Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младше¬го школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.

Содержание

Введение
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………………………………….8
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16

Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически запущенными детьми………..........................................22
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22
2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29

Заключение.…………......................................................................................34
Список литературы........….......................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Problema_sots_i_ped_zap_detey_v_nach.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Прежде чем предлагать практические советы и рекомендации, напомним, что восстанавливать и развивать младшего школьника как (полноценного ученика нужно в следующих направлениях:

— формировать мотивацию  учения как побудительную силу;

— развивать любознательность и познавательные интересы ребенка  как основу познавательной учебной активности;

— повышать уровень производительности познавательных психических процессов  как фундамента учебной деятельности;

— сформировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение  последней.

Структура учебной мотивации  младшего школьника зависит от статуса  ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации  имеют, как правило, низкий статус в  классе (чаще всего это неуспевающие ученики). Общественная позиция сказывается на деятельности ребенка на уроке.22 Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжелательном отношении к ним в классе показывают низкие результаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, педагогу необходимо сначала повысить его социальный статус — поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.

Критиковать ребенка  следует на фоне общей психологической  поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика  будет отвергнута или искажена. Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я-концепции». Доминирование положительного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию.

Отрицательные эмоции побуждают  стремление избежать контакта с негативным событием, т. е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного событию. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда его учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с положительным отношением ребенка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений. В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения.23

1 этап. Возникновение  мотивации.

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»); вызвать мотивы относительной неудовлетворенности; («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»); усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например в таких-то ситуациях)).

2 этап. Подкрепление и  усиление возникшей мотивации.

Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, — удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать самостоятельный поиск учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершения.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным  личным опытом, чтобы в конце урока  возникла положительная установка  на дальнейшее учение, т. е. положительная  мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.24

Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять  психологическим содержанием, ибо  каждый этап — это специфическая  по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

 

                2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся

 

Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности:

— уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память);

— уровень развития волевой  сферы (произвольность, усидчивость, старательность);

— уровень развития тонкой моторики.

Проводимое при наборе детей в школу психологическое  тестирование ставит задачу отследить детей, имеющих низкий уровень готовности к обучению с целью своевременного оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.

 

Таблица 4

Сопоставительный анализ готовности детей к школе по классам, в % (исследование Н. Н. Кушнаревой в Ростовской СШ № 83, 1999 г.)

Класс

Уровни готовности

высокий и выше среднего

средний

ниже среднего и низкий

1 а

56

29

17

1 б

39

39

22

1 в

38

54

8

1 г

9

56

35

1 д

66

34

Среднее значение

28

48,8

23,2


 

Преобладание средней, низкой и крайне низкой готовности детей к школе побуждает нас вести мониторинг их адаптации к обучению.

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды  и результат этого приспособления. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым межличностным  отношениям, к новым требованиям, в том числе когнитивным, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности.25 Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного психического, личностного и социального развития.

В педагогической практике оправдали себя следующие этапы работы по адаптации:

1. Диагностика учащихся первых классов на предмет успешности адаптации к начальной школе (конец 1 четверти).

1.1. Опрос педагогов, работающих в классах, на предмет выявления плохо адаптированных учащихся.

1.2 Тестирование детей:

а) мотивация учения;

б) рисунок «Что мне  больше всего нравится в школе»;

в) изучение самооценки (шкалы: «Здоровье», «Характер», «Счастье», «Ум» Дембо—Рубинштейна).

2. Выявление по результатам  диагностики детей, плохо адаптирующихся  к школе.

3. Коррекция процесса адаптации — тренинг с такими учащимися для создания условий успешной адаптации (II — III четверть).

Задачи коррекции:

— развитие когнитивных  умений и способностей, необходимых  для успешного обучения;

— развитие социальных и  коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами;

— формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности.26

4. Повторное тестирование  с целью определения успешности коррекционных мероприятий.

Например, в 2009 году было проведено повторное тестирование первоклассников в ноябре, и результаты активной работы педагогов с учащимися стали очевидны (табл. 5).

 

Таблица 5

Степень адаптации учащихся к школе (в ноябре 2009 г.)

Класс

Уровни готовности

высокий

средний

низкий

1 а

65

26

9

1 б

76

5

19

1 в

74

19

5

1 г

52

48

0

1 д

60

40

0

Ср. показатель

65,8

27,6

6,6


 

Таблица 3

Планирование коррекционной  программы на учебный год27

№ занятий

Тема урока

Объем времени в часах

Сроки проведения (ориентировочно)

1

2

3

4

1-я четверть

Тестирование и выявление  педагогически запущенных детей и обработка и создание группы

17

Сентябрь

1.

Знакомство детей друг с другом.

2

Октябрь

2.

Воспитание уверенности в себе.

7

Октябрь

3.

Закрепление занятия  «Воспитание уверенности в себе»

1

Октябрь

2-я четверть

4.

Снятие страхов и  тревожности

10

Ноябрь

5.

Закрепление занятия  «Снятие страхов и тревожности»

1

Декабрь

6.

Зависимость от окружающих

6

Декабрь

7.

Закрепление занятия «Зависимость от окружающих»

1

Декабрь

8

Развитие памяти

3

 

3-я четверть

9.

Повтор занятия «Развитие  памяти»

5

Январь

10.

Закрепление занятия  «Развитие памяти»

3

Январь

11.

Развитие внимания

10

Февраль

12.

Закрепление занятия  «Развитие внимания»

2

Февраль

13.

Снятие враждебности

9

Март

4-я четверть

14.

Повтор занятий «Снятие  враждебности»

2

Апрель

15.

Продолжение темы «Снятие  враждебности»

8

Апрель

16.

Закрепление занятия  «Снятие тревожности»

2

Апрель

 

Повторное тестирование и обработка данных

12

Май


 

Таким образом, совместная работа психолого-логопедической службы и учителей начальных классов  даже в условиях весьма сложного социума  может обеспечить должный педагогический эффект.

 

 

 

                                         Заключение

 

В работе с детьми на сегодняшний  день делаются лишь попытки в «борьбе» с эмоциональной депривацией. В  какой-то мере компенсировать недостаток положительных эмоций могут предметы эстетического цикла и, в частности, уроки музыки, музыкальные мероприятия, концерты.

Уникальность музыкального языка состоит в том, что он изначально — сплошной набор эмоций и чувств, которые посредством  звуков передаются от одного человека к другому. При частом повторении чувства, вызываемые музыкальным произведением, входят в эмоциональный фонд ребенка, делают доступным понимание таких положений, с которыми сам ребенок еще не сталкивался.28

Исполняя или слушая музыкальные произведения на групповых  или индивидуальных занятиях, ребенок, иногда осознанно, иногда — нет, дает свою оценку произведению, выраженную в его отношении, в его высказываниях по содержанию этого произведения. Конечно, в идеальном случае, ребенок сразу может эмоционально откликнуться на предложенную музыку. Но, как правило, это происходит тогда, когда уже накоплен некоторый слушательский и исполнительский опыт. И тогда каждое новое исполняемое музыкальное произведение ребенок будет наполнять все новыми и новыми эмоциями, тем самым расширяя не только свой эмоциональный фонд, но и свой кругозор.

В природе существует закон равновесия, который можно применить и к эмоциональной сфере человека. Смысл его заключается в следующем: недостаток положительных эмоций будет обязательно компенсирован эмоциями негативными. Поэтому задача уроков музыки и заключается в пополнении позитивного эмоционального фонда ребенка. И тогда на смену недоверию придет доброжелательная открытая улыбка; робости - уверенность в собственных силах; всевозможным страхам - доверие к окружающему миру. Педагогический коллектив таганрогского Дома детства музыкально-эстетического развития убеждается в этом на практике: за тридцать лет существования детского дома здесь не было ни одного побега, ни одного серьезного правонарушения, а подавляющее большинство выпускников учатся в высших и средних специальных учебных заведениях.

Ранняя профилактика и коррекция базируются на  специфическом методологическом,  технологическом и функциональном обеспечении,  которое  позволяет моделировать  названные   процессы с  учетом особенностей личности  запущенного  ребенка   и социальной  ситуации  его  развития при функционально-ролевом взаимодействии их  субъектов.

Информация о работе Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе