Проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 04:32, реферат

Краткое описание

Актуальность: Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
Современный подход к компетенции и квалификации выпускников НПО………………………………………………………………………5
Основные подходы к оцениванию достижений обучающихся……..10
Заключение ……………………………………………………………………....24
Список использованной литературы и источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

151 Сидоренко.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

Требования к уровню сформированности компетентностей  конкретизированы в критериях для оценки и задаются к группе умений. Разработанные критерии предназначены для бинарной оценки (да/нет). Требования и критерии оценки представлены в форме таблиц и позволяют дать качественную оценку уровня сформированности компетентностей учащихся при проектной деятельности.

Анализ уровня сформированности компетенции

Оцениваемый параметр (компонент)

Уровень сформированности

Коммуникативная компетенция

Способность слушать, выделять главное в речи и тексте

2 - компонент ярко выражен 
1 – компонент имеет место быть 
0 – компонент не сформирован

Способность выстроить  план выступления

 

Для ученика портфолио – это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Модель рейтинговой оценки учебных достижений учащихся.

Рейтинг – это оценка, которая количественно характеризует некое качественное понятие. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В практике учебных заведений рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная в балльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость учащегося и его компетентность.

Рейтинговая система  оценки качества освоения образовательной  программы обычно включает:

    • рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене (зачете);
    • совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в течение данного семестра;
    • модульный рейтинг за цикл дисциплин, образующих модуль и изучаемых в течение определенного периода;
    • интегральный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося за весь период обучения.

Основное отличие рейтинговой  оценки от традиционной заключается  в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха.

К преимуществам рейтинговой системы можно отнести: 

  • повышение активности и ритмичности самостоятельной работы учащегося;
  • дифференциацию учащихся, сдавших все контрольные задания в срок, от учащихся, сдавших их лишь в зачетную сессию;
  • учет при вынесении оценки на экзамен «предыстории» текущей успеваемости;
  • получение информации о выполнении каждым учащимся графика самостоятельной работы;
  • учет работы выполненной учащимся сверх обязательной образовательной программы;
  • более обоснованной и точной оценке знания учащиеся за счет использования дробной балльной шкалы оценок;
  • при переходе на многоуровневую систему образования возможности более тонкой дифференциации учащихся по их наклонностям и познавательным способностям.

Рейтинг позволяет повысить роль учащегося в образовательном процессе, нацеленном на достижение результата (компетенций). Учащийся сам может распределять своя баллы, увеличивая свой рейтинг путем выполнения различных творческих заданий (написание научной статьи, участие в научно-исследовательской работе, олимпиадах, конкурсах, выступление с докладами и т.д.). В этой системе не существует отличников, «ударников» и т. д., а есть первый, десятый, сотый учащийся в соответствии с уровнем достигнутых им учебных результатов, которые в итоге формируют его компетентность.

По результатам контрольного мероприятия учащемуся выставляются:

– количество зачетных единиц (кредитов), характеризующих общую трудоемкость определенного этапа обучения;

– рейтинг, характеризующий качество освоения определенного этапа обучения.

Кейс-задачи включают проблемные задания, в которых студенту предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор метода. В основном, эти измерители предназначены для сопровождения специальных и гуманитарных дисциплин, а не для дисциплин естественнонаучного цикла, где, чаще всего, есть однозначное решение предлагаемой проблемы.

Таким образом, явные  преимущества кейс-измерителей проявляются не везде, а только в задачах, которые имеют решения, соперничающие по степени истинности. Конечно, в первую очередь, эти преимущества связаны с возможностью развития творческих способностей студентов, ориентации на модель конкретной профессиональной ситуации, развития навыков критического мышления.

При разработке кейс-измерителей  в электронном или текстовом  виде формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом. Работа студента над кейсом может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами с привлечением различного рода аргументов и литературных источников для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения. Несомненным достоинством кейс-измерителей является их важная мотивирующая роль, побуждающая студента к формированию собственных профессиональных позиций и самостоятельному приобретению знаний, формированию умений и навыков мыслительной деятельности, развитию способностей и умению самостоятельно перерабатывать большие массивы информации.

Однако эта видимая  простота оборачивается значительными  трудностями, когда кейс-измерители используются для рубежной (семестровой) аттестации студентов или для экзаменов государственной итоговой аттестации выпускников. Важно не просто подобрать ситуационные задания, адекватные проблемам будущей профессиональной деятельности, но и обеспечить надежность и сопоставимость результатов педагогических измерений. Следовательно, при разработке кейс-измерителей для аттестации необходимо статистическое обоснование качества измерений и специальных методов шкалирования результатов студентов, полученных ими при решении заданий кейса.

Поскольку речь идет о неоднозначных решениях, оценивание результатов выполнения заданий необходимо проводить экспертными методами и разрабатывать стандартизованные методики для работы экспертов. По результатам оценивания строится порядковая шкала, в которой откладываются ранговые баллы студентов.

Приведем пример тестовой  кейс-задачи.

Ситуация. Вы являетесь начальником отдела комплектации заказов фирмы-поставщика компьютерного оборудования. На сегодняшний день у Вас намечена крупная поставка постоянному региональному клиенту, вы собирались ее отправить, а менеджер по продажам сообщает, что нашел нового клиента из Москвы, которому необходимо именно сегодня поставить большой объем оборудования. Оборудования на складе хватит только на один заказа. Следующую такую отгрузку Вы сможете произвести через пять дней.

Вопрос. Каково Ваше решение?

Инструкция. Удалите неверные ответы, верные – расставьте по ранжиру:

  1. Отгружу заказ новому клиенту. Тут же свяжусь с региональным клиентом, объясню задержку поставки форс-мажорными обстоятельствами и при отправке ему заказа предусмотрю бонус.
  2. Это работа менеджера. Попрошу менеджера по продажам еще раз переговорить с новым клиентом и убедить его подождать несколько дней.
  3. Отгружу заказ региональному клиенту: договоренности надо соблюдать; к тому же я знаю, как дорого ему может обойтись эта задержка.
  4. Отгружу заказ новому клиенту, региональному отправлю заказ через несколько дней вместе с извинениями за задержку по независящим от нас причинам.
  5. У кого крупнее заказ, тому и отправлю.
  6. Свяжусь с региональным клиентом, выясню его ситуацию и объясню свою, придумав жуткий форс-мажор и пообещав возместить убытки. Если ничего не помогает, глубоко вздохну и отгружу ему заказ согласно договоренности.

Основные типы оценочных  средств представлены в Приложении 1.

В работе представлены оценочные средства для диагностирования эмоционально-психологического, регулятивного, аналитического, творческого уровней сформированности компетенций;

Обозначим проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников, которые характерны для всех образовательных учреждений НПО.

  1. Проведение независимой оценки и сертификацию квалификаций по специальностям на соответствие профессиональному стандарту.

Пути решения:

  • создание региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей проведение независимой сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО;
  • разработка региональных профессиональных стандартов по рабочим профессиям, востребованном на региональном рынке труда;
  • проведение процедуры подтверждения соответствия квалификации выпускников учреждений НПО требованиям общероссийских и региональных профессиональных стандартов по профессиям и специальностям, наиболее значимым для социально-экономического развития региона;
  • создание регионального реестра результатов проведения оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО;
  • проведение текущего мониторинга качества подготовки выпускников программ НПО с помощью автоматизированной информационной системы «Управление качеством образования», размещение результатов мониторинга на региональном кадровом портале, интернет-сайтах министерства образования и науки края, учреждений профессионального образования.
  1. Овладение педагогами современными оценочными технологиями и средствам, позволяющим вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик учащегося можно отнести: рубежные аттестационные тесты для системы мониторинга качества образования; кейс-измерители; компетентностные тесты для итоговой государственной аттестации выпускников.

Пути решения проблемы:

- повышение квалификации  педагогов 

Реализация модернизации начального профессионального образования  напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Проблема  повышения квалификации педагогов, которое рассматривается как составная часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов, в современных условиях обусловлена двумя группами факторов, связанных, с одной стороны, с тенденциями изменения в самой системе повышения квалификации, с другой – с задачами управления современного профессионального образования. Повышение квалификации на уровне образовательного учреждения объективно требует новой управленческой философии, то есть разработки модели управления  системой повышения квалификации педагогов. Создание такой модели рассматривается как важнейшее условие формирования и функционирования системы повышения квалификации в профессиональном училище, способствующее повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Стратегическая цель работы в направлении повышения  квалификации педкадров: обеспечение перехода профессионального училища на новую систему повышения квалификации педагогов в условиях начального профессионального образования.

Тактические цели:

1. Выделить приоритетные  виды деятельности, обеспечивающие  эффективное повышение квалификации инженерно-педагогических работников профессионального училища.

2. Создать новую модель  системы повышения квалификации  педагогов в профессиональном  училище.

3. Разработать мероприятия по реализации модели системы повышения педагогов в условиях начального профессионального образования.

В рамках обучения система повышения квалификации педагогов ПУ включает два  направления: организационно-педагогическая и научно-методическая работа . Деятельность обучения  по повышению квалификации инженерно-педагогических работников в ПУ отражает следующие виды поддержки: организационно-методическая, формирование и развитие кадрового потенциала, информационная, диагностическая поддержка, правовая поддержка

Для непрерывного повышения  квалификации педагогов ПУ создана  модель 

– состав участников;

– органы управления повышением квалификации педагогических работников;

– формы внутрифирменного обучения;

– содержание педагогической деятельности;

– формы представления  результатов педагогами училища;

–  управленческие решения  по организации и реализации системы  повышения квалификации педагогов.

В основе модели – мониторинг качества профессионального мастерства педагогов. Итогом её функционирования становится дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению к работе и подбор форм методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Для мониторинга педагогической деятельности педагогов могут быть использованы следующие методы сбора информации:

1. Наблюдение за деятельностью  инженерно-педагогического работника.

2. Наблюдение за деятельностью  учащихся.

3. Метод контрольных  срезов, итоговые уроки.

4. Анализ промежуточной  и итоговой аттестации учащихся.

5.Метод устных опросов, беседы с учащимися, собеседование с педагогом, мастером производственного обучения,  родителями.

6. Анкетирование, тестирование  инженерно-педагогического работника.

7. Анкетирование родителей.

8. Анализ учебно-воспитательной  работы.

 Алгоритм управления системой повышения квалификации педагогов.

1. Определение педагогом  дефицита компетентности (диагностика  профессиональных барьеров: субъективно – «Что я не знаю, не умею, но хочу узнать», объективно – «что я должен уметь делать»).

Информация о работе Проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО