Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 04:32, реферат
Актуальность: Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.
Введение ………………………………………………………………………......3
Современный подход к компетенции и квалификации выпускников НПО………………………………………………………………………5
Основные подходы к оцениванию достижений обучающихся……..10
Заключение ……………………………………………………………………....24
Список использованной литературы и источников…………
Требования к уровню сформированности компетентностей конкретизированы в критериях для оценки и задаются к группе умений. Разработанные критерии предназначены для бинарной оценки (да/нет). Требования и критерии оценки представлены в форме таблиц и позволяют дать качественную оценку уровня сформированности компетентностей учащихся при проектной деятельности.
Анализ уровня сформированности компетенции
Оцениваемый параметр (компонент) |
Уровень сформированности |
Коммуникативная компетенция | |
Способность слушать, выделять главное в речи и тексте |
2 - компонент ярко выражен |
Способность выстроить план выступления |
Для ученика портфолио – это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Модель рейтинговой оценки учебных достижений учащихся.
Рейтинг – это оценка, которая количественно характеризует некое качественное понятие. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В практике учебных заведений рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная в балльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость учащегося и его компетентность.
Рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы обычно включает:
Основное отличие рейтинговой
оценки от традиционной заключается
в отсутствии негативной составляющей,
т.е. все баллы считаются положитель
К преимуществам рейтинговой системы можно отнести:
Рейтинг позволяет повысить роль учащегося в образовательном процессе, нацеленном на достижение результата (компетенций). Учащийся сам может распределять своя баллы, увеличивая свой рейтинг путем выполнения различных творческих заданий (написание научной статьи, участие в научно-исследовательской работе, олимпиадах, конкурсах, выступление с докладами и т.д.). В этой системе не существует отличников, «ударников» и т. д., а есть первый, десятый, сотый учащийся в соответствии с уровнем достигнутых им учебных результатов, которые в итоге формируют его компетентность.
По результатам контрольного мероприятия учащемуся выставляются:
– количество зачетных единиц (кредитов), характеризующих общую трудоемкость определенного этапа обучения;
– рейтинг, характеризующий качество освоения определенного этапа обучения.
Кейс-задачи включают проблемные задания, в которых студенту предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор метода. В основном, эти измерители предназначены для сопровождения специальных и гуманитарных дисциплин, а не для дисциплин естественнонаучного цикла, где, чаще всего, есть однозначное решение предлагаемой проблемы.
Таким образом, явные преимущества кейс-измерителей проявляются не везде, а только в задачах, которые имеют решения, соперничающие по степени истинности. Конечно, в первую очередь, эти преимущества связаны с возможностью развития творческих способностей студентов, ориентации на модель конкретной профессиональной ситуации, развития навыков критического мышления.
При разработке кейс-измерителей в электронном или текстовом виде формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом. Работа студента над кейсом может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами с привлечением различного рода аргументов и литературных источников для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения. Несомненным достоинством кейс-измерителей является их важная мотивирующая роль, побуждающая студента к формированию собственных профессиональных позиций и самостоятельному приобретению знаний, формированию умений и навыков мыслительной деятельности, развитию способностей и умению самостоятельно перерабатывать большие массивы информации.
Однако эта видимая простота оборачивается значительными трудностями, когда кейс-измерители используются для рубежной (семестровой) аттестации студентов или для экзаменов государственной итоговой аттестации выпускников. Важно не просто подобрать ситуационные задания, адекватные проблемам будущей профессиональной деятельности, но и обеспечить надежность и сопоставимость результатов педагогических измерений. Следовательно, при разработке кейс-измерителей для аттестации необходимо статистическое обоснование качества измерений и специальных методов шкалирования результатов студентов, полученных ими при решении заданий кейса.
Поскольку речь идет о неоднозначных решениях, оценивание результатов выполнения заданий необходимо проводить экспертными методами и разрабатывать стандартизованные методики для работы экспертов. По результатам оценивания строится порядковая шкала, в которой откладываются ранговые баллы студентов.
Приведем пример тестовой кейс-задачи.
Ситуация. Вы являетесь начальником отдела комплектации заказов фирмы-поставщика компьютерного оборудования. На сегодняшний день у Вас намечена крупная поставка постоянному региональному клиенту, вы собирались ее отправить, а менеджер по продажам сообщает, что нашел нового клиента из Москвы, которому необходимо именно сегодня поставить большой объем оборудования. Оборудования на складе хватит только на один заказа. Следующую такую отгрузку Вы сможете произвести через пять дней.
Вопрос. Каково Ваше решение?
Инструкция. Удалите неверные ответы, верные – расставьте по ранжиру:
Основные типы оценочных средств представлены в Приложении 1.
В работе представлены оценочные средства для диагностирования эмоционально-психологического, регулятивного, аналитического, творческого уровней сформированности компетенций;
Обозначим проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников, которые характерны для всех образовательных учреждений НПО.
Пути решения:
Пути решения проблемы:
- повышение квалификации педагогов
Реализация модернизации начального профессионального образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Проблема повышения квалификации педагогов, которое рассматривается как составная часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов, в современных условиях обусловлена двумя группами факторов, связанных, с одной стороны, с тенденциями изменения в самой системе повышения квалификации, с другой – с задачами управления современного профессионального образования. Повышение квалификации на уровне образовательного учреждения объективно требует новой управленческой философии, то есть разработки модели управления системой повышения квалификации педагогов. Создание такой модели рассматривается как важнейшее условие формирования и функционирования системы повышения квалификации в профессиональном училище, способствующее повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Стратегическая цель работы в направлении повышения квалификации педкадров: обеспечение перехода профессионального училища на новую систему повышения квалификации педагогов в условиях начального профессионального образования.
Тактические цели:
1. Выделить приоритетные виды деятельности, обеспечивающие эффективное повышение квалификации инженерно-педагогических работников профессионального училища.
2. Создать новую модель
системы повышения
3. Разработать мероприятия по реализации модели системы повышения педагогов в условиях начального профессионального образования.
В рамках обучения система повышения квалификации педагогов ПУ включает два направления: организационно-педагогическая и научно-методическая работа . Деятельность обучения по повышению квалификации инженерно-педагогических работников в ПУ отражает следующие виды поддержки: организационно-методическая, формирование и развитие кадрового потенциала, информационная, диагностическая поддержка, правовая поддержка
Для непрерывного повышения квалификации педагогов ПУ создана модель
– состав участников;
– органы управления повышением квалификации педагогических работников;
– формы внутрифирменного обучения;
– содержание педагогической деятельности;
– формы представления результатов педагогами училища;
– управленческие решения по организации и реализации системы повышения квалификации педагогов.
В основе модели – мониторинг качества профессионального мастерства педагогов. Итогом её функционирования становится дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению к работе и подбор форм методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Для мониторинга педагогической деятельности педагогов могут быть использованы следующие методы сбора информации:
1. Наблюдение за деятельностью
инженерно-педагогического
2. Наблюдение за деятельностью учащихся.
3. Метод контрольных срезов, итоговые уроки.
4. Анализ промежуточной
и итоговой аттестации
5.Метод устных опросов, беседы с учащимися, собеседование с педагогом, мастером производственного обучения, родителями.
6. Анкетирование, тестирование
инженерно-педагогического
7. Анкетирование родителей.
8. Анализ учебно-воспитательной работы.
Алгоритм управления системой повышения квалификации педагогов.
1. Определение педагогом дефицита компетентности (диагностика профессиональных барьеров: субъективно – «Что я не знаю, не умею, но хочу узнать», объективно – «что я должен уметь делать»).