Проблемы готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.

Содержание

• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

реагировать на социокультурные  изменения среды. Главным итогом такой

двусторонней деятельности школы является адаптация детей  к  быстроменяющейся

жизни.(20)

Как подчеркивает Е.А. Ямбург , можно и нужно учить всех детей  без исключения,

вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В

этом заключается одновременно гуманизм и демократизм адаптивной школы, если

вкладывать профессиональный педагогический смысл.(20)

Е.А. Ямбург утверждает, что  адаптивная школа – это и есть массовая

общеобразовательная школа, где должно быть место каждому  ребенку, то есть

должны быть разработаны  учебные программы, согласно их уровня готовности к

обучению.

Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое  и нравственное

развитие учащихся, организуя  учебно – воспитательный процесс  таким образом,

чтобы максимально снизить  перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить

современную диагностику  и коррекцию, систематическую медико – психологическую

помощь непосредственно  в школе. Концепция здоровья разрабатывается  и

внедряется директором Центра ДАР им. Выготского Л.С., кандидатом медицинских

наук В.Н. Касаткиным.

Адаптивная школа подразделяется на основные модули, соответствующие  этапам

обучения и развития, и  сопутствующие модули, выполняющие  свои специфические

задачи.

Модуль «Начальная школа» определяет следующие цели и задачи:

1.      Обеспечение  содержательной и методической  преемственности с

дошкольным модулем. Здесь  уделяется внимание психологической  готовности

ребенка к школе и выбору оптимальных условий обучения.

2.      Обеспечение  оптимального сочетания двух  образовательных парадигм:

аффективно – эмоционально –волевой и когнитивной.

3.      Овладение  учащимися начальной школы доступными  им способами и

навыками учебной деятельности.

4.      Организация  диалога различных педагогических  систем и технологий.

Этот модуль работает в  логике образовательной модели «смешанных

способностей». Характерные  черты:

Ø      Изучение всех предметов проходит в группах  «смешанных

способностей». Таким образом, обеспечивается внутренняя дифференциация

способностей и склонностей  ребенка за счет специально организованной

коррекционно – развивающей  работы и подбора педагогических технологий под

конкретного ребенка.

Ø      Учебный  материал преподносится порционно.

Ø      По завершению работы над базовой учебной единицей с помощью

диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили  учебный

материал.

Ø      В «коррективный», или « дополнительный», период работа над

заданиями организуется индивидуально  или в группах.

Ø      Выделение  «коррективных», или «дополнительных»  групп

происходит внутри класса.

Ø      Особое внимание уделяется работе с небольшой  группой детей и

индивидуальной дифференциации.

Ø      Новую базовую  учебную единицу все учащиеся начинают изучать

одновременно.

Ø      Требования, предъявляемые к знаниям учащихся, фиксированы, но

время, отведенное на изучение той или иной базовой единицы, не

ограничивается.

Ø      Важнейшая  черта этой модели - диагностическое  тестирование.

Ø      Модель хорошо функционирует тогда, когда уделяется  внимание

управлению учащихся, так  как дети должны получать навыки работы в группе.

Ø      Так как  внутри класса происходят постоянные перегруппировки,

хорошие отношения между  учениками и рабочий климат становятся постоянной

заботой педагога и необходимым  условием эффективного обучения.

Таким образом , по мнению Е.А. Ямбурга , со временем общеобразовательные

школы по необходимости превратятся  в адаптивные, где учебно – воспитательный

процесс будет организован  с учетом социокультурных особенностей региона,

социальных запросов населения  и требований государства к образовательным

стандартам, по возможности  гибко по отношению к психофизиологическим

особенностям, способностям и склонностям детей.

Таким образом в нашем  исследовании дифференцированное обучение будет

рассматриваться как условие  успешного речевого развития первоклассников.

Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в

той форме, когда учащиеся группируются на основании каких  – либо

особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного

подхода будет иметь следующие  особенности:

q       Обеспечение  содержательной и методической  преемственности, выбор

оптимальных условий обучения.

q       Обеспечение  оптимального сочетания двух  образовательных парадигм:

аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.

q       Овладение  учащимися начальной школы доступными  им способами и

навыками учебной деятельности.

q       Организация  диалога различных педагогических  систем и технологий.

q       Создание  благоприятных условий для максимального  развития задатков и

способностей младших  школьников.

q       Ликвидация  перегрузки в обучении младших  школьников.

                               Заключение                               

Успешное решение задач  развития личности ребенка, повышение  эффективности

обучения, благоприятное  профессиональное становление во многом определяются

тем, насколько верно учитывается  уровень подготовленности детей  к школьному

обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как  комплексная

характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития

психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками  для

нормального включения в  новую социальную среду и для  формирования учебной

деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного  возраста

являются:

-         умение детей сознательно подчинять  свои действия правилам, обощенно

определяющим способ действия,

-         умение ориентироваться на заданную  систему требований,

-         умение внимательно слушать говорящего  и точно выполнять задания,

прелагаемые в устной форме,

-         умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу .

Кроме указанных составляющих психологической готовности  к  школе,

исследователи выявляют уровень  развития речи.

Основными показателями речевой  готовности первоклассников к обучению являются:

-         более сложная самостоятельная  форма речи – развернутое

монологическое высказывание,

-         развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического

развития,

-         развитие грамматического строя  речи,

-         усвоение закономерностей морфологического  порядка и синтаксического,

-         усвоение грамматических форм  языка и приобретение большего

активного словаря,

-         совершенствование словесно –  логического мышления.

Согласно выявленного  уровня готовности к обучению, с  учетом у учащихся

задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих

развитие младших школьников в оптимальном режиме.

Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации

дифференцированного подхода  будет зависеть:

-         во – первых, от уровня готовности  учащихся

-         во – вторых, от  специфики  развития познавательных процессов  и

речевого развития первоклассников;

-         в – третьих, от эффективности  использования основных воспитательных

и развивающих возможностей учебных программ;

-         в –четвертых, от рационального  сочетания ведущего вида деятельности

(учебной) с другими  видами деятельности, при оптимальном  сочетании форм,

методов и средств обучения;

-         в – пятых, от знания форм  и методов дифференцированного  подхода при

обучении младших школьников

·

                               Список литературы.                              

1.      .Анастази  А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред.

К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.

2.      Блонский  П.П. Избранные педагогические  и психологические сочинения.

Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)

3.      Венгер  А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального  обследования детей

младшего школьного возраста – Томск.,1993.

4.      Давыдов  В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986

(Психологическое развитие  младших школьников в процессе  учебной деятельности:

163-213)

5.      Запарожец  А.В. Избранные психологические  труды: В 2  т. – М., 1986. –

Т.1 (Учение Ж Пиаже и  психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы

развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития

ребенка: 233 – 235, 248 – 257)

6.      Лисина  Н.И., Копчеля Г.И. Общение со  взрослыми и психологическая

подготовка детей к  школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения  у дошкольников:

5 – 43)

7.      Нежнова  Т.А. Динамика «внутренней позиции»  при переходе от

дошкольного к школьному  возрасту. – М.,1988.

8.      Подъяков  Н.М. Мышление дошкольника. –  М., 1972 (Формирование у

дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 –

123. Формирование наглядно  – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)

9.      Русский  язык в начальных классах/ Под  ред. Н.С.Соловейчик, П.С.

Жедек. – М.,1997.

10.  средней общеобразовательной  школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)


Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе