Проблемы обучения леворукого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:21, реферат

Краткое описание

Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным. Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
Цель исследования – систематизировать знания в области особенностей проявления леворукости в учебном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..4
Глава 1 Понятие леворукости в психологии………………………………….........7
1.1 Определение леворукости, её признаки и виды……………………...........7
1.2 Теории возникновения леворукости…………………………..……..........10
1.3 Природа левшевства. Функциональная ассиметрия левого и правого полушария…………………………………………………………………………..14
Глава 2 Особенности обучения леворуких детей………………………………...19
2.1 Психические особенности леворукого ребенка………………………..19
2.2 Трудности адаптации леворукого ребенка к школьной среде………..26
2.3 Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения…………………………………………………………30
Глава 3 Исследование леворукости………………………………………….........33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Определение ведущей руки»……………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Опросник по Аннет»………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Функциональные различия левого и правого полушария»…48

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Маленький левша очень настроен на приближение внешнего пространства к своему уровню: нигде больше не увидишь таких отчаянных попыток самокоррекции, как у него. Иногда это кончается плачевно: постоянно разворачивая, так и эдак образец для копирования и собственный экспериментальный лист, что очень специфично для левшей, ребенок, не умея еще охватить сложную, многокомпонентную фигуру целиком, в результате многочисленных манипуляций деформирует ее так, что сам, в конце концов, не понимает, что у него получилось и как ему это удалось.

У левшей становление тех или иных звеньев, параметров психической деятельности может быть трансформирован. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваются быстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время.

   Формирование у ребенка-левши  пространственных представлений  – одно из важнейших условий  повышения его достижений. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик. Таким образом, это даст левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится в начале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления.

Ни в коем случае нельзя пытаться абстрагировать внешние пространства, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать свои телом, руками.    Поэтому, начиная обучать его буквам и цифрам, нужно дать ему в руки пластилин и проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит цифры, буквы. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире – уже» и т.п.. Ребенок-левша не всегда, точнее сказать – очень редко, понимает в абстрактных формулировках, что значит «зад – перед», «над – под», «в – на». Рекомендуется проговорить это с ним, сидя в его комнате, где все ему привычно.

Психическое развитие левшей сопровождается характерной и устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной это требует постоянной тренировки следующего рода: от вратаря, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворота, особенно часто в тот угол, который от него слева. Тоже – при игре в бадминтон, теннис и т.п.

Родителям и педагогам известно, что кризис освоения внешнего пространства (в том числе «зеркальности») проходят все маленькие дети, но к школьному возрасту, они уже забывают о нем, соблюдая все нужные правила. У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни. Именно поэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания.

Таким образом, леворукие дети имеют некоторые психические особенности, отличающие их от праворуких детей, которые необходимо учитывать как при обучении в школе, так и родителям в домашней обстановке.

 

               

2.2 Трудности адаптации леворукого ребенка к школьной среде

 

Дети, принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых индивидуальных характеристик, определяющих школьные трудности, относятся: эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрии. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. Исследователи М.Г.Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе. Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

Период школьной адаптации довольно продолжителен по времени - 4-6 недель, но родители "отводят" на адаптацию своих детей не больше 1-2 недель, а учителя - 2-3 недели [5; с.138].

В этот период для ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительная статическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическими чертами леворукого ребенка: повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе, трудностями осуществления зрительно-моторных координаций, нарушениями пространственного восприятия. Этот комплекс отрицательных воздействий школы осложняется нецелесообразным переучиванием, что нередко ведет к появлению ранних детских неврозов. Насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей [2; с.115].

 Наиболее часто в практике  школы встречаются проявления  симптоматики астенического невроза:

- нарушение сна;

- нарушение аппетита;

- головные боли;

- страхи;

- энурез;

- заикание;

- тики, навязчивые движения;

- повышенная возбудимость, раздражительность;

- вестибулярные расстройства;

- различные гиперестезии (повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам);

- двигательная расторможенность или заторможенность.

До недавнего времени, леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Иногда даже, чтобы переучить левшу, левую руку ребенка привязывают к туловищу.

Конечно, можно заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов [7; с.272].

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть [15; с.57].

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому "недостатку". Когда взрослые при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи.

Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом)[1; с.129].

 Кроме того, у детишек могут  проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами.

Фактически самой главной проблемой школьной адаптации леворуких детей является трудность обучения письму (реже - письму и чтению вместе). Результаты исследований С.Ортона показывают, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных функций приводит к трудностям обучения. Эти трудности выражаются в специфических множественных ошибках - оптической дисграфии при письме и чтении и оптической дислексии. Учителями отмечаются у этих детей нарушения почерка: тремор (дрожание линии), неправильное начертание букв, искажение оптического и кинетического образа, пространственного расположения элементов букв, зеркальное письмо.

Таким образом следует сделать вывод, что для того, чтобы снять проблемы обучения у маленького леворукого ребенка или эти проблемы предупредить, необходима тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. Но самое главное, очень важно воспринимать ребенка таким, какой он есть, воспитывать в нем индивидуальность и требовательность к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности.

Феномен предвосхищения.

В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда. Зеркальные формы деятельности давно привлекали внимание ученых. Так названы эти формы деятельности потому, что выполняющий сейчас письмо или движения, чтение и восприятие левша может выглядеть как зеркальное отражение правши, выполняющего ту же деятельность [10; с.275].

Давно обращено внимание на то, что у леворуких встречается зеркальное письмо. У большинства детей в возрасте от 3до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом. Но все же в литературе больше описаний зеркального письма у леворуких. Зеркальное письмо реализуется справа налево. Переставляют местами правые и левые детали букв, редко- верхние и нижние.

Чтение текста возможно при его отражении в зеркале и обычном чтении слева направо. Пространственное положение букв перевернуто на 180*. Может быть полным или частичным, когда зеркально пишутся только некоторые буквы. Зеркальное письмо выявлено у 11% школьников, чаще у мальчиков, чем у девочек. У переученных детей левшей оно может обнаруживаться в состоянии утомления, сниженного внимания.

Зеркальности в момент письма многие левши не осознают.

Зеркальное чтение встречается реже, чем зеркальное письмо. Под названием «зеркальное» описываются различные варианты чтения. Наиболее частым является чтение зеркально написанного теста. Левша прочитает такой текст столь же быстро, как любой другой обычно написанный текст. Но такое чтение не всегда сопутствует зеркальному письму. Некоторые из левшей пишут зеркально, но прочитать написанное не могут.

По сравнению с зеркальным письмом в литературе несравненно меньше уделено внимания зеркальным движениям. Зеркальные движения, как и зеркальное письмо, часто не осознаются лицом, их совершающим. Не осознается противоположная их направленность в пространстве. Зеркальные движения проявляются чаще в сочетании с трудностью пространственных представлений, различения правого и левого, ориентировки и восприятия пространства вообще.

Зеркальное рисование часто проявляется у детей. W. Stern отмечал «выворачивание» при рисовании в детстве: «верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее». Чаще зеркально рисуется субъектом предмет, отсутствующий непосредственно перед рисующим, но знакомый ему по прошлым восприятиям. У рисующего зеркально имеют место зеркальные ошибки и в восприятии, и в представлении [11; с.106].

К представленным феноменам можно добавить зеркальное представление, когда у левшей в момент мысленного представления отсутствующий непосредственно перед ним предмет зеркально отображен в сознании. Все эти феномены говорят о том, что деятельность (в момент письма, рисования, чтения, восприятия, представления, совершения какого-либо движения) у левши организуется в пространстве как бы, наоборот, по сравнению с теми же видами деятельности у правши [19; с.97].

Феномен обратной последовательности устной и письменной речи состоит в способности выговаривать звуки и писать буквы в слове в обратном порядке, т.е. так что первые звуки и буквы оказываются последними, а последние-первыми.

 У левшей можно наблюдать  феномен предвосхищения. Левша будто  способен с помощью органов  чувств воспринимать события  будущего времени. Невозможность  феномена предвосхищения у правшей и возникновение у них лишь ощущения «уже увиденного» объясняется организацией парной работы полушарий мозга правши во времени таким образом, что правое полушарие функционирует в настоящем с опорой на прошлое время и вне будущего времени; этому сопутствует функционирование левого полушария в настоящем времени с обращенностью в будущее. Недоразвитие оптико-пространственного гнозиса затрудняет ориентировку ребенка в тетради, в рабочей строке. Он путает правую, левую стороны, верх и низ, с трудом находит нужную строчку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из изложенного очевидно, что межполушарная асимметрия является одной из причин леворукости у детей. Ведущую руку определяет контралатеральное полушарие, у правшей – левая, у левшей – правая. Зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только какое полушарие «управляет» ею, но и предсказать особенности организации высших психических функций. Функциональное различие правого и левого полушарий влияют на протекание различных психических функций.

В зависимости от того, какое полушарие является доминантным будут определяться особенности восприятия, эмоциональной сферы, речи, мышления, памяти, деятельности человека.

Информация о работе Проблемы обучения леворукого ребенка