4. Определить принципы построения методов комплексной диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
7. Раскрыть психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса как средства общей ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей.
Глава I. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты), коллективные понятия, знания и идеи, существующие в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностные ориентации. В то же время он понимает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
С поступлением в школу ребенок рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться. В то же время, если сверстники доброжелательно произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими и самим собой.
Как справедливо писал Д. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое произношением его имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстремальные ситуации социально-экономических проблем, техногенных катастроф, межэтнических и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать.4
Наряду с множеством проблем, возникающих перед семьей, в связи с перемещением в новые регионы, у ребенка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников — его имя.
Образ «Я» — это
и образ физических данных, особенности
телесной конституции. Важно правильно
строить отношения с ребенком
по поводу его телесных особенностей,
успехов или неуспехов в
В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина, что призывает к сознательному подавлению экспрессии. Подавляемые привычные эмоции формируют у него определенный тип статичных поз и двигательных реакций: скованность движений, защитные позы, застывшие позы, готовность к агрессии. Так как позы и телесные движения не существуют сами по себе, они рефлекторно связаны и с мимикой ребенка. Именно доминирующие позы, жесты, мимика младшеклассника свидетельствуют о его доминирующем психическом состоянии.
Образ тела — сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представителя своего пола и как представителя своей культуры, своего этноса. Особое внимание следует уделять развитию физической культуры ребенка. С первых лет обучения в школе именно на уроках физкультуры дети должны приобретать привычки и устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию — все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими: ведь быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым — значит радовать собой других.
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу — это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми. Меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от существования, лишенного постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил.
Информация о работе Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе