Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младше¬го школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.

Содержание

Введение
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………………………………….8
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16

Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически запущенными детьми………..........................................22
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22
2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29

Заключение.…………......................................................................................34
Список литературы........….......................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Problema_sots_i_ped_zap_detey_v_nach.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

                         Департамент образования города Москвы

          Государственное бюджетное образовательное учреждение

          Высшего профессионального образования города Москвы

   «Московский городской педагогический университет»

         Институт педагогики и психологии образования

                   Кафедра теории и истории педагогики

 

                        

Проблема социально  и педагогически запущенных детей  в начальной школе

 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Направление подготовки: «Педагогическое образование»

                      Профиль: «Начальное образование»

                         (2 курс, заочная форма обучения)

 

 

Научный руководитель:                               Илюшина Наталия Николаевна

Кандидат педагогических наук

Доцент

 

 

Зав. кафедрой:                          Данилюк Александр Ярославович

Член-корреспондент Российской

академии

Образования, доктор

педагогических наук

профессор

                                    Москва, 2013

Содержание

 

Глава I. Социально-педагогическая запущенность

в детском возрасте……………..…………………………………………….8

1.1.  Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8

1.2.  Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12

1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16

 

Глава II. Особенности работы с социально

и педагогически  запущенными детьми………..........................................22

2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22

2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29

   

Заключение.…………......................................................................................34

 

Список литературы........….......................................................................39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Современная ситуация развития ребенка неблагоприятно складывается на различных уровнях окружающей его среды –  экологические катастрофы, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, национальные и региональные потрясения, проблемы реформирования образования, нестабильность семьи и другие.

Косвенными показателями неблагополучия социально-экономической и  социокультурной ситуации развития ребенка в детском возрасте в российских условиях являются рост  социального сиротства,  низкая рождаемость,  высокая детская   смертность, ухудшение  психосоматического  здоровья детей,  отклонения     в развитии личности и  поведении ребенка.

Усложнение  социально-педагогической ситуации   развития ребенка в первую очередь связано с дестабилизацией семьи, снижение  воспитательного потенциала которой во многом   обусловлено  экономической  озабоченностью материально-бытовой   и социальной  неустроенностью родителей,  либо   дезорганизацией семьи вследствие  погони за  сверхвысоким  благосостоянием.1

В систему образования  также вошли рыночные отношения, в силу которых большая когорта  детей, отстающих от требований возраста, социально незащищенных оказываются  сегрегированными в специальные  группы, классы, либо полностью вытесняются  из образовательных учреждений.

Как показывает анализ педагогической практики, многие недостатки в развитии личности ребенка, обусловленные социально-педагогической ситуацией, остаются своевременно незамеченными и неустраненными в силу неразработанности проблемы в научном плане и отсутствия специальной подготовки педагогов к работе с социально и педагогически запущенными детьми.

Ребенок, поступающий  в школу, должен быть зрелым в физиологическом  и социальном отношении, должен достичь  определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий.

В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную  роль начинают играть школьные факторы: высокий уровень требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, формируются дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных возможностей и свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.2

Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. Таким образом, педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой. Психологическим механизмом педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выразить латентную, начальную и выраженную степени педагогической запущенности ребенка.

О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую  оно берет на себя ответственность  за уровень и обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости — важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает обобщение и популяризацию передового опыта, и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.

Решение практических и  организационных задач может  обеспечить не только преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования этой проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками — дефектологией, психологией, школоведением.3

Идея о вреде коллективного  обучения для отстающих находит  поддержку в США в связи с общей критикой классно-урочной системы и попытками перейти на индивидуальное обучение наиболее способных детей.

В отечественной педагогической практике дискутируется вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в  следующий класс. Весьма современными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои проблемы, пройти испытательный срок.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.

Объектом исследования являются социально и педагогически запущенные  дошкольники  и младшие школьники,  современные причины,  факторы и условия,  способствующие возникновению   и развитию социально-педагогической запущенности в детском возрасте.

Предмет исследования – процесс ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности дошкольников и младших школьников.

Целью исследования   является выявление  сущности и специфики социально-педагогической  запущенности,  обусловливающих  ее  причин,  факторов и условий;  методологическое  обоснование ее  ранней профилактики и коррекции.

Задачи  исследования:

1.  Разработать общетеоретические и методологические  основы ранней диагностики,  профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.

2. Выявить специфику  социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.

3.  Изучить  особенности запущенного дошкольника и младшего школьника как субъекта самосознания,  деятельности и общения, характеризующие   уровень  его активности во взаимодействии с микросредой.

4.  Определить  принципы построения методов комплексной диагностики,  профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.

7.  Раскрыть  психолого-педагогические  требования к гуманизации целостного педагогического процесса как средства общей ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте            

               1.1.  Личность ребенка младшего школьного возраста

 

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты), коллективные понятия, знания и идеи, существующие в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностные ориентации. В то же время он понимает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

С поступлением в школу  ребенок рефлексирует на то, как  реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться. В то же время, если сверстники доброжелательно произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими и самим собой.

Как справедливо писал  Д. Карнеги, для человека звук его  имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое произношением его имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстремальные ситуации социально-экономических проблем, техногенных катастроф, межэтнических и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать.4

Наряду с множеством проблем, возникающих перед семьей, в связи с перемещением в новые регионы, у ребенка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников — его имя.

Образ «Я» — это  и образ физических данных, особенности  телесной конституции. Важно правильно  строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных  или бытовых действиях. Ведь тело открыто для наблюдения, его статика и двигательная активность или пассивность легко просматриваются.5 Ребенок младшего школьного возраста обретает много проблем именно потому, что он пошел в школу, где сама система обучения требует от него приложения усилий для овладения телом и, в частности, дифференциацией действий и пластикой как системой скоординированных движений. Все прочувствованные сами ребенком телесные особенности и полученные от других сведения об этих особенностях формируют у него образ тела и отношение к нему. Отдельная проблема для ребенка, поступившего в школу, — его телесная конституция. Телосложение ребенка определяет его двигательную активность, двигательный стиль, «истоки характера».

В условиях обучения в  школе от ребенка требуется дисциплина, что призывает к сознательному подавлению экспрессии. Подавляемые привычные эмоции формируют у него определенный тип статичных поз и двигательных реакций: скованность движений, защитные позы, застывшие позы, готовность к агрессии. Так как позы и телесные движения не существуют сами по себе, они рефлекторно связаны и с мимикой ребенка. Именно доминирующие позы, жесты, мимика младшеклассника свидетельствуют о его доминирующем психическом состоянии.

Образ тела — сложное  образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представителя своего пола и как представителя своей культуры, своего этноса. Особое внимание следует уделять развитию физической культуры ребенка. С первых лет обучения в школе именно на уроках физкультуры дети должны приобретать привычки и устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию — все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими: ведь быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым — значит радовать собой других.

Поступление в школу  — переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его  притязаний на признание. Поступление  в школу — это переход к  новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми. Меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от существования, лишенного постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил.

Информация о работе Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе